1. Основные законы развития общественного сектора экономики

Практика развития наиболее эффективных экономических систем современности демонстрирует необходимость государственного управления хозяйственными процессами. Поэтому важным является рассмотрение закономерностей формирования, становления и развития механизма взаимодействия государства и рынка.
Действия государства по достижению социально-экономических целей порождают и соответствующие функции государственного регулирования рыночной экономики. Функция государства - это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме. Под функциями государства необходимо понимать основные или главные направления ее деятельности, выражающие сущность государства. Основные направления деятельности - это те, которые осуществляются в определенных сферах общественных отношений и реализуют согласованные интересы граждан и общества на основе законодательно закрепленных нормативов свободы, равенства и справедливости.
Исходя из представлений о функциях государства как главных направлений ее деятельности, выделяют три группы обобщенных функций, являющихся основными ее атрибутами, через которые во всех теориях (только с изменением акцентов) дается определение государства. Условно данные функции можно определить как родовые функции или родовые признаки понятия «государство». К ним относятся: 1) правовая функция, 2) функция господства и принуждения; 3) организационная функция. В этих трех функциях в наиболее обобщенном виде представлены основные проявления государства, отражающие ее природу.
Родовые функции в силу их предельной обобщенности конкретизируются через определенный набор функций, которые можно обозначить как первоначальные функции государства. Критериями выделения первоначальных функций является их прямая связь с родовыми функциями и обязательно присущие для любых исторических форм государства. К первоначальным функциям относят: нормотворческую; регулирования отношений государства и общества, контроль за исполнением законов; регулирования работы государственного аппарата, обеспечение политического господства; поддержку внутреннего мира и порядка, защита территорий; неэкономичный принуждение; регулирования классовых, национальных, социальных и экономических отношений; экономическую ; социальну.
Первоначальные функции государства являются сложными образованиями, которые имеют системный характер и образуют функциональные системы. Экономических функций государства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на практике невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. В основном выделят такие группы экономических функций: 1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; 2) защита конкуренции, 3) перераспределение доходов и богатства; 4) корректировки распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; 5) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
Из перечня родовых и первоначальных функций следует, что власть и право, являясь родовыми функциями государства, обеспечивающих реализацию ее третьей родовой функции - организацию и регулирование классовых, социальных и экономических отношений. Именно управления экономическими и социальными отношениями является определяющим в иерархии его функций. Этот вывод важен для понимания роли экономических и социальных функций государства в проявлении ее сущности. Любые функции государства в наиболее общем смысле социальные, и любое государство социальная, поскольку в конце концов полезна для людини.
Существует методологическая разница между категориями «общественное» и «социальное». Общественные отношения охватывают всю систему отношений между природой и обществом, обществом или его большими социальными группами (классами, стратами и т.д..) И средствами производства, властью и между собой. Социальные отношения - это отношения личности с обществом в целом и его институтами, социальными группами и владою.
Социальные функции государства - целенаправленная деятельность государства по удовлетворению конкретных потребностей людей. Социальное выступает как «полезность», что имеет общественную природу и тем самым определенное отношение к человеку. Экономическое является механизмом удовлетворения объективных потребностей в процессе общественного труда, и этот механизм выступает как амбивалентна, объективная качество отношений вещей, орудий труда и человека. Иными словами, социальное всегда личностное, а экономическое - объективное, выступает как механизм реализации социальных целей. Именно дихотомия цель-средство наиболее адекватно характеризует отношения социальное-економичне.
В основе генезиса государственности находится вектор развития ее социальных функций. Поэтому эволюция государства - это эволюция его социальных функций.
Исторически государство последовательно осуществляла функции поддержки, регулирования рыночных отношений в форме защиты частной собственности, регулирования процессов торговли и обмена, реализации норм компетенции Гражданского кодекса. С вступлением социальных функций государство столкнулась с необходимостью ограничения свободных рыночных отношений и предоставления экономике социальной ориентации, которая отвечает запросам всего населения. Социальное государство, сама являясь результатом развития производительных сил и соответствующих отношений, активно модернизирует производительные силы и формирует новые социальные отношения на других структурных уровнях общества. Социально ориентированная экономика является продуктом социального государства, через который она реализует часть своих социальных функций и обеспечивает дополнительные стимулы развития економики.
Присущие государству обязанности - брать на себя нерегулируемые рынке общественно важные функции - в случае с социальной экономикой реализуются в отношении самого рынка. Обязывая рынок быть социально ориентированным, государство преодолевает стремление единичных субъектов рынка до получения частной сиюминутной выгоды в ущерб своему стратегическому развитию и обеспечивает консолидацию всей экономики для достижения общественного блага, в рамках которого услуги отдельно взятых производителей преобладают над потерями. Социально ориентированная экономика как результат идей неолиберализма и социального государства направлена на синтез гарантированной правовым государством экономической свободы с идеалами социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание дихотомии целей - свобода и справедливость - отображается в категории «социально-рыночное хозяйство».
Обобщая, можно сделать вывод, что исторически роль государства в экономическом и социальном развитии общества имеет тенденцию к росту. Это находит свое выражение в законе Вагнера, согласно которому промышленное развитие сопровождается ростом доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Главными причинами такого роста являются: 1) увеличение расходов на государственное управление, обеспечение законности и порядка, а также на регулирование экономической деятельности в процессе развития общества, 2) эластичность спроса на культурную и благотворительную деятельность государства от дохода больше единицы (превышение такого спроса по росту доходов), 3) экономическое развитие сопровождается ростом промышленных монополий, что требует усиленного государственного контроля. Иногда с теоретико-методологических взглядов его рассматривают как важнейший элемент закона огосударствления економики.
Модель совершенной конкуренции имеет ряд предпосылок (неудач рынка), которые почти не могут быть реализованы в современной рыночной экономике. Все это приводит к необходимости эффективной государственной политики.
Можно выделить четыре вида решений, с которыми государство сталкивается в процессе разработки политики в сфере экономики. Все они базируются на соответствующей методологии.
Во-первых, одним из основных инструментов экономического анализа является общий выигрыш, состоящий из выигрыша потребителя и выигрыша производителя. Эти понятия позволяют определить величину «дохода» или «ущерба», эффективности в результате увеличения или уменьшения объема произведенного или потребленного товара, а также ценовой изменения, которые происходят при этом. Эти понятия также помогают выяснить эффекты перераспределения, связанные с изменениями состояния потребителей и производителей. Все это важно с точки зрения антимонопольной и конкурентной политики.
Во-вторых, государство сталкивается с проблемой управления определенными видами производства или деятельности. Эти вопросы связаны с естественной монополией и общественными благами.
В-третьих, государство сталкивается с проблемой сравнения частных и общественных затрат. Разрыв между частными и общественными издержками является причиной экстерналий. В таких случаях важную роль играет анализ «затраты-выпуск», отчеты компаний о расходах на социальные нужды, модели общего равновесия. Они особенно ценны для осуществления индустриальной политики, политики в сфере охраны окружающей среды и розподилу.
В-четвертых, государство сталкивается с проблемами перераспределения. В этом случае принятие решений требует более углубленного исследования альтернативных программ.
ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО сектора экономики 2. Экономические законы и категории регулирования вне рыночных воздействий