6.2. Анализ развития социальной сферы региона

Развитие социальной сферы региона в научной практике связывают, как правило, с другими показателями регионального развития. Существует несколько моделей обобщающие закономерности развития социальной сферы региона. Рассмотрим основные из них.
И. Модель Г.Мюрдаля, которая отражает зависимость между развитием бизнеса, объемам доходов фирм и населения, местными бюджетами и региональной инфраструктурой. Чем развитые экономика региона, тем большие доходы получают населения и фирмы, через налоговую систему приводит к росту отчислений в местные бюджеты. В результате органы местного самоуправления имеют более широкие возможности для развития социальной инфраструктуры региона. Тем самым на следующем этапе обеспечиваются привлекательные условия для ведения экономической деятельности и создаются стимулы для притока капиталов в настоящее регион.
Аналогичный мультипликативный процесс имеет место и в отношении доходов населения. Развитая экономика требует квалифицированной рабочей силы (такие рабочие получают высокие доходы) упорядочена и обеспечена социальными благами территория привлекает обеспеченные слои населения для проживания, что в свою очередь приводит к дальнейшему росту налоговых поступлений в местные бюджеты и т. д.
II. Модель Хэррод-Домара исходит из того, что районы, которые быстро развиваются, имеют высокий уровень доходов, в результате чего происходит приток рабочей силы и капитала. Растет объем налогов в местные бюджеты, что обусловливает развитие социальной сферы региону.
III. Неоклассическая модель, наоборот, исходит из того, что новые районы, которые развиваются, хотя и имеют чистый приток капитала, однако уровень доходов у них невысокий и рабочая сила имеет тенденцию к оттоку, что в свою очередь, приводит к низким поступлений в местные бюджеты и как результат - к уменьшению отчислений на развитие социальной сферы, а, следовательно, и к ее скорочення.
Неоклассическая модель подходит для районов, стали развиваться на базе использования местной рабочей силы хорошо обеспеченных трудовыми ресурсами регионах с относительно низким уровнем доходов населения и качеством его жизни, сложившихся традицийно.
Существуют и другие трактовки зависимостей между экономическим развитием и развитием социальной сферы региона и качества жизни населения. Однако действуют несколько положений, которые не нуждаются в доказывании (аксиомы) и характерные при применении любой модели регионального розвитку.
Движение капитала происходит в регионы, которые дают наибольшую прибыль на вложенный капитал.
Развитие основных отраслей специализации способствует развитию вспомогательных отраслей, расширению сферы услуг и созданию совершенной инфраструктуры для населения и развития экономической дияльности.
Развитые производственная инфраструктура создает привлекательные условия для расширения экономической деятельности и открытие новых фирм.
Концентрация производственного и непроизводственного капитала непосредственно определяет доходы местных органов власти. Чем больше доходы бюджета на территории, тем большие инвестиции в инфраструктуру и социальные програми.
Высокий уровень индивидуальных доходов обеспечивает высокий уровень социального развития, а именно медицинского обслуживания, образования, обеспечения жильем тощо.
От теоретических положений перейдем к конкретному анализу развития социальной сферы региона. Простейшим способом такой оценки служит сравнение тех или иных показателей развития региона со средними по стране. Однако такое сопоставление может дать лишь общие сведения о положении региона относительно общеэкономической ситуации в стране. Для углубленного анализа определяются индикаторы, которые характеризуют уровень развития общественного потребления, уровень индивидуальных доходов и индивидуального потребления. Проведение корреляционного анализа этих показателей позволит выяснить чувствительные показатели, которые могут эффективно использоваться при региональном анализе как самостоятельные индикаторы и критерии классификации. В приложении 4.1 приведены показатели, подвергавшихся корреляционном анализа на этапе отбора критериев для классификации по уровню качества жизни (по А. Г. Дмитриевой).
В целом для определения развития социальной инфраструктуры региона можно использовать следующие показатели:
1. Смертность немовлят.
2. Доля учащихся школ, занимающихся во вторую змину.
3. Обеспеченность ликарнями.
4. Обеспечение больничными лижками.
5. Обеспеченность житлом.
6. Инвестиции в социальную сферу.
7. Обеспечение местами в детских дошкольных закладах.
8. Средняя заработная плата рабочих и службовцив.
9. Средний заработок в сельскохозяйственной сфери.
10. Розничный товарооборот на душу населення.
11. Обеспеченность автомобилями.
Показатели 1, 2, 3, 4, 6, 7 характеризуют уровень и качество потребления благ из общественных фондов потребления, т.е. уровень общественного потребления, показатели 8, 9, 10, 11 - уровень индивидуального потребления. Показатель 5 может рассматриваться как индикатор и уровня развития социальной инфраструктуры и уровня индивидуального потребления. Причем с развитием рынка жилья, платных услуг населению такие показатели, как обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, все значительной степени характеризовать индивидуальное потребление, чем потребление общественное. Следует отметить, что соотношение уровней индивидуального и общественного потребления является одной из важнейших характеристик регионального развития, следствием целого комплекса социально-экономических особливостей.
При разработке программ социально-экономического развития региона на этапе анализа используется несколько иной набор показателей развития социальной сферы и уровня жизни населения. Анализ по этим показателям должна выяснить необходимость экономических преобразований и направления улучшения материальных условий жизни населення.
Все показатели по структуре программы делятся на четыре группы:
И. Сводные показатели уровня жизни и социальной защиты населення.
II. Баланс денежных доходов и расходов населення.
III. Потребление товаров и послуг.
IV. Развитие материальной базы социальной сфери.
Сводные показатели уровня жизни и социальной защиты населения отражают доходы населения, индексы потребительских цен на товары и тарифы на услуги, уровень минимального потребительского бюджета (МСБ) - важный показатель социальной защиты населения, который отражает уровень прожиточного минимума населения региону.
Показатели доходов населения включают денежные доходы в расчете на душу населения за месяц, среднемесячную заработную плату рабочих и служащих (номинальную и реальную с учетом индекса цен), социальные трансферты, которые выплачиваются из государственного бюджета, фонда социального страхования и пенсионного фонда, а также за счет средств предприятий и других общественных организаций.
Индексы потребительских цен на товары и услуги за анализируемый период рассчитываются Министерством экономики Украини.
МСБ представляет собой систему социально-экономических нормативов и отражает минимальные общественно необходимые потребности населения. Этот показатель характеризует минимум средств, необходимых для жизнедеятельности человека в конкретном регионе в отчетном периоди.
Анализ показателей по социальной защите населения позволит оценить уровень безработицы в регионе и определить неконкурентоспособны на рынке труда слои населения. Такие показатели информационной основой для предсказания необходимые меры для обеспечения полной занятости населения и предотвращению массовом безробиттю.
Информационной базой для расчета показателей являются данные баланса рынка труда, который состоит раз в год областными органами по трудоустройству на основании информации предприятий и организаций, исполкомов городских Советов и районных госадминистраций. Применяется статистическая форма 2-ПН «Трудоустройство».
Система показателей потребления товаров и услуг включает конъюнктуру потребительского рынка, развитие розничного товарооборота и реализации платных услуг населению. Отчетные показатели представляются в общем балансе спроса населения и предложения товаров и услуг на потребительском рынке, балансах спроса и предложения товаров и услуг на потребительском рынке, балансах спроса и предложения по отдельным товарам. Также используется и другая отчетная статистическая информация, в частности балансы денежных доходов и расходов населения, данные о продажах и остатках товаров в розничной торговле и реализацию населению всех видов услуг, о производстве основных товаров в регионе, о ввозе основных товаров в регион (вместе с импортом) и вывоз за пределы региона (вместе с экспортом). Используются также данные выборочных обследований по основным товарами в розничной торговле и на неорганизованном рынке (количество ассортиментных разновидностей, уровень спроса населения, объемы продажи товаров).
С целью осуществления регулирования и рационального использования ресурсов важнейших товаров в регионе проводятся выборочные наблюдения на предприятиях розничной торговли различных организационно-правовых форм и типов специализации. Стоит, чтобы сеть объектов наблюдений была постоянно действующей, что обеспечит сопоставление результатов и даст возможность определить тенденцию развития ассортимента и спроса. Перечень товаров для голосования должен состоять из 20-25 наименований товаров продовольственной и непродовольственной групп. Важнейшими из них являются: мука, крупы, макаронные изделия, колбасы полукопченые и вареные, масло, маргарин, яйца, рыба, масло сливочное, сахар, белье нательное и постельное, предметы санитарии и гигиены. Информация собирается ежемесячно путем опроса руководителей торговых пидприемств.
Развитие розничного товарооборота оценивается по данным статистической отчетности об объемах продажи товаров на предприятиях розничной торговли и общественного питания всех форм собственности и потребления основных продуктов питания на душу населения, информации об объемах производства товаров народного потребления в регионе, сальдо их ввоз - вывоз, включая импорт и экспорт за пределы Украини.
По данным анализа приведенных показателей определяются факторы, повлиявшие на изменение объемов производства и продажи продукции, прогнозируются объемы товарооборота предприятий розничной торговли и общественного харчування.
Основной задачей сферы реализации платных услуг населению является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах, в том числе бытовых, и обеспечения высокого качества и культуры обслуживания. С этой целью анализируются потребности населения в услугах соответствующего вида на одного жителя, достигнутый уровень развития сети бытовых и других учреждений обслуживания, финансовые возможности предприятий и организаций, местных бюджетов и платежеспособность населения. Особое внимание уделяется анализу сбалансированности показателей платных услуг с показателями баланса денежных доходов и расходов населения. Оценка такого баланса позволит определить проектные показатели реальных доходов населения и общий объем платежеспособного спроса населення.
Информационной базой анализа приведенных показателей является отчетные данные органов статистики, экономических управлений райгосадминистраций, горисполкомов и соответствующих подразделений облгосадминистраций.
Анализ показателей развития материальной базы социальной сферы по социальной инфраструктурой региона предполагается проводить по следующим отраслям:
1. Жилищно-коммунальное хозяйство. Анализируются отдельно для жилищного хозяйства показатели уровня обеспечения населения жильем, улучшение его качества за счет обеспечения благоустройства жилищного фонда инженерным оборудованием и другим признакам благоустройства жилья, повышающих комфортные условия проживания; показатели улучшения жилищных условий малообеспеченным гражданам бесплатно или за невысокую плату, внедрение адресной поддержки граждан , нуждающихся в улучшении жилищных условий в зависимости от времени пребывания в очереди и уровня их доходов. Для коммунального хозяйства определяются фактические показатели качества обслуживания населения по всем видам коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, тепло-и газоснабжение) и сравниваются с нормативами потребления этих услуг. Расчеты выполняют на основе данных жилищно-коммунальной статистики, разрабатываемые в разрезе городов, административных районов, поселков, а также на основе разработок предприятий и управлений коммунального хозяйства.
2. Образование и культура. Целью системы образования является создание в обществе условий, при которых каждый человек имеет возможность получить образование любого уровня и других образовательных услуг учебных заведений. В социально-экономическом развитии общества особое значение для населения должны массовые образовательные услуги. Это прежде дошкольные учебные заведения и школьное обучение молодежи, поэтому аналитическая работа концентрируется вокруг определения: количества детей дошкольного возраста (на основании материалов переписи населения и демографических расчетов); количества детей в постоянных дошкольных учреждениях, которые есть в регионе, независимо от их ведомственного подчинения; численности учащихся общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений (определяется на основе демографических показателей об общем количестве детей школьного возраста, сведений о рождаемости и смертности детей в возрасте до 6-7 лет, результатов обучения в школах в прошлом учебном году, материалов школьных микрорайонов) количества детей в интернатных учебных заведениях (на основе отчетных статистических материалов об их развитии, сведений соответствующих ведомств о количестве детей-сирот, детей с недостатками физического и умственного развития, количества мест в учреждениях). Также изучаются данные о динамике численности населения, его возрастной и семейный состав, действующие нормативы строительства объектов образования по сравнению с фактическими потребностями.
При анализе развития культуры основное внимание уделяется сохранению и приумножению культурно-исторического наследия Украины. С этой целью определяются существующие показатели развития массовых учреждений культуры (библиотек, клубных учреждений, киноустановок), показатели развития сети театров, музеев, концертных залов, филармоний, школ эстетического воспитания, которые сравниваются с нормативными значениями.
3. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. В этом разделе анализируется достигнутый уровень развития соответствующих отраслей, степень обеспеченности населения больничными койками и амбулаторно-поликлинической помощи, состояние лечебно-профилактической помощи за контингентами населения, состояние и уровень материально-технической базы медицинских учреждений, оснащение их необходимыми приборами и оборудованием, обеспеченность материалами, медикаментами и кадрами. Изучаются данные анализа состояния здоровья населения региона, отражаются показателями: средняя продолжительность жизни человека; смертность взрослого населения; материнская и детская смертность, заболевания работающего населения, связано с временной потерей трудоспособности (чел.-дней на 100 работающих); биовикове и физическое тестирование человека. По полученным данным оцениваются потребности населения в медицинской помощи по характеру заболеваний и их фактическое обеспечение. Для определения необходимости строительства больниц анализируется их материально-техническое состояние на основании паспортизации, что дает возможность определить приведенную и фактическую мощности функционирующих больниц. Такое сравнение мощностей медицинских учреждений и их техническое состояние является основой для принятия решения о необходимости реконструкции или нового строительства больниц. Важным моментом при этом является анализ заболеваемости населения, в т.ч. уровня госпитализации, структуры коечного фонда и его технического состояния.
6.1. Методологические положения оценки уровня жизни населения региона Тема 7. Анализ ресурсного потенциала региона