8.2. Понятие депрессивной территории и возможность ее санации
Государственная политика поддержки отраслей и территорий должен быть селективной (выборочной), а в условиях острого дефицита бюджета - высокоселективной. Объектами особой поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера становится относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, то есть таких, где эти ситуации аномально заостренные, а собственных ресурсов для перелома негативных тенденций недостатньо.В производственно-хозяйственной сфере к таким структурам в первую очередь относятся предприятия-банкроты, а в региональных системах - депрессивные территории.
Депрессивные территории - это такие пространственно локальные образования, в которых через экономические, политические, социальные, экологические и другие причины перестают действовать стимулы саморазвития, следовательно, нет оснований рассчитывать на самостоятельный выход из кризисной ситуации. В отличие от обанкротившихся предприятий территории как неотъемлемые части социально-экономического, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического потенциалов общества, неотъемлемые составляющие единого государства обычно не могут ликвидироваться, то есть невозможно механически прекратить их функционирования. (В экономической географии есть такие понятия, как детериорация дискрепанация, дезинтеграция, используемые для определенных территорий, по определенным причинам исключены из хозяйственного оборота, например 30 км Чернобыльской зоны). Обобщая подобное состояние территорий, его можно трактовать как невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и других регионально опосредованных процесив.
Существование депрессивных территорий обычно требует принятия, как на государственном, так и на региональном (местном) уровнях антидепрессивных мер. Понятно, что из-за экономического кризиса можно утверждать, что вся страна является депрессивной территорией. Поэтому мы говорим о «аномалии» депрессии, наддепресии, т.е. выделяем очень ограниченные территории, а не регионы. Только таким образом можно объективно выделить депрессивную территорию как объект первоочередного государственного регулирования и разработать обоснованные мероприятия по ее санации.
Депрессивными в условиях экономического кризиса территориями следует считать регионы, в пределах которых темпы спада производства, уровня жизни, рост негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, социальных услуг и т. п. выше макрорегиональных, общегосударственные. То есть, такие компактные территориальные образования (населенные пункты) действительно являются центрами депрессивных напряжений. Система мер, которая проводится для оздоровления депрессивных территорий, называется санацией. Результатом проведения санации на первом этапе является снятие аномальной остроты проблем, а в дальнейшем - экономически-социальная реабилитация територии.
Достижению этой цели служат системные механизмы, т.е. совокупность регулятивных мер, способных одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, социальных отношений, природопользования и др.., Т.е. применение многофункциональных регуляторов (экономико-правовых, социально-организационных, социально-экономико-демографических и т.д.).
Задача выбора территорий для их включения в перечень депрессивных решается с помощью количественных показателей, которые дают возможность проанализировать состояние определенной территории и сравнить их со средними по краини.
Определение территории как депрессивной состоит из ряда этапов:
1-й этап - оценка существующего положения и тенденций изменения ситуации на рынках труда и в сфере занятости населения с использованием статистики или разработанных на ее основе специальных показателей, которые затем сводятся в интегрированный бальный критерий. В результате выясняются районы, населенные пункты, в которых ситуация на рынке труда значительно отличается от средних и поэтому они могут претендовать на получение статуса территории приоритетного развития;
2-й этап - выясняются причины указанных отклонений. При этом расчеты производятся только для административно-территориальных единиц, которые были выделены как, претендующих на статус территорий приоритетного развития. Это дает возможность определить направление политики регулирования рынка труда и занятости населения в зависимости от того, какими причинами (демографическими, экономическими, социальными или другими) обусловлена ситуация. В результате выделены районы, населенные пункты группируются по типу политики регулирования рынка труда и занятости населения;
3-й этап - по количеству выделенных районов выбираются те, где не удалось определить причины, приведшие к возникновению критического состояния. Это означает, что данное состояние является следствием, как правило, неудовлетворительной деятельности местной службы занятости (несвоевременное снятие с учета безработных, плохой мониторинг рынка труда и т.п.). Такие районы исключаются из числа претендующих на получение статуса территорий приоритетного развития.
Рассмотрим конкретно возможен расчет показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда и в сфере занятости населения (1-й этап):
Указанные показатели рассчитываются для всей совокупности районов, из которых определяются претенденты на статус территории приоритетного развития. Далее рассчитывается величина отклонения показателей конкретного региона от среднего значения данного показателя по выбранной сукупности.
С помощью экспертно-аналитического метода определяются интервалы абсолютных величин отклонений, каждому из которых присвоеться определенный балл. Например, при пяти интервалах отклонения показателей уровня безработицы от среднего значения самый интервал получает балл 5, а наименьший - 1 балл. После этого баллы по показателям суммируются и полученное количество баллов делится на количество показателей, использовалось. Таким образом получается средняя балльная интегральная оценка состояния рынка труда в районе, городе. Административные единицы, которые имеют наибольшую сумму баллов, выделяются в качестве территорий приоритетного развития, причем их количество не должно превышать 10-15% общего количества административно-территориальных единиц в рассматриваемой сукупности.
Справка рассчитываются динамические показатели, характеризующие изменения, которые произошли на рынке труда в каждой административно-территориальной единице. Для этого абсолютное значение каждого отдельного статистического показателя на конец исследуемого периода делится на этот же показатель на начало периода. Далее проводятся расчеты, аналогичные тем, которые используются при оценке рынка праци.
Существует другой, упрощенный вариант расчетов для определения приоритетных территорий путем ранжирования территорий по количественными значениями каждого из показателей с определением соответствующего балла (места) територии.
Бал (место) 1 предоставляется территории в случае, когда значения показателей Рн, Рв, П минимальные из всей совокупности территорий, а значение Кр - максимальное. Потом баллы территории по показателям суммируются (как и в предыдущем случае они могут быть взвешенными). После того, как сумма баллов разделена на количество показателей, которые использовались, получается средняя балльная оценка рынка труда территории, которая будет использоваться как критерий определения территории приоритетного развития (аналогично первому методу).
Далее определяются причины, обусловившие отклонение показателей от средних. Сначала показатели группируются по их качественным содержанием, то есть выделяются демографические, экономические и социальные причины и затем проводится оценка по каждой из этих групп. Все группы причин описываются определенным набором показателей, влияет на рынок труда территориально-административной единицы. Могут использоваться следующие показатели:
Удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения,%.
Индекс потребительских цен (с использованием индекса инфляции).
Средние денежные доходы на душу населення.
Доля убыточных предприятий,%.
Прирост населения за счет миграции,%.
Работающие неполный рабочий день, в% к списочного количества занятых на ближайшее квартал.
По этим показателям проводятся аналогичные расчеты балльной оценки районов и выясняется влияние различных факторов на ситуацию на данной территории.
8.1. Основные теоретические подходы к анализу межрегиональных различий социально-экономического развития |