2. Эволюция методов и средств экономической политики.

Методы и средства экономической политики составляют целостную систему. Однако они не являются неизменными. И система методов и средств экономической политики и набор ее элементов зависят от уровня экономического развития страны и от характера господствующих политических сил, которые и проводят собственное определенную экономическую политику.
Исторические тенденции роста экономической роли государства. Анализ исторической эволюции экономической политики развитых стран демонстрирует расширение масштабов и сферы государственного влияния на экономику. Однако усиление государственного регулирования не является непреложным тенденцией. На отдельных отрезках исторического развития отмечается как усиление, так и ослабление регулирующей роли государства. Особенно интенсивным вмешательство государства в экономику в годы войны. Первая и вторая мировые войны ХХ века наглядно демонстрируют эту особенность. Однако она является неестественной и поэтому тенденцию усиления экономической роли государства следует рассматривать без этих периодив.
Хотя на проятязи полуторавекового периода (начиная со второй половины XIX в.) Интенсивность государственного вмешательства в хозяйственные процессы усиливается, однако было бы трудно сформулировать общий закон роста экономической роли государства. Если проследить государственное вмешательство в экономику в развитых странах во второй половине ХХ в., То далеко не всегда можно заметить такую тенденцию. Более того, в последние десятилетия ХХ в. в ряде развитых рыночных стран была проведена денационализация и последующая приватизация государственных предприятий. Теоретическая мысль зафиксировала это в появлении монетаристской теории и падении привлекая силы теории Дж.Кейнса.
Изменение масштабов и глубины государственного регулирования экономики носит в развитых рыночных странах циклический (волнообразный) характер. Исторические периоды, которые характеризуются усилением государственного вмешательства в экономику, чередуются с периодами его ослабления. При этом необходимость государственного регулирования экономики сохраняется в каждом из этих периодив.
Общепризнанно, что эталоном страны свободного предпринимательства, освобожденного от подавляющего инициативу государственного давления, считаются США. Очень живучим является миф о том, что США своим развитием обязаны неограниченном либерализма в функционировании частного бизнеса. Однако исследования показывают, что государственное вмешательство в экономику США имеет долгую историю и своим развитием эта страна должна благодарить в немалой степени государственному регулированию. Так, американский исследователь А.М.Шлезингер-младший утверждает, что "традиция государственно вмешательства в экономику, традиция столь же истинно американская и имеет столь же глубокие корни в Национальной истории, будучи неразрывно связанной с именами наших величайшей государственных деятелей и отражали американский дух и национальный характер, как и соперничающая с ней традиция неограниченное свободы личного интереса и частного предпринимательства. "
Поэтому все развитые рыночные страны имеют более чем вековую традицию государственного регулирования экономики. Степень государственного вмешательства зависит в целом от уровня экономического розвинку, а точнее тех проблем, которые этот уровень порождает. Однако в каждой стране есть свои специфические условия, оказывающие индивидуальный характер государственном экономическом дирижированию. Национальный характер экономического регулирования заключается чаще всего в средствах и инструментах его проведения. Каждая развитая страна следит за темпами и качеством роста, уровнем безработицы, инфляционными процессами, социальными отношениями и, как правило, держит их под действенным контролем. Таким образом, разница заключается в разнообразии средств и инструментов и очень мало в стратегических целях, которые доступны тем или иным краинам.
Новейшие факторы необходимости государственного регулирования социально-экономических процессов. В учебной литературе достаточно широко освещены причины государственного вмешательства. Наряду со стандартным набором этих причин хочется отметить некоторые, которые не попали по научной литературы в учбовои.
Государственное регулирование экономикой необходимо еще и для того, чтобы не допустить ситуации, при которой бы владельцы крупных капиталов имели в своих руках власть большую, чем демократическое государство. Марксистская литература считала, что монополистический капитал срастается с государственной властью и начинает господствовать кроме экономики в сфере политики, права, духовной жизни и т.д. Иначе говоря рыночная экономика приобретает форму государственно-монополистического капитализма. Однако историческая эволюция в развитых странах Запада пошла другим путем. Государство укрепила демократические институты и не допустила крупный капитал к подчинению себе социально-экономической жизни. Мало того, ренессанс малого бизнеса, который начался в 60-х годах ХХ в., Существенно ограничил долю крупного капитала в создании ВВП, а последующее развитие вообще привел к переходу к новому экономическому строю, который получил разные названия как, постэкономическое, постиндустриальное, информационное общество тощо.
Государственное вмешательство в социально-экономическую сферу необходимо также для сохранения и укрепления нравственных основ общества. В современном обществе как отмечают социологи, постепенно теряет свое значение религия, а принцип личного интереса приобрел доминирующей роли, в результате чего потрясена нравственная основа рыночной системы. В последнее время в научной литературе США появилось немало работ, которые поднимают именно эту проблему. Они отмечают, что рыночная система не может успешно функционировать, если в-культурная, и, в первую очередь, нравственная основа общества становится размытой и неопределенной. Государство пытается обеспечить незыблемость "правил игры" рыночной экономики. Средствами служат правовой порядок и обеспечение его реализации, государственное финансирование образования и культуры, культивирование определенных моральных цинностей.
Средства и инструменты экономической политики находятся в первую очередь, в зависимости от исторического этапа развития экономики страны и от способа формирования рыночной экономики. Конечно, государство всегда играла определенную экономическую роль, но ее систематизированное и регулярное вмешательство приходится на последнюю треть XIX века. На первых этапах государственного вмешательства экономическая политика характеризуется использованием средств прямого вмешательства в хозяйственные процессы. Средствами служило, как правило, ценовое регулирование, разрешение или запрет определенного вида дияльности.
Ценовое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен на определенные товары и услуги; введением предельно высоких или предельно низких цен и предельных коэффициентов их повышения; замораживание цен на определенном уровне указанный срок, декларирования изменения цен, установление предельных уровней посредническо-торговых наценок, дотирования производителей некоторых товаров .
Модели антимонопольной политики и их эволюция. Средством прямого запрета определенной деятельности является антитрестовский закон Шермана принят США в 1890 г. Этот закон не позволял компаниям занимать большую чем определенная долю рынка, а в случае, когда такая ситуация случалась он требовал их разделения. Со временем подобные законы были приняты и в других странах Западной Европы, а затем и во всех рыночных краинах.
На практике выделяются две формы борьбы с монополизмом в экономике: американскую и европейскую. Американская модель построена по принципу запрета монополии независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники этой модели утверждают, что отрасль имеет монополистическую структуру, то и процессы в ней будут иметь монополистический характер, то есть они будут негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действие антимонопольного законодавства.
Европейская модель акцентирует внимание на принципе контроля за злоупотреблениями. По данному подхода не учитывается не структура отрасли, а поведение отдельных хозяйствующих субъектов. В европейской модели незаконной провозглашается не всякая монополия, а только та, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Для определения характера последствий деятельности монополий создается специальная система административных органов, постоянно анализирует и контролирует состояние конкуренции на различных рынках. Именно эти органы реализуют при необходимости регулирующие и заборонюючи средства, которые имеют преимущественно административный характер.
Разница между американской и европейской моделями антимонопольного регулирования в последнее время уменьшается. Сближение идет более в сторону евпропейськои модели, когда антимонопольная политика строится не столько на основе относительных и абсолютных размеров монополий, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для суспильства.
В годы первой мировой войны государственное вмешательство в экономику усилилось. Оно проходило путем прямого вмешательства в хозяйственные процессы. Государство стало сосредоточивать растущую долю национального продукта, выдавать прямые заказы на производство продукции, распределять ограниченные производственные ресурсы, подвергла прямой мобилизации трудовые ресурсы, более широко и жестко контролировать цены тощо.
Двадцатые годы ХХ ст. отметились подъемом экономики в США, Англии, Франции и это создало впечатление восстановления возможностей свободного рынка. Согласно этому усилились либеральные идеи и либеральная экономическая политика. Однако Великая депрессия 1929-1932 гг заставила снова вернуться к усилению роли государства в экономической жизни. Жесткая кризис поставил под угрозу существование самой рыночной системы. Под давлением этого обстоятельства был разработан новый курс Франклина Рузвельта, который встроил в рыночную экономику государственные регуляторы, которые предназначались для того, чтобы защитить ее от глубоких циклических коливань.
В 30-х годах ХХ ст. была создана теория государственного вмешательства в рыночные процессы Дж.Кейнса. Она указала на новые средства антициклического регулирования экономики. Совокупный спрос, совокупное предложение, сбережения, инвестиции, процентная ставка, уровень занятости стали объектами государственного регулирования. Средствами воздействия на них налоговые ставки, субсидии, социальные выплаты, государственное пидприемництво.
Наряду с ними под влиянием экономических успехов Советского Союза стали внедряться элементы планирования. Планирование усиливало предсказуемость экономического развития., Уменьшало стихийность и анархию, ограничивало амплитуду циклических колебаний. Внимания государства стали пользоваться социальные процессы. Имущественное расслоение общества, которое перерастает определенные границы, тормозит экономическое развитие, ограничивает мотивы высокопроизводительного труда, угрожает стабильности общества. Поэтому государство начинает играть интегрирующую роль, начинает представлять во внутреннем развитии интересы всех слоев и групп населения. Экономическая политика начинает социализироваться. Государство использует додации, социальные выплаты, страхование депозитных вкладов населения, создание новых рабочих мест тощо.
Переход к стратегическому экономического регулирования и формирование политики социального государства. После второй мировой войны начинается новый этап в эволюции государственного регулирования. Экономическая политика начинает переходить от ситуационного реагирования, связанное с антициклической борьбой, к стратегическому регулирования, которое охватывает систему мер по стимулированию темпов экономического развития (конечно, наряду с антициклической мероприятиями). Для реализации долгосрочных целей государство становится принимать активное участие в развитии ведущих отраслей промышленности, создании экономической и социальной инфраструктуры. Наряду с инструментами регулирования, которые проводились ранее, в экономической политике стали активно использоваться программирования, прогнозирования и планирования экономики, формирование государственных секторов экономики средствами национализации и создания государственных пидприемств.
Дальнейшая эволюция экономической политики связана с возникновением "социального государства", на основе теории общего благосостояния. Эта теория исходила из следующих предпосылок:
Свободный рынок имеет много недостатков. Он не обеспечивает создание общественных благ, предоставляет неполную информацию о состоянии рынка, предполагает существование естественных монополий.
Рыночные колебания способны обеспечить стабильные макроэкономические показники.
Рынок вызывает значительную дифференциацию доходов и поэтому для его нормального функционирования необходимо государственное регулирование доходив.
Учитывая это, главными целями государства становится обеспечение полной занятости, стабильности цен и равновесие платежного баланса. Одновременно государство становится еще активнее вмешиваться в социальные процеси.
Экономическая политика государства социального благосостояния в 50-60-х гг включала программы достижения высокого жизненного уровня населения, создание государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, регулирование минимального уровня заработной платы, систему социального обеспечения, а со временем экологические, демографические програми.
Формирование "социального государства" стало возможным не только благодаря поступательному развитию экономики, но и потому, что в середине ХХ в. в развитых рыночных странах установилось своеобразное равновесие различных социальных групп, через представительную демократию получили возможность открыто декларировать и защищать свои интереси.
Развитие представительной демократии обусловливает пидпорядковисть деятельности государства общественному контролю, расширение и укрепление местного самоуправления, усиление роли судебных органов. Государство из орудия господства одного класса превращается в выразителя общенациональных интересов, инструмент достижения социального компромисса, смягчения и снятия социальных протирич.
Согласно теоретическим основам "социальное государство" более широко и интенсивно начинает использовать средства перераспределения ВНП, помощи менее обеспеченной части общества и формирования социальной инфраструктуры за государственный счет. Расширяется инструментарий социальной помощи - выплаты, дотации. Форме смягчения социального неравенства есть бесплатная среднее и высшее образование, бесплатное жилье малоимущим, социальная помощь молодежи в получении профессионального образования, трудоустройстве, обеспечении житлом.
Дальнейшее развитие получают методы и средства государственного регулирования экономики. Совершенствуется инструментарий планирования и прогнозирования экономики, усиливается влияние на улучшение экономической структури.
Экономическая политика эффективного государства. В середине 70-х годов экономику поразила мировой кризис, которая дала толчок для переоценки роли государства. В результате этого переосмысления состоялся постепенный переход от политики "социального государства" к политике "эффективного государства". Политика "эффективного государства" держится на двух постулатах:
Государство из-за непомерно высокие затраты должна сократить круг своих обязанностей и переложить со своих плеч решение ряда вопросов на другие хозяйственные субъекты.
Выплаты по медицинскому страхованию, страхование по безработице, расходы на пенсионное обслуживание должны обеспечиваться не только за счет государственного бюджета, а должны равномерно распределяться между другими субъектами.
Наконец государство не должно рассматривать себя основным источником экономического роста, а играть роль катализатора и партнера. Таким стал основной мотив социально-экономической политики, которую в 80-90-е годы стали проводить большинство развитых рыночных краин.
Возникает вопрос, сохраняются еще факторы, которые вызвали политику "социального государства", появились другие явления, которые устранили их. С одной стороны, сложность экономических связей не уменьшилась, а наоборот, возросла; нельзя достичь и макроэкономической стабилизации без активной фискальной, денежно-кредитной и инвестиционной политики государства; не сократилось, а возросло роль личного фактора производства. Как становится понятным, причины широких и активных функций государства продолжают действовать и в настоящее время. Однако реально отмечается обратное движение. Государство пытается переложить часть своих обязанностей на плечи других субъектов. Это заставляет искать другие дополнительные факторы, которые стали влиять на экономическую политику развитых рыночных краин.
Глобализация и ее влияние на экономическую политику. Таким новым фактором считается глобализация. Мощный поток международного капитала игнорирует национальные границы, перестает обращать внимание на государство, ведет себя одностороньо эгоистично. Международный капитал не может подчиняться какому-то одному национальному правительству. Он требует создания некоего наднационального аппарата регулирования, так сказать мирового правительства. Но таких механизмов регулирования деятельности международного капитала немае.
Международный капитал в определенной мере парализует функции национальных правительств по экономическому регулированию ведь он считается в первую очередь со своими узкоэгоистических интересами. "Баланс интересов", который достигается, благодаря регулирующей деятельности государства и который является важной составляющей гражданского общества внутри каждой страны, оказался подорванным.

1. Методы и средства экономической политики ТЕМА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ.