7.4. Паритет покупательной способности

Паритет покупательной способности (ППС) является своеобразным пространственным «дефлятором», аналогом динамических индексов цен. Если динамические индексы цен измеряют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, то ППС измеряет различие «в пространстве» - в покупательной способности валют разных стран. Причем, что очень важно, пользуясь показателем ППС, можно в течение базисного года сравнивать страны, разные по масштабам национальных економик.
Сейчас пользуются индексным методом с использованием так называемых товаров-представителей, по ценам которых рассчитывается ПКС.
Напомним схему расчета ППС. Исходный показатель разбивают на однородные первичные группы, внутри которых экспертным способом определяют определенное количество товаров-представителей, на основании национальных цен отобранных товаров-представителей вычисляют индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, затем агрегируются различными методами в сводный ППС, который и используют для оценки показателей в сопоставимой валюти.
Именно поэтому выбор товаров-представителей для корзины является одной из проблем проведения международных сопоставлений для получения достоверных результатов расчетов ППС и реальных обсягив.
Подбор и оценки товаров-представителей. Проведение работ по подбору и оценке товаров-представителей можно разделить на несколько етапив.
Первым этапом является подготовка основных рабочих материалов (списки товаров, спецификации, прейскуранты), на втором этапе происходит анализ цен и сбор информации о качественных различий однотипных товаров. Затем происходит согласование списков товаров-представителей и цен на них и только после этого можно начинать расчет индивидуальных и групповых паритетов покупательной спроможности.
Базой для организации списка товаров-представителей является детальная классификация расходов ВВП для целей международных сопоставлений. Низкий уровень детальной дезагрегации (группа однородных товаров) называется первичной группой. Уровень первичной группы является уровнем расчета групповых ПКС.
Базовый подход Европейской программы сопоставлений заключался в следующем:
ВВП каждой страны были разделены на несколько однородных товарных групп или первичных групп согласно компонентов конечного использования;
регистрация цен осуществлялась избранными в рамках каждой товарной группы товарами, и среднее соотношение цен в разных странах рассчитывалось для каждой товарной группы: эти средние соотношения цен потом решались и по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП, рассчитывались паритеты покупательной способности;
национальные стоимостные показатели этих товарных групп перечислялись в международно-сравниваемые показатели с помощью вышеуказанных паритетов покупательной способности. Полученные показатели называют «реальными размерами» в отличие от «номинальных размеров», выраженные в национальной валюти.
Центральное место в международных сопоставлениях показателей системы национальных счетов уделяется расчете именно паритета (покупательной способности) валют сравниваемых краин.
Товары и услуги-представители должны удовлетворять следующие два основных требования:
1) сопоставимости, что означает, что все факторы, которые влияют на образование фактической цены, являются идентичными в сравниваемых странах;
2) репрезентативности, что означает, что отобранные товары являются характерными для структуры расходов (часто используются и в наличии на внутреннем рынке) и на них приходится значительная часть расходов в рамках данной первичной группы в странах, которые зиставляють.
Между этими требованиями существует определенный компромисс, поскольку типичные для одной страны товары зачастую не будут такими для другой, причем большинство товаров-представителей просто непоривнянними.
Процедура отбора и согласования товаров-представителей была различной в двух группах стран. В целом можно отметить, что, например, в группе I подбор и согласование делались на многосторонней основе, а в группе II - на двусторонней основи.
Согласно процедуре, которая использовалась в группе I, в рамках каждой первичной группы каждая страна, участвующая, должен выбрать и специфицировать минимум один продукт, который покупают достаточно часто для того, чтобы он был репрезентативным для расходов данной страны по соответствующей первичной группой . Однако для включения в конечную выборку каждый отобранный продукт должен также быть одобренным крайней мере одной из других стран-участниц, где данный продукт является репрезентативным или, как минимум, реализуется в больших количествах. Однако отобранных продуктов может и не быть в наличии во всех странах группы. Странам необходимо было подать данные о ценах на отобранные ими продукты, зато продукты, отобранные другими странами для расчета паритетов, определялись прямым или косвенным способом между парами краин.
Базовый перечень был подготовлен Евростатом на основе консультаций со странами Сообщества. Затем этот перечень был расширен ОЭСР на основе консультаций со странами, которые не являются членами Сообщества, для обеспечения того, чтобы продукты были репрезентативными для всех стран ОЭСР. Окончательный перечень продуктов содержал около 3200 наименований потребительских товаров и услуг, 236 наименований инвестиционных товаров и 16 строительных проектив.
Собранные данные о ценах использовались для расчета относительных цен на индивидуальные товары или услуги, после чего относительные цены усреднялись для получения паритетов на уровне первичных групп. Для каждой пары стран рассчитывалось два паритеты. Первый паритет был невзвешенным средним геометрическим относительных цен на товары-представители первой страны, второй - таким же средним геометрическим относительных цен на товары-представители другой страны. Геометрическое среднее этих двух паритетов (паритет Фишера) затем использовалось для расчета единого паритета между двумя краинами.
С помощью данной процедуры для каждой первичной группы было рассчитано матрицу двусторонних паритетов. Кое-где эти матрицы были неполными, поскольку не всегда можно было рассчитать прямой паритет между каждой парой стран. Кроме того, паритеты были нетранзитивнимы (т.е. отношение паритета между странами А и В до паритета между странами В и С не равно паритета между странами А и С). Полнота и транзитивность матрицы обеспечивались за счет применения так называемой «процедуры ЕКШ».
В группе II (через звездообразную организацию сопоставления 1993 г.) товары-представители отбирали на двусторонней основе, причем продукты определялись отдельно в каждой стране на основе центрального базового перечня, подготовленного Австрией. Согласно данной схеме добиралась максимально возможное количество товаров-представителей для каждой первичной группы. Эти товары должны быть типичными для расходов обеих стран, сопоставляются. Затем посредством простого среднего геометрического относительных цен на отобранные товары рассчитывалось соотношение цен страны j к базовой страны А в конкретной первичной групи.
Основными критериями репрезентовности отдельных видов продукции является массовость их производства и высокая доля в стоимостном объеме товарной группы. Иначе говоря, эти виды продукции должны быть наиболее характерными с точки зрения их места в производстве и каналах использования этой продукции.
В процессе отбора отечественных товаров-представителей эксперту необходимо использовать информацию об аналогичных или идентичные изделия в стране, сравнивается. В случае, если продукция, характерная для конкретной товарной номенклатурной группы, вполне оригинальной, то вместо нее надо отобрать другую, которая имеет аналоги за рубежом. Необходимо иметь в виду, что за сравнение, например, показателей Украины и США могут быть использованы одни виды продукции, а за сравнение показателей нашей страны и, допустим, ФРГ по такой же номенклатурной товарной группе - другие, хотя, принимая в целом, предпочтение отдают таким видам продукции, которые производятся и используются во всех или по крайней мере в нескольких сравниваемых краинах.
Во время таких поисков надо учитывать существование трех основных типов товаров: идентичные товары (вполне сопоставимы), аналогичные товары (частично сравнении) и товары, которые по своим качественным характеристикам не подлежат сравнению. Уровень сопоставимости определяется экспертами на основе технико-экономических параметров (характеристик).
Идентичные товары. К этим товарам относятся образцы продукции с одинаковыми технико-экономическими параметрами. При этом следует учитывать только основные технико-экономические (эксплуатационные) характеристики, влияющие на потребительскую стоимость. Незначительные различия по форме или отдельных, второстепенных свойств товара игнорируются, потому что они не влияют или почти не влияют на качество, а следовательно, на цену товару.
Аналогичные товары. К этим товарам относятся образцы продукции, которые служат тем же целям, но различаются по одному или нескольким важным качественными свойствами, что влияет на цену изделия. С экономической точки зрения, единица такого товара в одной стране есть несопоставимой с единицей аналогичного товара в другой стране. В качестве товара-представителя его можно использовать только с последующей корректировкой цен. Поэтому включение таких товаров в список товаров-представителей целесообразно в том случае, когда количества идентичных товаров недостаточно для определения соотношений цен в данной товарной групи.
Товары, которые не подлежат сравнению. К ним относятся образцы продукции, которые производит только отечественная промышленность или промышленность сравниваемой страны. Включение таких товаров в список товаров-представителей всегда делается в порядке исключения и является допустимым только тогда, когда этот товар имеет большое значение для национальной экономики определенной страны. Для такого товара нужно вычислять (ориентировочно) его цену в стране, где этот товар не виробляють.
Подбор и корректировка цен товаров-представителей. Вторым этапом работ из расчета паритета валют (покупательной способности) является установление цен таких товаров-представителей. При этом применяются цены конечного потребления:
оптовые цены «франко-станция отправления» для товаров-представителей, является промышленной продукцией;
оптовые цены «франко-станция назначения» для товаров-представителей, используемых для сопоставления затрат на строительные роботи.
Оптовые цены для импортного изделия или оборудования (включая стоимость монтажа) для страны-импортера берут в национальной валюте, для страны-экспортера - с учетом затрат на экспортное виконання.
Распространен индексный метод пересчета на базе индивидуальных цен товаров-представителей определяет зависимость уровня достоверности конечных результатов не только от правильного подбора продуктов-аналогов (далее - товарных аналогов), но и цен на них. Общим правилом должно быть стремление к отбору таких товарных аналогов, для которых отпадает необходимость в корректировке цен, так как они имеют незначительные различия технико-экономических параметрив.
Корректировка цен товаров-представителей осуществляется только при наличии различий их основных характеристик (параметров). При этом необходимо руководствоваться следующими правилами:
а) при незначительных различий технико-экономических параметров сравниваемых товаров не нужно прибегать к коррекции их цен;
б) корректируются цены страны сравнивается (цены страны с ней сравнивают, как базовые целесообразно не менять)
в) за основу корректировки цен принимают свойства, связанные с потребительской стоимостью товаров, а не с затратами на их производство;
г) корректировка цен аналогичных товаров целесообразно только в том случае, когда разногласия основных технико-экономических параметров является не слишком значительными;
д) корректировки цен в отдельных случаях является специфическим и требует привлечения экспертов для определения разницы в потребительских свойствах товаров, поривнюються.
Критерием корректировки цен товаров-представителей сравниваемых стран есть такой основополагающий принцип: надо знать, насколько изменится цена товара-представителя (исходя из национальных условий ценообразования) в стране, которую сравнивают, когда этот товар будет иметь те же качества (т.е. те же технико-экономические характеристики ), присущие аналогичному товару-представителю страны, с которой поривнюють.
Основные принципы выбора характеристик (параметров) для определения величины корректировки цен товаров-представителей являются:
а) необходимо отобрать только основные параметры, определяющие цену товара-представителя и конструктивные, технологические и эксплуатационные признаки, достаточно полно его характеризуют;
б) количество отобранных параметров должна быть минимальной, но вместе с тем достаточно полно характеризовать потребительские свойства товара;
в) желательно, чтобы отобранные параметры были зафиксированы в технических условиях;
г) отобранные параметры должны быть такими, что их можно выразить килькисно.
Надо особо подчеркнуть, что для корректировки цен на изделия, являющиеся продукцией машиностроения, потребительские свойства которой определяются значительным количеством технических параметров, основные берут те, характеризующих главное качество товара-представителя - производительность машины с учетом факторов надежности (степени безотказности) , экономичности и удобства эксплуатации. За корректировку цен на машиностроительную продукцию учитывают различия в ее комплектации и оснастке. Корректировка цен товаров на основе важнейших технических параметров дают удовлетворительный уровень точности в условиях, когда различия других параметров не является завеликими.
Для корректировки цены целесообразно рассчитать поправочный коэффициент (с точностью до 0,01), что возможно при условии соответствия основных потребительских свойств подобранных товаров-представителей. При этом следует иметь в виду, что перед тем, как определять поправочный коэффициент цены, определяется поправочный коэффициент для каждого из основных технико-экономических параметров товара-представителя. Преимущественно для корректировки цен следует использовать не более двух-трех параметрив.
Когда нельзя количественно определить значимость факторов, агрегирования количественных значений поправочных коэффициентов производится по формуле средней арифметической незваженои.
Расчет индексов цен и паритета валют. Последовательность расчета паритета валют определяется этапами работы - необходимостью расчета индивидуального индекса цен, группового индекса цен и собственно паритета валют в результате агрегирования групповых индексов цин.
Индивидуальный индекс цен рассчитывается как соотношение цен товаров-представителей двух стран поривнюються.
Групповой индекс цен вычисляется как среднегеометрическими из индивидуальных индексов цен товаров-представителей соответствующей групи.
Для каждой (даже для малейшей) товарной группы по результатам предыдущего этапа расчетов исчисляется средний индекс цен по формуле средней геометрической невзвешенной. Невзвешенная формула применяется в связи с тем, что на практике не хватает данных о весах товаров-представителей, то есть данных о доле таких товаров в той или иной товарной группе. Использование геометрической формулы обусловлено тем, что она обеспечивает соблюдение важной требования к индексов - требования независимости индекса от выбора базисной страны. Иначе, если бы применялась формула средней арифметической, то полученный результат зависел бы от того, какая из двух стран сопоставляются (А и В), рассматривалась бы как базисна.
Приведем пример такого расчета (табл. 7.3)
Средний индекс цен для товарной группы Х является частью ПГС. На его основе определяют ППС для аналитических групп и компонентов ВВП. Для этого используются традиционные формулы Пааше и Ласпейреса:
В результате этого расчета можно определить два средние индексы цен стран А и В, или два показателя ППС. Один будет, когда для взвешивания индексов цен, рассчитанных для отдельных товарных групп, будем пользоваться данными о структуре ВВП страны А, а другой - данные о структуре ВВП страны В.
Пример. Предположим, что ВВП стран А и В состоит из пяти товарных групп и для каждой товарной группы определены средние индексы цен (табл. 7.4).
Для получения только одного значения индекса применяют формулу средней геометрической, т.е. индекс цен Фишера:
Разделив индекс стоимости ВВП на индекс цен Фишера, получим искомый результат, то есть соотношение физических объемов ВВП двух стран А и В:
Можно получить тот же результат другим способом. Так, если применить индекс цен для отдельных товарных групп, можно вычислить ВВП страны А в ценах страны В, а ВВП страны В в ценах страны А. В этом случае сначала определяются два индекса физического объема для данной пары стран:
Затем вычисляется средний индекс физического объема на основе этих двух индексов по формуле Фишера. Он будет идентичен индекса, полученному по предварительному формулою
Группы, для которых не подобрано товаров-представителей, пересчитываются по среднегеометрическими индексами цен больших групп, частью которых они являются, или по индексам цен похожих груп.
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3.
7.3. Сопоставление ВВП и его компонентов 7.5. Международные сопоставления макроэкономических показателей с участием Украины