1. Методы и средства экономической политики

Неконтролируемые рыночные процессы имеют разрушительный характер. Результатами действия рыночных сил, во-первых, монополии, которые при отсутствии ограничительных, ведут к монополизации экономики и ущемления конкуренции. Во-вторых, свободный рынок функционирует хаотично, стихийно и его непредсказуемый характер дезориентирует субъектов. Поэтому рыночная экономика требует регулирования, которое обеспечивает государство. Регулирования экономики осуществляется в форме экономической политики.
Объектом экономической политики социально-экономический организм общества. Он является сложной структурированной системой. Поэтому управляемый социально-экономическое развитие предполагает определенное множество целей. Среди них основные главные, стратегические. Это определенным образом конечные цели. А другие цели являются менее значительными и они служат средствами достижения конечных целей. Таким образом, экономические цели делятся на конечные, стратегические, долгосрочные и промежуточные, инструментальные, короткострокови.
Краткосрочное регулирование экономики стало распространяться в 30-40-х годах ХХ века. Его целью была борьба с циклическими кризисами. Впервые краткосрочное регулирования зрелой рыночной системы было применено в США президентом Ф.Д.Рузвельта. Провозглашенный им "Новый курс" был направлен на смягчение последствий Великой депрессии 1929-1932 гг и нахождения путей сглаживания циклического характера экономического развития взагали.
Необходимость в краткосрочном регулировании возникает с появлением кризисных явлений. Средства выхода из кризиса зависят от конкретных условий ее развертывания. Поэтому они заранее не планируются поскольку неизвестны специфические условия развития спада (на какой стадии принимаются средства, глубина кризиса, международная ширина распространения спада и т.п.).
Примером краткосрочного экономического регулирования в Украине есть программа борьбы с инфляцией. Антиинфляционные меры правительства, применены в 1995-1998 гг, достигли своей цели и на конец 90-х годов инфляция была в основном угамована. Арсенал средств, используемых в рамках краткосрочного регулирования, разнообразен и составляет целостную систему. Современная экономическая наука располагает высокоэффективные и испытаны стандартизированные комплексы мероприятий, предпринимаемых в соответствии с конкретным условиям той или иной краини.
Методы экономической политики. В зависимости от характера влияния на деятельность экономических субъектов различают прямое и косвенное (опосредованное) регулирования. Прямое регулирование отождествляется с административными, а косвенное - с экономическим методами. Разделение на прямое (административное) и опосредованное (экономическое) регулирование экономики в ряде конкретных случаев является в значительной степени условным, а нередко его просто трудно провести. Однако на практике различия между ними проступают достаточно четко и их всегда следует иметь в виду, поскольку результаты этих методов проявляют себя с разной лагом (временным разрывом) и имеют различный психологическое воздействие на субъектов господарювання.
Специфика прямого метода заключается в том, что он составляет собой комплекс обязательных для выполнения требований и предписаний государственных органов субъектам экономической деятельности. Прямой (административный) метод является безальтернативным, он не оставляет субъектам права выбора, не требует от них проведения экономического анализа, сравнение вариантов и т.н. Прямой метод регулирования часто имеет высокую эффективность, так как он начинает действовать немедленно и охватывает всех субъектов, действующих в соответствующем экономическом простори.
Прямой метод включает в себя такие рычаги (инструменты) как: налоги, лицензии, квоты, тарифы, штрафы, государственные капиталовложения, юридически определены нормы амортизационных отчислений, регулируемые цены, субсидии, субвенции, льготные кредити.
Косвенный метод заключается в воздействии на экономические интересы субъектов хозяйствования, создании таких экономических условий, которые заставляют их действовать в выгодном для государства направлении. Косвенный метод отождествляется с экономическим именно потому, что он требует от действующих субъектов проведения экономического анализа и сравнения, дает возможность самостоятельного выбора. Косвенный метод не разрушает рыночную ситуацию, не ограничивает ее отличие от прямого метода. Он только видоизменяет ее. Это придает ему неоспоримое преимущество перед прямым, административным регулированием. Вместе с тем, в косвенного регулирования есть и определенный недостаток, который заключается в значительном временном лаге, возникающее между моментом принятия деражвних мероприятий и результатами, которые он приносить.
Непрямой (экономический) метод охватывает такие инструменты как: бюджетные, налоговые, денежно-кредитные, инвестиционные, амортизационные, инновационные, индикативное планирование, а также морально-психологический вплив.
Инструменты экономической политики. Методы регулирования экономики реализуются с помощью конкретного инструментария, то есть, средств рычагов влияния на хозяйственные процессы. Прямой и косвенный методы или административный и экономический имеют в своем арсенале конкретные средства, которые характерны собственно только для них. Выше уже упоминались средства административного и экономического влияния. Опишем их более конкретно.
Лицензии - это документ, удостоверяющий право экономического субъекта заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. Лицензированию подвергаются определенные виды деятельности, защита которых требуют интересы страны, обществ и его отдельных членов. В Украине порядок выдачи и отмены лицензий определяется Постановлением Кабинета Министров Украины "Положение о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности".
Квоты - это судьба рыночных субъектов в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т.д. товаров и услуг. Квотирование предоставляет защиту отечественным производителям, обеспечивает конкурентную среду, стабилизирует цены на внутреннем рынке. Например, с целью защиты своего производства страны Западной Европы устанавливают квоты на импорт зерна из Украины, Россия - на ввоз из Украины стали и прокату.
Стандарты вводятся для унификации продукции по единым нормам типам, маркам, размерам, параметрам, качеству, а также методы обмера и контроля, единиц измерений, правил упаковки, хранения и маркировки продукции, технологии производства. Все субъекты предпринимательской деятельности обязаны соблюдать государственных стандартив.
Субъекты рынка, которые не соблюдают установленных регламентов и правил деятельности, подлежат наказанию. Эти меры деражвы называются санкциями. Например, государство накладывает санкции за невыполнение хозяйствующими субъектами определенных обязательств. Санкции должны форму штрафов, пени, неустойки. Так, за несвоевременное предоставление отчетности органам налоговой администрации, юридические лица наказываются штрафами, за неуплату налогов - пенею.
Широкое применение в государственном регулировании получило нормирования различных видов деятельности производственных затрат и поведения рыночных субъектов. Норма - это правила поведения людей и выполнение определенных видов хозяйственной деятельности, а также общественно принятая мера необходимых затрат ресурсов на выработку единицы продукции нужного качества и услуг. На основе норм деражва регулирует величину затрат ресурсов, рассчитывает потребность в них, осуществляет планирование и прогнозирование экономического развития, строит политику социальной защиты населения, охрану окружающей середовища.
Государственный заказ относится к одному из наиболее эффективных рычагов экономической политики государства. Это инструмент двойного использования и может играть роль как экономического, так и административного рычагов. Для предприятий государственной собственности заказ государства обязательны для исполнения. В этом случае они носят административный характер. Но если деражва выставляет свои заказы на тендер, то они влияют на поведение субъектов через экономическую зацикавленисть.
Особенно массовыми государственными закупками характеризуются США. Государство закупает более половины продукции самолетостроения, теле-и радиооборудования, четверть научных приборов и инструментов в финансировании научно-исследовательских и конструкторских работ ее судьба в 80-х годах составляли 47%.
Современное государство активно использует ценовой рычаг. Она регулирует 10-20% от всех цен. Это вызвано тем, что свободное ценообразование нередко имеет разрушительное воздействие на экономику. Государство может применять фиксированные цены на важнейшие товары и услуги, устанавливать верхний или ниже границы цен, а также предельные коэффициенты их рост, замораживание цен на определенный период и т.ин.
Налоги - это обязательные платежи, которые вносят в доход государству юридические и физические лица. Налоги не только обязательные, но и принудительные. Они помогают поощрять одни и сдерживать другие виды деятельности; збалансовують платежеспособный спрос и предложение; регулируют объем денег в обращении. Функции налогов как инструмента регулирования экономики очень разнообразны. Они играют стимулирующую, сдерживающую и контрольную функции. Большое значение имеют налоговые льготы. Например, если налогами не облагается часть прибыли, которая направляется на техническое перевооружение предприятий, то это стимулирует научно-технический прогресс в обществе. Если от налогов освобождается часть прибыли, которая используется в благотворительных целях, то стимулируется решения социальных проблем. Прогрессивное налогообложение сверхприбылей может сдерживать рост цен на товары и послуги.
Бюджетные расходы или бюджетное финансирование являются целенаправленными на определенные экономические и социальные цели. Бюджетные финансирования является важным инструментом регулирования социально-экономических процессов. Бюджетникошты направляются на образование, здравоохранение, инвестиции в экономику, развитие науки, социальные выплаты или дотации (трансферты) населению. В развитых рыночных странах через бюджет проходит от 30% до 40% ВВП, а в таких странах как Швеция и Дания и того больше. Например, в Швеции бюджетные расходы составляют около 60% ВВП, а с них на социальные выплаты приходится более половини.
Кредит - это сумма денег, которая предоставляется в долг на условиях возвратности, платности, срочности. Кредит имеет различные формы. Государство может брать кредит, а может его и предоставлять. Регулируя объем кредита государство влияет и на банковскую ставку и в целом на предложение денег. В каждой рыночной стране денежный оборот регулируется Центральным банком страны (в Украине это Национальный банк), которому предоставляется определенная автономия. Центральный банк устанавливает учетную ставку, изменение норм обязательных резервов проводит операции с государственными ценными бумагами, осуществляет эмиссию грошей.
Учетная ставка - это ставка платы за кредит, который центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Она является ориентиром для определения банковских процентных ставок. Наконец он влияет на объем спроса на кредит.
Денежная эмиссия - это выпуск в обращение дополнительной суммы денег. Эмиссия увеличивает денежную массу и может вызвать оживление экономической активности. Но чрезмерный выпуск денег способен породить инфляцию. Денежная эмиссия является очень сильным инструментом экономического влияния и обращаться с ним следует очень обережно.
Операции на открытом рынке - это купля-продажа государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). В этой операции деражва, которая действует через центральный банк, обладает своими контрагентами коммерческие банки и население. Если возникает необходимость увеличить денежную массу, то центральный банк покупает ценные бумаги. Вследствие этого увеличивается объем денег у банков и населения, а значит растет предложение денег. При необходимости сократить денежную массу, действия центрального банка имеют обратную напрямок.
Изменение резервной нормы являются средством сокращения или расширения денежной массы. Резервная норма - это часть банковских депозитов, которая держится в центральном банке. Или другими словами, это своеобразный неприкосновенный запас денег, коммерческие банки не имеют права использовать для проведения своих операций. Увеличение (уменьшение) резервной нормы через денежный мультипликатор увеличивает (уменьшает) прирост денежной пропозиции.
Индикативное планирование - это рекомендательная система плановых мероприятий, которая предусматривает создание поощрительных условий деятельности рыночных субъектов, направленных на достижение задач социально-экономической политики государства. Индикативные планы существенно отличаются от директивных. Они, во-первых, носят рекомендательный, а не обязательный характер. Во-вторых, показатели плана носят информационный характер. В-третьих, реализация указанных в плане задач имеет выгодный для субъектов рынка характер. Индикативное планирование обеспечивается рядом правовых актов. Оно применяется в зрелой рыночной экономике, чутко реагирует на изменение в условиях дияльности.
Директивное планирование - это обязательные для выполнения адресные задания, которые выдаются хозяйствующим субъектам, вищеназначенимы инстанциями (главками, трестами, министерствами, государственным комитетом по планированию). Директивное планирование характерно для административно-командной экономики. Оно широко використовуалось в СССР, в том числе и Украины. На определенных этапах экономического развития оно показало высокую ефективнисть.
Деражвна программа экономического и социального развития Украины - является формой государственного регулирования экономики. Она представляет собой комплексную систему целей, стратегических и тактических средств и инструментов их достижения. Государственные программы экономического и социального развития имеют долгосрочные (10-15 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (1 год) сроки. Они охватывают национальные, отраслевые и региональные программы. Однако не все правовые и экономические вопросы построения такой государственной программы в Украине уже виришени.
Прогнозирование социально-экономического развития - это научное обоснованное утверждение о возможном социально-экономическое состояние развития объекта (страны, отрасли, региона и т.д.) в будущем и альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Путем прогнозирования экономическая теория сочетается с практикой хозяйствования. Прогнозирование социально-экономического развития создает условия для научно обоснованного планирования, в т.ч. сдачи государственных программ экономического и социального развития в Украини.
Пропагандистские (морально-этические) методы экономической политики заключаются в воздействии государства на формирование и функционирование социальных ценностей, морально-этических норм и правил поведения граждан. Они сочетают средства воспитания, разъяснения и восприятие целей и содержания экономической политики, морального одобрения и направлены на формирование и поддержание у граждан определенных убеждений, рыночного мировоззрения, психологического настроя на позитивное восприятие социально-экономической политики держави.
Особое значение пропагандистские мероприятия должны в переходной экономике, когда проходит подрыв одних жизненных ценностей и ориентиров и переход к другим, является нередко противоположными. Значение морально-этического воздействия на граждан в современных условиях возрастает вообще. Подрыв религиозных принципов, который наблюдается в рыночных странах, требует заполнения вакуума в формировании норм жизненного поведения. В переходной экономике эта общая тенденция дополняется фактическим разрушением, по крайней мере обесцениванием, привычных жизненных ориентиров, а также глубиной кризисных явлений, которые обострили социальные противоречия. Моральный упадок, который отмечается исследователями, тормозит рыночные реформы и может поставить их под глубокое сомнение. Поэтому инструменты возрождения морально-этических ценностей, их укоренения необходима целью экономической политики переходной государства.
ТЕМА 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 2. Эволюция методов и средств экономической политики.