8.1. Основные теоретические подходы к анализу межрегиональных различий социально-экономического развития
Образование политически и экономически стабильного общества невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставание в развитии отдельных территорий, которые еще больше углубились и стали заметными в период экономического реформи.Основными причинами неравномерного развития и экономической отсталости отдельных территориально-административных образований являются:
долгосрочные циклические кризисы перепроизводства;
нарушение производственных и хозяйственных структур;
низкий уровень отраслевой диверсификации и зависимость от внешних рынков;
несоответствие факторов производства потребностям современной НТР;
неблагоприятные природные и климатические условия, экологические катастрофы, стихийные бедствия;
исторические и социально-культурные особенности;
неблагоприятные демографические тенденции.
Характер и острота проблемы прежде всего определяются общим уровнем экономического развития страны, ее историческими и национальными особенностями. Более того, с переходом к качественно новому этапу развития меняются и критерии отставание. Так, в промышленно развитых странах до Второй мировой войны в отсталых относили аграрные и горно-добывающие районы. В 50-е годы таковыми считались районы, ориентированные на начальную переработку промышленной и сельскохозяйственного сырья, в 70-е годы - те, где были сосредоточены базовые отрасли промышленности (металлургия, автомобильная промышленность, энергетика), в последние годы - районы, медленно осваивают наукоемких и ресурсосберегающие технологии.
При анализе экономической ситуации в регионе употребляется термин «экономическая безопасность региона», под которой понимают совокупность текущего состояния, условий, факторов, характеризующих стабильность и поступательное развитие экономики региона, которая органично интегрирована в экономику страны как относительно самостоятельная структура. На уровне муниципального образования экономическая безопасность предусматривает поддержку стабильного развития ведущих предприятий, что исключает негативное влияние на условия жизни местного населення.
Задачи, возникающие в процессе определения экономической безопасности, являются:
установление и анализ факторов, способных влиять на стабильное развитие территории;
формирования региональной экономической политики с определением приоритетов и преобразований в рамках общегосударственной стратегии экономической реформы;
недопущение дискриминации со стороны общегосударственных органов по территории, обеспечения паритетного участия в реализации общегосударственных программ развития регионов, размещения госзаказов и т. ин.
Роль государственных органов в данном аспекте сводится к:
осуществление государственной поддержки регионального развития путем реализации комплекса государственных программ;
размещение госзаказа на поставку продукции предприятиями региона для общегосударственных нужд;
паритетного участия в крупных региональных инвестиционных проектах;
равноправного взаимодействия государственной и местной бюджетных систем, основанных на разграничении налоговых и других функций;
создание благоприятных условий для развития территории;
выбора обоснованной экономической стратегии по исследуемой територии.
Кризисная экономическая ситуация в регионах может угрожать национальной экономической безопасности в случаях, когда: а) действие отдельных факторов дестабилизации достигает такого уровня остроты, при котором могут наблюдаться необратимые процессы в тех или иных сферах хозяйственного комплекса региона, что сказывается на экономике прилегающих территорий и экономике Украины в целом и требует долгосрочных и высокозатратных государственных мероприятий б) когда ликвидация кризисной ситуации в регионе становится возможной только при вмешательство государственных органов и дополнительном финансировании из государственного бюджету.
Как показатели экономической безопасности (индекса экономической безопасности, ИЕБ территории) могут использоваться:
Степень изношенности основных производственных фондов,%.
Уровень производственных капиталовложений на 1 грн. основных фондив.
Индекс динамики объемов промышленного производства, (1990 г. = 100%).
Отношение инвестиций к ВВП,%.
Отношение объемов трансфертов из государственного фонда поддержки территорий к ВВП,%.
Соотношение индексов роста добавленной стоимости территории и основного капитала,% (ДВТ).
Относительное уменьшение занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых на территории по сравнению с 1990 г.,%.
Отношение налогов и других платежей в бюджет к ВВП территории,%.
Доля оплаты труда в ДВТ,%.
Доля незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, в общей численности экономически активного населения,%.
Отношение разницы между количеством граждан, ищущих работу, и заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках, к общему количеству занятых в экономике,%.
Естественное сокращение населения, лиц / 100 жителив.
Отношение среднего срока жизни до норматива,%.
Количество населения с доходами ниже минимальных, в общем его количестве,%.
Доля оплаты труда в структуре личных доходов населения,%.
Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума,%.
Нормы личных сбережений (прирост средств на депозитах и вкладах, в ценных бумагах, недвижимости, товарах длительного пользования) в личных доходах,%.
Отношение расходов на социальные программы к ВВП,%.
Доля населения, проживающего в зонах экологического загрязнения, природных катастроф, к общей его количества,%.
Удельный вес тяжких преступлений в общем количестве преступлений,%.
Доля раскрытых преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений,%.
После количественного анализа определяется возможность или невозможность снятия аномально высоких напряжений за счет внутренних ресурсов территории, прогнозируются возможные последствия нерегулируемого развития ситуации и в результате определяется необходимость быстрой разработки особых заходив.
Анализ развития таких территорий можно проводить с помощью специально разработанных прогнозных сценариев, каждый из которых представляет собой краткую характеристику возможного состояния территории (в разрезе ИЕБ), включая и вариант нерегулируемого извне экстраполяционных развития депрессии. Каждый из таких вариантов дает представление о собственные и привлеченные ресурсы, изменения в формировании депрессивного состояния и о механизме его преодоления. Иначе говоря, сценарный вариант - это прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и необходимых для этого ресурсов, управленческих действий и т. п. за вероятными направлениями этих изменений. Сравнительный анализ сценариев позволит не только обоснованно оценить остроту депрессии, квалифицировать ее как требующую быстрых действий, как такую, которая не может самостоятельно разрешиться, но и проанализировать саму возможность снятия выявленных напряжений.
Тема 8. Анализ экономической безопасности региона | 8.2. Понятие депрессивной территории и возможность ее санации |