2. Сущность , принципы и составляющие экономической политики

Экономические функции государства реализуются через ее экономическую политику. Что же следует понимать под последней с точки зрения ее предмета?
Здесь необходимо подчеркнуть, что это не просто дидактически-познавательная проблема, но и важная составляющая реальных надстроечных отношений, которые играют решающую роль в процессе рационализации механизма функционирования любой экономической системи.
В литературе, практически начиная с Дж. М. Кейнса, при определении предмета экономической политики, доминирует ее отождествление с государственным регулированием. Так, Кейнс считал, что поскольку экономика не может быть представлена самой себе, то экономическая политика, выражающая «общую волю», - государственное регулирование. Как совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы понимал эту политику и В. Ойкнен. Практически аналогичное понимание ее содержания можно прочитать и в современном английском словаре: «Экономическая политика - это поведение государства в отношении экономики. В качестве доминантной цели выступает оптимум благосостояния, выраженный в количественных макропоказателях, достигнутый в данных конкретных условиях ». Такой же позиции трактовки экономической политики, придерживаются Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Е. Стиглиц, Джеффри Сакс, а также российские авторы учебного пособия «Экономическая политика», которые, в частности, обобщая трактовки выше названных авторов, пишут: «экономическая политика или государственное регулирование экономики призвано, предположительно (возможно), выражать совокупную волю общества, она находит свое конкретное воплощение в решениях и действиях правительства, может корректировать экономические процессы ».
С нашей точки зрения, последнее определение понятия «экономическая политика» не является корректным не только в редакционном плане, но и методологическом, поскольку данная категория (понятие) формулируется не через нахождение ее сущности, а через попытку описать ее содержание. А это, как писал в свое время еще В. И. Ленин, - «бесплодная попытка».
В литературе (учебной) государственное регулирование экономики трактуется как непосредственное действие государства на функционирование хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий действия рыночного механизма. Но, что было отмечено нами, это - не что иное как составляющая экономической политики.
По объектам деяния его рассматривают как деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов; регулирования производством, регулирования финансив.
Содержание государственного регулирования экономики определяется целями, которые стоят перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики. В условиях рыночных отношений оно включает:
- Информирование субъектов рынка о состоянии экономики страны и перспективы ее развития;
- Обоснование важных положений экономической политики, которую намерены проводить государственные органы на данном этапе развития экономики;
- Мероприятия по развитию государственного сектора экономики - одного из важных инструментов влияния государства на экономические процессы в краини.
В контексте поставленной нами научно-дидактической проблемы относительно определения предмета и сущности экономической политики (как науки и учебной дисциплины) концептуально важно учитывать, что экономическая наука включает два компонента - позитивный и нормативный. Задачей первого является поиск ответа на вопрос «что происходит?» И объяснение ситуации, которая сложилась, он служит базой для научного прогнозирования. Нормативный компонент - характеризует процесс исследования проблемы «как должно быть?» И, соответственно, способствует исправлению ситуации путем разработки «рецептов», среди которых доминируют правовые. Органичное сочетание в реальной практике этих двух принципов характерно, как будет показано дальше в тексте лекции, для предмета «Экономической политики». С нашей точки зрения, такое понимание ее предмета и отличает данную науку (как учебную дисциплину) от учебного курса «Государственное регулирование экономики», поскольку у последнего (государственного регулирования) четко выражен (доминирует) нормативный подход. Таким образом, концептуальные различия в подходах к определению предметов «Экономической политики» и «Государственное регулирование экономики» оговариваются удельным весом в них позитивного и нормативного компонентив.
Исходя из вышесказанного, думается, методологически действенным может быть следующее определение сущности первой: экономическая политика - это концентрированная, научно обоснованная деятельность государства по целенаправленному управлению функционированием развитием экономики на макро-и микроуровне с целью обеспечения общего благосостояния в краини.
Согласно предложенной дефиниции относительно сущности экономической политики, следует отметить, что в содержательном смысле, относительно составляющих экономической теории, она по сути близка к политэкономии, которая комплексно изучает систему и механизм функционирования наиболее общих законов в органической связи с социально-политическими процессами , явищами.
Формированием экономической политики занимаются определенные общественные субъекты, которые в зависимости от роли в этом процессе делятся на две группы: первая - «носители экономической политики», вторая - «носители влияния на экономическую политику». К первой группе относятся те субъекты, чьи полномочия определены законом. Обобщающим субъектом этой группы, как было уже отмечено, выступает государство в лице высших органов власти - правительства и парламента (в Украине Верховной Рады). Здесь многое зависит и от личности первого лица исполнительной власти, ее государственного мышления, компетентности, твердости и решительности в диях.
Группа «носителей влияния» на экономическую политику не принимает непосредственного участия в ее разработке, но может существенно влиять на этот процесс. Сюда относятся партии и политические движения, профсоюзы, общественные организации, средства массовой информации и т.д.. Добиваясь удовлетворения своих интересов, они «давят» на органы законодательной и исполнительной влади.
Исключительную роль играет народ, который выбирает разных уровней депутатов и президентов своих стран, поскольку избиратели предоставляют преимущества тому, кто больше удовлетворит их потреби.
В организационном аспекте экономическая политика выступает в органическом единстве двух составляющих - юридических законов и экономических программ. Они дополняют друг друга своими методами управления и регулирования тех или иных элементов экономики, как единого социально-экономического комплекса. На этой основе формируется экономическая политика как единое целое, что обеспечивается подбором целей и инструментов их досягнення.
Экономическая политика, как и любая политика - это цели и задачи, которые ставят социальные субъекты, исходя из своих интересов, а также инструменты, с помощью которых достигаются цели. Характер и содержание целей (что будет показано далее) зависит от объективных факторов. При этом для каждого конкретного периода цели определяются проблемами, которые возникли и которые необходимо решить. Эти проблемы бывают разные по своей сложности и периодом их решения. В зависимости от этого цели делятся на глобальные, основные и поточни.
К глобальным относят цели, выражающие важнейшие задачи общества, характеризуют его экономический и политический уклад и направлены на обеспечение полноправного жизнедеятельности людей. Для следующих целей следует отнести: обеспечение благосостояния, экономической свободы, социальной справедливости и т.д., а их решения рассчитано на длительную перспективу.
Цели, на базе которых решается целый комплекс проблем, называют основными. Они являются базой постепенного решения глобальных целей, подвергаются конкретном выражения и рассчитываются на меньшую перспективу (5 - 7 - 10 лет). Например, темпы ежегодного экономического роста в течение соответствующего периоду.
Текущие цели предусматривают улучшение какой-то одной стороны экономического процесса и требуют оперативного реагирования (повышение заработной платы, пенсий и т.д.).
Следует учитывать и то, что цели могут дополнять друг друга, а также противодействовать и даже порождать соответствующие проблемы. Например, обеспечение полной занятости уменьшает уровень безработицы, но ликвидация последнего может привести к снижению зарплаты, производительности труда и др.. Поэтому, логично, что цель не следует абсолютизировать, а нужно достигать того предела, пока она не начнет порождать негативные наслидки.
Время необходимо разрабатывать и инструменты, с помощью которых достигаются цели. Этот процесс является чрезвычайно важным в экономической политици.
По характеру и масштабам воздействия на цель инструменты делятся на совокупные и частичные (отдельные), прямой и опосредованной действия (административные и экономические).
Совокупные - это система показателей (бюджетная, кредитная, налоговая политика), которые применяются к основным цилей.
Долевые инструменты - это один показатель системы: какой-то один налог, процентная ставка тощо.
Инструменты прямого действия - это те, которые имеют приписной характер, то есть обязательные для исполнения (как правило, это - административные) косвенной - которые дают возможность выбирать варианты для достижения цели (к ним относят экономические рычаги). Применение правовых (административных) норм и экономических рычагов - чрезвычайно сложная проблема, и находится в центре внимания теории экономической политики.
Среди факторов, обуславливающих рост роли экономической политики в обществе можно выделить технологические, социальные, управленческие и зовнишньополитични.
Содержание экономической политики, как и ее специфика, определяются следующими основными обстоятельствами (условиями):
- Уровнем познания обществом экономических законов и закономерностей развития экономических явлений и процессов;
- Задачами и целями, которые ставит общество (государство) на том или ином этапе своего развития;
- Конкретными формами реализации универсальных принципов функционирования экономики (рыночного саморегулирования и государственного регулирования)
- Этапом, на котором находится страна при переходе к той или иной модели хозяйствования (степень завершенности технологической, структурной перестройки и т.п.);
- Специфическими для каждой страны условиями и формами становления соответствующей модели хозяйствования (экономическими, политическими, культурными, социально-психологическими).
Следует отметить, что и в исследовании экономической политики периода современной рыночной трансформации также имеет место наличие нормативного и позитивного компонента анализа, причем в разных соотношениях и формах. В частности, в Украине примерно со второй половины 90-х гг по проблемам «Как должно быть?", И рекомендаций по поводу рыночных реформ и «возвращение государства в экономику» нехватки не ощущается. Но, думается, что более полезным является обобщение того, что происходит в стране, его позитивное осмысление, попытки научно объяснить, где мы находимся и какие тенденции развития? Правда, для большинства ученых сложность здесь заключается в получении своевременной и корректной информации. Необходимым условием положительного анализа является объективное изучение национально-психологической и социально-экономической специфики (а не ее гипертрофированная абсолютизация), что позволит более конструктивно моделировать национальную экономическую политику.
В целом экономическая политика должна базироваться на соответствующих общих принципах. Под последними понимаются основные правила (положения), которые следует учитывать при ее разработке и реализации.
Во-первых, с нашей точки зрения, ее ведущим принципом выступает научность. Научная обоснованность экономической политики определяется тем, как полно в ней учтены требования объективных экономических законов, то есть механизм их действия. Ее научность проявляется в объективности и стремлении максимально «очиститься» от субъективных подходов и пожеланий, которые базируются на интересах отдельных партий и их лидерив.
Во-вторых, научность экономической политики дополняется и таким принципом как комплексность (системность) осуществление экономических мер, учета механизма взаимодействия базиса и надстройки, экономики и социальной сферы. Если же эта политика осуществляется системно, то она не дает желаемых результатов. Половинчатость одного комплекса ее мероприятий снижает эффективность другого. Об этом образно писал Я. Корнаи: «Общая сумма десяти различных половинчатых результатов равно не сумме пяти полноценных успехов, а скорее - пяти полноценным поражениям». Иными словами, при разработке и реализации экономической политики важно целостно видеть экономические реалии. Например, в начале 90-х годов в Украине невозможно было решить действенно проблему реформирования цен, не определившись в вопросах уровня монополизации производства, налоговой политики, построения банковской системы и. К сожалению, комплексный подход к решению как названной проблемы, так общей проблемы рыночной трансформации в стране отсутствовал. Не просматривается четко он и нини.
В-третьих, принципиальным в данной политике есть и реализм в определении соотношения «цели», «целей» и «средств» их реализации, т.е. реальная оценка имеющегося экономического потенциала. Если пользоваться здесь лишь добрыми намерениями, или просто желаниями, как, например, наше «озимая поколения», то это напоминает разговор из Зазеркалья в сказке английского математика Чарльза Джонсона, известного под псевдонимом Льюиса Кэрролла, «Алиса в стране чудес:« Я духов вызывать могу из бездны, - провозгласил один; И я могу, и каждый это может. Здесь вопрос только в том, а откликнутся они на оклик - заметил скептик ». Действенной может быть та политика, которая «отзывается» на принцип «затраты - выпуск».
В-четвертых, это принцип конкретно-исторического подхода к разработке экономической политики. Речь идет о том, что она не может быть единой по своему содержанию как «для всех времен и народов», так и даже для отдельной страны на разных этапах ее розвитку.
В-пятых, это учет возможностей различных вариантов экономического развития страны, т.е. принцип альтернативности экономической политики. При этом она может быть также ориентирована на первоочередное решение отдельных проблем, или защита интересов отдельных сфер. Обратной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. Но поскольку экономике внутреннее присуща равновесие, то опасные и длительные расстройства являются зачастую лишь делом неудачных политиков. Вот почему нужна общественная забота, чтобы их действия (или бездействие) не наносили прямой ущерб, а также согласно «активистской» доктрины экономической политики важно, чтобы политические деятели, государственные учреждения оперативно реагировали на изменение условий и вносили соответствующие корективи.
Шестой важный принцип экономической политики - это четкая постановка долгосрочной цели и определения основного направления, форм и методов их достижения. Поэтому, с точки зрения непосредственной практики, экономическую политику можно рассматривать и как процесс научной разработки, на основе познанных экономических законов, программы социально-экономического развития страны на соответствующий период и ее целенаправленной реализации на макро-и микроривни.
В таком аспекте экономическая политика составляет органическое единство двух составляющих - экономической стратегии и экономической тактики.
Экономическая стратегия включает выделение долгосрочных целей развития экономики и основных (приоритетных) направлений их достижения. По своей сути - это подсистема (в системе экономической политики) обеспечение адекватности хозяйственного механизма целям и направлениям стратегического развития страны. Такая стратегия - это важный элемент всей «технологии» экономической политики. Она разрабатывается, как правило, в виде социально-экономической программы (платформы) субъектов политики: государства и его властных структур, политических партий, движений, лидеров и т.п.. Ведь, следуя формальной логике, именно они должны в концентрированном виде выражать интересы общества и реализовывать возможности экономического развития. Однако следует учитывать, что преимущества различных групп, слоев, классов (страт) населения дифференцированы и рассеяны. Но даже при поверхностном подходе оказывается несовпадение предпочтений избирателей и политических партий, правящей элиты. Так, избиратели заинтересованы в максимизации количества голосов и получении и сохранении официальных должностей. (Хотя, как известно, аксиоматическим является общее положение о том, экономическая политика призвана выражать интересы и повышать благосостояние населения.) Эти противоречивые социально-политические задачи отражаются в моделировании экономической политики.
Несомненно и то, что каждая из данных социально-экономических программ отражает специфику интересов тех или иных политических субъектов - разработчиков. Разумеется, если - это серьезная политическая сила, а не политические «полуфабрикаты» и «ошметки», которые массово появляются практически с «ничего», особенно в постсоветских странах, даже при отсутствии электората и интеллекта «партайгеноссе», а имеют место только гипертрофированные амбиции.


1. Экономика и политика: их сущность и взаимосвязь 3. Концепции экономической политики