2. Экономические законы и категории регулирования вне рыночных воздействий

Существует много ситуаций, когда рынок демонстрирует свою несостоятельность на практике. Несостоятельности («провалы», «неудачи», «пороки») рынка - это ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Несостоятельность конкурентных рынков объясняется четырьмя основными причинами: рыночной властью, неполной (асимметричной) информацией, внешними эффектами, общественными благами. Поэтому очень важна роль государства по обеспечению условий для конкуренции и предотвращения ситуации, когда одна фирма или небольшая группа фирм практически контролируют определенные ринки.
Однако, при определенных специфических условий, можно гарантировать возникновение ложного распределения ресурсов на практике, и следует определять такие случаи. Это ситуация, когда в определенных областях технологии увеличения масштабов производства приводят к уменьшению стоимости продукции, что создает определенные проблемы для соответствующего государственного реагування.
Существуют определенные отрасли производства, пользуются технологическими преимуществами экономии на масштабе производства (нисходящей стоимости). То есть, когда отрасль расширяет производство и выпускает все больше продукции, средняя стоимость производства при этом уменьшается. Это характерно для продукции массового производства, например автомобилей и грузовиков, которые собираются на конвейере. Конечно, более эффективным является производство товаров по более низкой средней стоимости; но очевидно и то, что менее эффективна система, в которой одна фирма становится монополистом путем постоянного снижения цен на свою продукцию. Такая ситуация называется естественной монополией, имея в виду, что она возникает из природы самого производственного процесса, а не является результатом заговора предпринимателей. Это дает государству веское основание для вмешательства, хотя в разных странах такие отрасли промышленности находятся в государственной собственности, когда государство владеет и управляет отраслью, устанавливая приемлемую цену на продукцию.
В некоторых странах преобладает подход, когда дается разрешение на то, чтобы отрасль была монополизирована, оставаясь в частной собственности, затем государственная власть регулирует цены с тем, чтобы монополист не мог установить монопольную цену. В других случаях возникают как теоретические, так и политические противоречия по установлению приемлемой цини.
Классическими примерами отраслей с экономией от масштаба являются коммунальные услуги, такие, например, как водоснабжение, очистка сточных вод и отходов, электроэнергетика, телефонные, почтовые и транспортные услуги. Во всех этих случаях технология, которая обеспечивает производство продукции, приводит к уменьшению средней стоимости при увеличении выпуска; иначе говоря, дешевле (в расчете на один мегаватт) вырабатывать электроэнергию для одного миллиона потребителей, чем для одной сотни. Следовательно, в этом случае в интересах общества позволить одной фирме производить всю электроэнергию, так как в среднем на единицу продукции тратиться меньше ресурсов, чем тогда, когда десятки конкурирующих фирм производить каждый меньший объем электроэнергии. Чтобы ни одна фирма не использовала свое монопольное положение, общество должно регулировать эту отрасль или путем предоставления монополии государственному предприятию, или по крайней мере путем регулирования цен, которые монополист имеет право устанавливать для споживачив.
Однако технология может изменяться, и если это случается, аргументация относительно разрешенного регулирования монополии в любой форме также может изменяться. Электроэнергетика является хорошим примером эффекта изменения технологии. Когда производство электроэнергии обеспечивалось большими электростанциями или гидроэнергетическими плотинами, а наиболее экономное поставки электроэнергии достигалось благодаря насыщенной сети энергосистем в национальном или даже международном масштабе. Таким образом, оба аспекта электроэнергетики приводили к экономии на масштабе производства. Однако новые технологии дали возможность производить электроэнергию с меньшими затратами на значительно меньших электростанциях. И теперь, например, в Соединенных Штатах оказывают давление, чтобы дать возможность войти в монополизированную отрасль производства электроэнергии этим меньше конкурирующим станциям, одновременно оставляя монополию в энергоснабжении. Система телефонных и почтовых услуг также претерпела масштабных технологических изменений, повлекших радикальные изменения в регулировании этих отраслей и передачу значительной части их функций частному сектору во многих странах. Однако в первом притоке энтузиазма от приватизации важно помнить, что все еще существует много областей, имеющих существенное нисходящую стоимость производства и новые технологии, которые могут потребовать регулирования. И для таких отраслей государственная собственность и (или) регулирования должны оставаться. Сейчас звучат обоснованные призывы к приватизации государственных предприятий в Украине с тем, чтобы создать полноценно функционирующую рыночную экономику. Но вместе с этим следует помнить, что существуют весомые аргументы эффективности сохранения государственных предприятий в тех отраслях, где технология ведет к экономии на масштабе производства, а именно - в поставке электроэнергии, воды, очистке сточных вод и отходов, дорожно-транспортных и многих других видах комуникаций.
Монополия неэффективна потому, что: 1) монопольная цена превышает предельные издержки, а монопольный выпуск меньше, чем выпуск за конкурентного равновесия, 2) монополия получает экономическую прибыль, устанавливая цену, которая превышает долгосрочные минимальные средние издержки и предельные витрати.
Монополист производит слишком мало продукции и продает ее за слишком высоким ценам (относительно предельных затрат), что влечет неэффективное распределение ресурсов в экономике. Потери «мертвого груза» - не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Уменьшение давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума затрат или прекратить свое существование. За счет рыночной власти она может «компенсировать» неэффективную структуру производства. Такую форму потерь посредством выбора неоптимального размера, методов производства и комбинаций факторов называют Х-неэффективностью. Она выступает в форме лишних затрат на рекламу, избыточных производственных мощностей, бюрократизации аппарата и т.п.. Важно то, что все эти потери возникают не из-за недостатков управления или нерасторопность монополиста, а обусловлены характером конкуренции на несовершенных ринках.
Следует также отметить, что некоторые экономисты высказывали сомнения относительно значительной неэффективности монопольной власти, подчеркивая: 1) относительно малую величину потерь, была обнаружена в эмпирических исследованиях, 2) более высокие темпы научно-технического прогресса в условиях монополии.
Влияние на естественные монополии осуществляется посредством национализации, регулирования или стимулирования конкуренции. Кроме того, государство разрабатывает антитрестовского политику, является реализацией системы законов, которые должны предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления другой антиконкурентной практики. Мероприятия антиконкурентной политики следующие: коррекция поведения, суть которой заключается в приказе правительства для фирмы или группы фирм по изменению своего поведения в направлении ее большей конкурентности; структурная политика, в ходе которой разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм изменяет структуру галузи.
Одним из дефектов рынке есть асимметричный информация. Одна из необходимых требований для существования совершенной конкуренции - наличие полной информации. Но такая ситуация, когда все владеют полной информацией о рыночных условиях, маловероятно. К тому же получение такой полной информации стоит времени и денег. Кроме того, возникают специфические проблемы, когда одна сторона в рыночной системе имеет большие возможности получить полную информацию, чем другая сторона. Такую ситуацию называют асимметричной информацией. Хотя в теории такое может случиться как с производителями, так и потребителями, на практике вероятно, что именно производители имеют больше информации, чем потребители. Действительно, производители очень часто контролируют информацию о своей продукции, и ради своих интересов они могут скрывать эту информацию от потребителей. Именно поэтому устанавливается много правил и нормативных актов, требующих полного раскрытия информации о риске, связанном с несчастными случаями и побочными эффектами от потребления определенных продуктов. Вообще, власть производителей стала одним из оснований для государственного вмешательства в рыночную систему ради снижения уровня неопределенности и ликвидации асимметричной информации.
Допуская существование неопределенности, необходимо сказать, что определенные искажения в поведении и асимметричная информация, сопровождающая эти искривления, если общество полностью возлагается на частный сектор.
Неопределенность выражает неоднозначность (непредсказуемость) внутренних и внешних условий функционирования экономической системы. Неопределенность характеризуется множеством значений параметров, которую называют множеством состояний, случаев, альтернатив, элементарных событий, зоны неопределенности. Неопределенность - это то, что не поддается оценке. Риск - это оценена любым способом вероятность. Хотя такой подход не отражает всей сложности проблемы выбора в условиях неопределенности, он, однако, помогает подойти к ее розуминня.
Вероятность означает возможность получения определенного результата. Следует различать объективную и субъективную вероятности. Объективная вероятность - это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Объективная вероятность определяет среднее значение вероятности. Субъективная вероятность - это вероятность, основанная на предпосылке о возможности получения данного результата. Этот критерий дает сменяемость возможного результату.
Если информация несовершенна, то цены на однородные товары не будут одинаковыми, поскольку в условиях несовершенной информации на рынке остаются фирмы, имеющие высокие цены. Следовательно, не будет и равенства среди производителей в отношении предельной нормы трансформации. Более того, несовершенная информация может препятствовать установлению равенства между настоящими предельными нормами замещения двух товаров и соответствующими ценовыми видношеннями.
Неопределенность - свойство многих решений с коротким временным горизонтом, и она требует расширения этого горизонта в будущем. Неопределенность возникает как в сфере цен товаров, так и в качестве. На рынке асимметричной информации возникает отрицательная селекция: худшие товары постепенно вытесняют с рынка качественные. Подобное происходит и на политическом рынке. Нормальный человек, имея здравый смысл, испытывает действие негативной селекции в процессе выборов депутатов в представительные органы и предпочитает привычным кандидатам, а не «новичкам». Отсутствие достаточно точной информации не гарантирует того, что новый кандидат будет лучше попередника.
Рынок страхования при наличии всех его особенностей подобный рынку асимметричной информации. Главное его отличие заключается в том, что информацией о качестве здесь владеют покупке страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жизни: здоровый человек болен? Очевидно, большой риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний прежде всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставляет страховые компании повысить цену страховок, что отвлечет здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль «высокая цена - опасные клиенты» усилит неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхование станет доступным лишь по ценам максимального риска. Однако страхование таит в себе и другие опасности. Это прежде всего проблема моральной нагрузки. Моральная нагрузка - поведение индивида, которая влияет на вероятность или значимость события, обусловливает выплату. Иными словами, это сознательное поведение того, кто страхуется, чтобы увеличить вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) возмещены страховой компаниею.
Лицо, застраховала жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще: они перестают принимать меры предосторожности, которые были для них обязательными к страхованию. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован. Если человек, застраховалась от краж, начинает пренебрегать привычными для нее мерами предосторожности, то, естественно, вероятность краж значительно возрастет. Такая небрежное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечестным людям за счет честных и порядочных. Это, тем более, касается тех людей, которые, рассчитывая на большую страховку, сознательно идут на преступление: поджигают свой старый дом, разбивают надоевший автомобиль и даже убивают родичив.
Какие же существуют меры борьбы с моральным нагрузкам (риском)? Страховые компании пытаются минимизировать моральный риск:
осуществляя более тщательный отбор кандидатов с помощью классификации клиентов по группам риска (и дифференцируют страховые взносы);
не заключая договор страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами, водителями, которых ранее задерживали за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, и др..)
идя на частичное возмещение ущерба (т.е. разделяя с клиентом опасность морального риска).
Когда есть неопределенность, обычно существует и возможность для ее уменьшения путем сбора данных (информации). Неопределенность сокращается, если поступает необходимая информация, которая может действовать в виде неценовых сигналов. В реальном мире неценовые сигналы имеют большое экономическое значение. Информация и сигналы имеют экономическую ценность, даже если их приобретение и передача осуществляются по незначительной цене. Поскольку информация имеет денежную стоимость, то продавцы и покупатели стремятся продать ее сами, чаще путем пошуку.
Важным мероприятием борьбы с асимметричной информацией и моральным риском являются рыночные сигналы. Сильным сигналом гарантии и поручительства. Не менее важным обстоятельством является репутация фирмы: марка учреждения, фирменные знаки и т.п.. Одним из сигналов о качестве работника, нанимается, может быть, в частности, его образовательный уровень. Типичным рынком, на котором быстро удается ликвидировать асимметрию информации, является аукцион. Защита прав потребителей также должен опираться на полную информацию о качестве благ, продаются. Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, которые активно рекламируют свою продукцию. Важная роль принадлежит механизму спекулятивных сделок, который передает необходимую информацию от тех, кто ею обладает, к тем, кто нуждается. Спекулянты производят и поставляют информацию о тенденциях экономического развития. Их ожидания ценовых сдвигов чутко схватывают переливания ресурсов из отрасли в отрасль, изменения экономической и политической конъюнктуры. Цены, образующиеся в результате деятельности спекулянтов, является своеобразным барометром. Они подсказывают всему обществу перспективные направления развития. Дешево производя ценную информацию, спекулянты способствуют повышению эффективности общественного производства и, следовательно, увеличивают богатство нации.
В теории рынка рыночный механизм также может не сработать еще в двух случаях: во-первых, когда он способен создать такую цену, которая бы правильно сбалансировала оценку товара потребителями со стоимостью затраченных на его производство ресурсов, и, во-вторых, когда он не способен вообще образовать цену. В первом случае существуют внешние эффекты (экстерналии), во втором - общественные блага.
Существует множество случаев, когда рынок в состоянии обеспечить определенное количество продукта по рыночной цене, но делает это неэффективно: или производит слишком мало продукта, или слишком много, и по цене или слишком высокой или слишком низкой. В таком случае возникают внешние эффекты (экстерналии). Внешние эффекты - затраты или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются «внешними», поскольку касаются не только экономических агентов, участвующих в данной операции, но и третьих лиц. Внешние эффекты возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо продукта одной фирмой или потребителем вызывает позитивное или негативное влияние на другие фирмы или других потребителей, не компенсируется через ценовой механизм. Внешние эффекты могут изменять спрос через влияние на потребителей и предложение - через влияние на виробникив.
Образование считается классическим примером эффектов, которые приносят внешние выгоды потребителям. При отсутствии государственной системы будет существовать частный рынок образования, поскольку люди имеют выгоды от дополнительных доходов (за счет образования) и должны платить за полученные знания и навыки. Однако и общество в целом получает выгоды от наличия более квалифицированной рабочей силы, которая способствует повышению темпов роста экономики.


3.
1. Основные законы развития общественного сектора экономики ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ