7.5. Международные сопоставления макроэкономических показателей с участием Украины

1991 г. было проведено предварительные консультации о возможном вхождении Украины в ПМЗ ООН. Наиболее желательным партнером для проведения двусторонних сопоставлений, по мнению многих специалистов, была Австрия. Во-первых, известный огромный вклад специалистов Австрии в разработку программы. Эту страну было взято за базовую в европейском регионе, а австрийский шиллинг выбрано валютной единицей для выражения величины ВВП. Кроме многосторонних сопоставлений, Австрия принимала участие в двусторонних сравнениях, когда каждый европейскую страну сравнивали с Австрией. Кроме того, важным вкладом Австрии в дело выполнения программы была подготовка широкого списка товаров-представителей и уточнения описаний некоторых из них, что значительно облегчило отбор аналогичных товаров в других странах. Одной из функций Австрии, как базовой страны, было изучение цен на товары, отобранные любой из стран-партнеров. Наконец, необходимо упомянуть о том, что ЦСУ Австрии обеспечивало проведение многих совещаний и консультаций экспертов стран и заинтересованных международных организаций вместе с Евростатом и секретариатом ЕЭК, а также разработка целого ряда инструкций.
Во-вторых, что не менее важно, службы Госкомстата бывшего СССР, а затем Украины проводили двусторонние сопоставления с Австрией. Еще в 1990 г. Госкомстат СССР начал реализацию шестой фазе ПМЗ ООН (по данным 1990 г.).
Согласно решению ЕЭК Украины включено во вторую группу Европейской программы сопоставлений (ЭПЗ-93). Согласно решению Венской Консультации (26-30 апреля 1994 г.) группа II ЭПЗ имеет четыре подгруппы:
А: Австрия, Польша, Чешская Республика, Словацкая Республика, Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния, Болгария, Белоруссия, Российская Федерация, Украина.
В: Финляндия, Латвия, Литва, Естония.
С: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Узбекистан, Туреччина.
D: Румыния, Молдова.
И снова Австрия выполняет роль страны-центра, поскольку страны второй группы должны провести с ней парные сопоставления. Вместе Австрия участвует в многосторонних сопоставлениях в рамках ЕЭК, а также сопоставлениях организации экономического содружества и развития ОЭСР - 24 наиболее развитые страны. Результаты сопоставлений в рамках ЕЭК и ОЭСР включаются как составные части в ПМЗ ООН, хотя они и имеют самостоятельный характер и даже определенные отличия от основной методологии ООН. Молдова на двустороннем уровне сопоставляется с Румынией, а таким образом, хотя и косвенно, с Австрией. Балтийская группа многосторонние сопоставления, координация которых осуществляется с помощью статистики Финляндии. ОЭСР несет ответственность за выполнение сопоставлений стран Кавказа и Средней Азии, где Турция является страной, которая обеспечивает связь с группой И.
Итак, с помощью результатов прямого сопоставления Украина - Австрия и на основании результатов для Австрии в сопоставлениях с другими странами можно получить результаты сопоставлений Украине практически со всеми странами свиту.
Специалисты центрального статистического управления Австрии подготовили базовый список австрийских товаров, услуг и строительных объектов-представителей с подробным описанием их технико-экономических характеристик. Список включает около 800 потребительских товаров и услуг, около 300 инвестиционных товаров и 19 строительных объектов.
Проведение Европейской программы сопоставлений (ЕПЗ) за 1993 год, вычисления реального объема ВВП Украины, покупательной способности гривни против других валют является необходимостью на современном этапе статистической работы в нашей стране. Участие Госкомстата Украины в ней предусмотрено Концепцией построения национальной статистики Украины и Государственной программе перехода на международную систему учета и статистики, которые были утверждены правительством Украины в мае 1993 р.
Расчет конечного потребления валового продукта. Одной из сложных проблем, прежде всего из-за мало данных о производстве и потреблении нематериальных услуг, является определение валового внутреннего продукта по элементам конечного использования. Прежде всего это касается нефинансовых предприятий, предоставляющих своим работникам нерыночные услуги здравоохранения, отдыха, культуры и образования. В связи с этим предусматривается уже в ближайшее время расширить круг стоимостных показателей предприятий сферы послуг.
Другой сложной проблемой является оценка структуры затрат, показателей ренты и нерыночных послуг.
Материалы, которые являются в Госкомстате Украины, нельзя использовать для подготовки информации о проведении сопоставлений жилой ренты, нерыночных услуг здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры и мистецтва.
Не решена и ряд других вопросов, в частности по распределению расходов ВВП с учетом высказанных на совещании в Париже предложений относительно детального описания категорий (55) и рубрик (301), особенно в части нерыночных послуг.
Наблюдение за ценами на потребительские товары и услуги. В рамках выполнения Европейской программы сопоставлений с ЦСУ Австрии в апреле 1993 г. Госкомстатом было получено 840 таблиц с характеристиками товаров и услуг населению, имеющиеся на потребительском рынке Австрии, для отбора аналогичных на рынке Украини.
Значительную часть аналогов было найдено на предприятиях розничной торговли. В отдельных случаях за уточнением характеристик Госкомстата Украины приходилось обращаться в соответствующие промышленные предприятия. Часть товаров и услуг были исключены из обследования, поскольку они не были представительными для потребительского рынка Украины (мясо диких животных, замороженные овощи и фрукты, креветки, сигары, импортные автомобили, мотоциклы, мопеды, услуги домашних работниц и другой прислуги и др.. ).
По запросу ЦСУ Австрии Госкомстат Украины составил перечень товаров (59), которые являются в широком употреблении в нашей стране и могут быть включены в программу наблюдения. После обсуждения 14 Товары из предложенного Госкомстатом список были включены дополнительно в основной список ЦСУ Австрии с предоставлением соответствующих кодов. Время было уточнено коды всего списка товаров и послуг.
После изучения состояния потребительского рынка, а также из-за высоких темпов инфляции, было решено изменить периодичность сбора данных о ценах, то есть рассчитывать среднегодовые цены, исходя из ежемесячных данных. Соответствии с этими требованиями во многих случаях были использованы имеющиеся показатели месячной регистрации цен на товары и услуги. Кроме того, учитывалась дополнительная информация торговых организаций, предприятий-производителей о динамике цен по месяцам, а также об индексах потребительских цин.
После проведенных уточнений расчеты средних цен за 1993 г. на потребительские товары и услуги было направлено ЦСУ Австрии в I квартале 1994 г. Всего было охвачено обследованием 712 товаров и услуг, или 83% от предложенной количестве. Эти товары и услуги представляют все основные агрегированные группы индивидуального потребления домашними господарствами.
Наблюдение за ценами на инвестиционные товары. На основании полученных из Австрии материалов было отобрано 300 аналогов товаров и более 100 промышленным предприятиям отправлено бланки для детального описания. Однако, поступило лишь 112 описаний товаров от 59 пидприемств.
Среднегодовые цены на инвестиционные товары определено, исходя из их уровня по состоянию на 01.07.93 г. и последующего корректировка на основе ежемесячных индексов цен соответствующих подотраслей промышленности. В целом из 24 предложенных для рассмотрения групп инвестиционных товаров охвачено 13, или 54,2%.
Наблюдение за ценами на строительную продукцию. Украине предложено 7 проектов технически несложных объектов, характерных для европейских стран: собственный жилой дом, 48-квартирный 8-этажный жилой дом, фабричный дом, бетонный коллектор сточных вод, 100-метровая секция щебнистые дороги, сельскохозяйственный сарай и 5-этажный дом - учреждение. На каждый объект представлен смета с расшифровкой отдельных видов робит.
Для сравнения показателя ВВП на душу населения необходимо конвертировать его в какую-то общепринятую валюту. Использование обменных курсов является, как уже было сказано, нецелесообразным, поскольку реальный уровень цен на товары и услуги в разных странах различен. Сравнивать ВВП на душу населения можно с помощью паритета покупательной способности (ППС), который показывает соотношение между двумя валютами по их покупательной способностью относительно определенного набора товаров и послуг.
Такие сравнения много лет выполняются странами ОЭСР и там уже есть определенный опыт по этому вопросу. Для ЕПЗ-93, кроме 24 стран ОЭСР, было выбрано еще 15 стран Восточной и Центральной Европы, в том числе Украина.
Рассмотрим результаты ЕПЗ-93 для группы ИИ.
По данным этих сравнений (табл. 7.6) среди членов ОЭСР наибольший уровень ВВП на душу населения был в 1993 г. в Люксембурге - 143% до Австрии (Австрия - 100%). Низкий уровень наблюдался в Турции. Среди 15 стран Восточной и Центральной Европы максимальный уровень ВВП на душу населения был в Словении - 48%, самый низкий - в Молдове - 11%. В Украине этот показатель равнялся 17%. Хуже было положение только в Молдове (11%) и Латвии (16%).
Если брать этот показатель как характеристику уровня жизни населения, то в Украине отношении Люксембурга он был ниже в 8,4 раза, относительно Австрии - в 5,9 раза, в отношении Польши - в 1,4 раза, зато был в 1,5 раза выше против Молдови.
Если делать сравнение не с помощью ППС, а по курсу валют, тогда бы ВВП на душу населения в Украине был бы меньше, чем в Люксембурге, в 46 раз, в Австрии - в 33 раза, в Польше - в 3,3 раза. Молдову Украина опередила бы в 3,0 рази.
Этот пример наглядно показывает, как важно выбор корректной методики расчетов для международных сравнений.
7.4. Паритет покупательной способности ГЛОССАРИЙ