3. Концепции экономической политики
Активной экономической политики государства, как важного фактора успешного развития экономики, была обоснована еще Ф. Листом, поддержана К. Р., развитая Лениным и в обновленной форме сформулирована Дж. М. Кейнсом.Содержание и формы экономической политики со временем усложняются, но жизненно важным условием рационального функционирования экономики она останется и в майбутньому.
Багатоаспектнийсть экономических реалий В.Ойкен классифицировал следующим образом: совокупность экономических процессов, различные виды экономических порядков; экономическая политика. Он считал последнюю функцией экономических порядков - совокупности условий, включающих как факторы объективные (потребности, ресурсы, технико-технологические условия), так и законодательные, социальные, в том числе и нравы, обычаи, духовно-психологический настрой и другие институты ( профсоюзы, предпринимательские союзы и т.д.).
Обобщая историческую практику, В. Ойкен предлагал такую типологию экономических политик: политика свободы действий хозяйствующих субъектов (laissez-faive) политика планово-централизованного (полностью или частично) управления экономикой; политика «среднего пути»; политика конкурентного порядка; точечная политика . Относительно первых двух типов политик (свободы действий и планово-централизованного управления), то они достаточно широко рассмотрены в литературе и мы их не коментуемо.
Политика «среднего пути», за Ойкеном, должна предусматривать ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством: в частности политику «полной занятости», действия относительно вмешательства государства в распределительные отношения; и конъюнктурного регулирования.
В условиях политики конкурентного порядка должны создаваться государством условия, которые максимально способствуют развитию конкуренции. Главная задача такой политики - ограничения или недопущения тенденций к концентрации экономической власти (монополизма).
К содержанию точечного или пунктирной экономической политики он включает систему политико-правовых действий государства, которые ориентированы на решение отдельных макроэкономических проблем и защиту конкретных сфер.
Вообще В.Ойкен оптимальным считал конкурентный порядок и политику конкурентного рынка, функции которого (порядка) не должны выходить «за азы границ приспособления».
Этим взглядам противостоит «активистская доктрина» экономической политики, о чем было отмечено в тексте ранее в предыдущем параграфи.
Ряд специалистов считают базовой теорией экономической политики концепцию, которую предложил еще в 50-е гг ХХ века голландский экономист (первый лауреат Нобелевской премии по экономике (1969 г.) Ян Тинберген (1903-1994). Положение его трудов «Теория экономической политики »(1952) и« Экономическая политика: принципы и построения »(1956) стали концептуально-отправными для экономистов 60-70 годов прошлого века. Согласно его концепции составляющими экономической политики: во-первых, ключевые цели общественного благосостояния (система макроэкономических показателей), во-вторых, инструменты, которыми владеет правительство. К инструментам он относит четыре группы мероприятий - бюджетно-налоговые (фискальные), денежно-кредитные (монетарные), регулирующие доходы и внешние (манипуляции с валютным курсом), в-третьих, модель, которая органично связывает цели и инструментарий, а также позволяет определять оптимальный масштаб политических действий. Последнее положение, с нашей точки зрения, представляется весьма сомнительным утверждением. Но существенно здесь и то, что число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей.
В целом концепцию экономической политики Тинбергена следует отнести к разряду нормативных. Он также разработал методику планирования и прогнозирования для своей страны, предложил модели, которые годны были для экономического планирования в странах розвиваються.
Последователи Я. Тинбергена внесли ряд дополнений в его концепцию. частности, американский экономист Генри Тейлор разработал оптимальную функцию благосостояния и функцию минимизации потерь, а также включил в модель расходы, связанные с переходами от одних инструментов к использованию инших.
В целом эконометрическая модель Я. Тинбергена была схеме экономической политики более двух десятилетий. Но в середине 70-х гг специалисты все больше стали обращать внимание на недостатки этой концепции, придавая особое значение проблемам - неопределенности. Последние достаточно разнообразны. Так, в условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое влияние окажут их меры на целевые показатели. К проблемам неопределенности можно отнести временные лаги между возникновением той или иной опасности с принятием решений и их экономическим эффектом. В модели экономической политики Тинбергена выведены также коэффициенты, связывающие экономические переменные и политические действия, но частые изменения как в экономике, а особенно в политике делают эти коэффициенты ненадийними.
В данной связи заслуживает внимания критика концепции Тинбергена Робертом Лукасом.
Последний обратил особое внимание на проблему оценки ожиданий, которая, как правило, осуществляется примерно с учетом прошлого опыта . Но такая механическая экстраполяция, на что верно указал Лукас, является ошибочным. Ведь реакции в общественной жизни, в т.ч. и экономике на политические изменения невозможно предсказать, исходя лишь из прошлого. Политика, основанная на среднестатистических показателях прошлого и недооценивает фактор изменчивости ожидаемыми обречена на ошибки и невдачи.
Таким образом, суть в развитии теории экономической политики, за Лукасом, заключается в том, что экономические показатели, которые принимают как исходные, при построении модели соответствующей политики ненадежны, поскольку сами являются следствием политических манипуляций.
Общие позиции, которые выдвинула неоклассическая теория экономической политики, можно систематизировать следующим чином.
Во-первых, конечную цель такой политики можно определить в виде минимизации расходов, но для этого нужно сохранять последовательность проверенных политический действий и не отступать от правил (принципов ).
Во-вторых, важно завоевывать и поддерживать доверие электората, поскольку отклонения от провозглашенного курса подрывают доверие к дееспособности власти. Последнее чрезвычайно важно и для современных украинских реалий.
Так, согласно результатам социологических мониторинговых исследований, проведенных Институтом социологии НАН Украины , ответ: респондентов «скорее доверяю» и «полностью доверяю» соответствующим ветвям власти приведена в следующей таблици.
Уровень доверия местным органам власти в 2002 г. составлял 14,3%, а политическим партиям - 7,3%. В то же время «уровень недоверия» («совсем не доверяют» и «скорее не доверяю») для всех опрошенных имел тенденцию к увеличению и составлял в среднем 60-65%. О какой конструктивность такой политики может идти речь?
В-третьих, положительная и нормативная стороны политики дополняют друг друга: первая исследует комплекс проблем и рекомендации, учитывая возможности, как правило, опосредованного действия, вторая - достаточно распространенная и сосредоточивает внимание на фискальных методах. Таким образом, нормативная составляющая экономической теории изучает как властные структуры должны действовать, а положительная - вносит в общую теоретическую копилку результат своих исследований и напрацювань.
В заключение следует отметить, что экономическая политика всегда просотуе общественную среду. Она всегда была, есть и будет, потому кажущееся постолювання об отсутствии ее - это тоже политика. Главное - конструктивность и действенность политики, а не декларативные намерения - заявления различных «заединщикив», «веко-нашенски Украинский», «озимозаморожених» обычному «маленького украинский». Так, - это политика, но совершенно неконцентрированных в - экономическую, а соответственно - национальный позор таким политикам, что является «актом величайшей справедливости».
2. Сущность , принципы и составляющие экономической политики | ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ |