8.3. Особенности налогообложения игорного бизнеса


Налог на прибыль
Налоговый учет субъекты игорного бизнеса ведут в соответствии с Законом о прибыли. При этом порядок определения налогооблагаемой прибыли такой же , как на других предприятиях , и ставка налога составляет 25%. Но наряду с ведением учета собственных доходов и расходов на них возложена обязанность по содержанию и внесении в бюджет налога на прибыль от игорного бизнеса с лиц, выигравших , согласно п. 10.2 ст. 10 Закона о прибыли и п. 7.3. Закона о налоге с доходов.
Налогообложение выигрышей физических лиц
Согласно п. 1.29 ст. 1 Закона о прибыли налог на выплату выигрышей является видом налога на прибыль и не считается введенным налогом , хотя он взимается с лица, выиграла. Соответствии с требованиями подпункта 10.2.2 ст. 10 Закона о прибыли лица, осуществляющие выплату выигрышей в казино , бинго , другие игры в игорных местах (домах) , обязаны вести налоговый учет выигрышей и расходов лиц , которые выиграли , и обеспечивать порядок отчетности субъектов игорного бизнеса в свя связи с выплатой таких выигрышей. Порядок такого учета и отчетности регулируется Порядком [9] и приказом [12] и рассматривается далее. Посетители игорных заведений обязаны предъявить документ , удостоверяющий личность , а игорные заведения должны вести журнал персонификации физических лиц - посетителей игорных заведений [12].
При налогообложении выигрышей в лотерею ( кроме выигрышей в государственные денежные лотереи ) и других видов игр и розыгрышей , которые предусматривают приобретение гражданами права на участие в таких играх или розыгрышах до их проведения , плательщик налога на прибыль предприятий удерживает и вносит в бюджет ЗО% от суммы каждого выигрыша .
Налогообложение выигрышей в казино , бинго и других игорных заведениях осуществляется путем удержания и внесения в бюджет ЗО% от суммы прибыли лица, выиграла.
При выдаче победителю имущественного приза ставка налога на выигрыш должна применяться "снаружи". Например , если ставка налога на выигрыш "изнутри" ЗО% , то ставка "снаружи" составит 42,86% (30 : (100 - 30) • 100%). Следовательно , при выдаче как выигрыш имущественного приза стоимостью 100 грн. налог 42,86 грн.
Иными словами , заявлять сумму выигрыша необходимо больше , чем стоимость приза , которая выдается. Причем соотношение стоимости приза и заявленного выигрыша в игре должен быть таким , чтобы разница соответствовала сумме ЗО% налога с выигрыша , которая необходима для перечисления в бюджет. Так , если стоимость приза А , то необходимо заявить выигрыш на сумму (А: 0,7) , а сумма налога , подлежащая уплате в бюджет , составит ( А • 3: 7).
Согласно п. 16.13 ст. 16 Закона о прибыли перечисление ЗО% налога с выигрыша участника игры осуществляется в течение трех банковских дней с момента выплаты выигрыша.
Согласно п. 5 Порядка [9 ] по окончании игры в течение рабочего дня лица обязаны заявить о результатах своей игры. Доход игрока за день подсчитывается определению разницы между его доходами и расходами за день. При этом доходами считаются все фишки , которые есть в наличии у игрока на конец дня , расходами - затраты , понесенные за день на приобретение фишек перед игрой , подтвержденные со стороны игрока квитанциями.
В случае положительной разницы из суммы прибыли лица удерживается налог на выигрыш в размере ЗО% , а игроку выплачивается сумма его дохода за вычетом налога на выигрыш. Если разница имеет отрицательное значение , игроку выплачивается наличность , равную стоимости фишек , которые у него остались.
Выплата дохода игрока осуществляется по кассовому или товарному чеку согласно п. 6 Порядка [9].
По требованию лица, выиграла , администрация должна выдать справку, подтверждающую полученный им выигрыш ( доход) и сумму удержанного с них налога по ставке ЗО%. Такая справка составляется согласно приказу [12] и приложения 1 к Порядку [9]. Для получения такой справки лицо должно предъявить паспорт или другой документ , удостоверяющий личность.
По окончании рабочего дня оператор- кассир обязан составить реестр о удержанную сумму налога за отчетный день ( приложение 2 к Порядку [10]) за своей подписью и передать этот реестр главному бухгалтеру для осуществления в 3-дневный срок соответствующих расчетов с бюджетом.
Налог на добавленную стоимость
В игорном бизнесе являются операции , которые облагаются НДС , а есть необлагаемые операции.
Согласно подпункту 3.2.4 ст. Из Закона о НДС не являются объектом налогообложения операции:
- Выпуска , обращения и погашения билетов государственных лотерей , выпущенных по лицензии Министерства финансов Украины;
- Выплаты денежных выигрышей , денежных призов и денежных вознаграждений;
- Принятие ставок , в том числе путем обмена средств на жетоны или другие заменители гривни , предназначенные для использования в игровых автоматах и другом игровом оборудовании.
Облагаются НДС в игорном бизнесе:
- Услуги, предоставляемые в сфере игорного бизнеса на платной основе ( плата за вход , плата за пользование игровым оборудованием , плата за зрелища и др.). , А также выигрыш , выдаваемый в имущественной форме;
- Другие услуги , непосредственно не связанные с организацией азартных игр, например , обслуживания посетителей в ресторане или баре , услуги автостоянки и т.д. .
Поскольку в большинстве субъекты игорного бизнеса осуществляют одновременно операции , облагаемые и не облагаемые НДС , то в сумму налогового кредита включать только ту часть суммы НДС , уплаченную (начисленную ) при приобретении товаров , которая соответствует доле использования таких товаров (работ , услуг) в налогооблагаемых налогом операциях отчетного периода (подпункт 7.4.2 Закона о НДС).
Указанная часть суммы НДС определяется расчетно , пропорционально объемам реализации облагаемых и не облагаемых операций. Такой расчет осуществляется по итогам отчетного периода (кроме операций , о которых сразу известно , что товары (материалы ) приобретаются для конкретных услуг , являющихся объектом налогообложения НДС). При этом рекомендуется использовать следующую схему:
1) определить соотношение дохода от реализации товаров , не облагаемых НДС , и общей суммы доходов от реализации;
2) разница между общей суммой НДС по товарам (работам , услугам) , которые используются в облагаемых и в необлагаемых операциях , и частью суммы НДС , которую следует отнести к составу валовых расходов (или на увеличение балансовой стоимости основного средства) , составит часть суммы НДС , включаемая в налоговый кредит.
В бухгалтерском учете рекомендуется вести учет доходов от реализации по облагаемым и не облагаемым НДС операциям отдельно на дополнительно открытых субсчетах , например:
- 703/1 "Доход от реализации работ и услуг , облагаемых НДС ";
- 703 /2 " Доход от реализации работ и услуг , не облагаемых НДС".
единый налог
Согласно ст. 2 Закона о поддержке малого предпринимательства предприятия игорного бизнеса не могут применять упрощенную систему налогообложения и учета.
Местные налоги и сборы
Отдельные предприятия игорного бизнеса платят определенные местные сборы.
Сбор за участие в бегах на ипподроме согласно ст. 8 Декрета [5] взимается администрацией ипподромов до начала соревнований с юридических лиц и граждан , выставляющих своих лошадей на соревнования коммерческого характера. Предельный размер этого сбора за каждого коня не должен превышать трех необлагаемых минимумов доходов граждан .
Сбор за выигрыш на бегах согласно ст. 9 Декрета [5] взимается администрацией ипподромов с лиц , выигравших в игре на тотализаторе на ипподроме , при выдаче им выигрыша. Его предельный размер не должен превышать 6% от суммы выигрыша.
Сбор с лиц , участвующих в игре на тотализаторе и на ипподроме , согласно ст. 10 Декрета [5] взимается администрацией ипподромов с участника игры при приобретении им билета на участие в игре в виде процентной надбавки к плате , определенной за участие в игре. Его предельный размер не должен превышать 5% от суммы этой платы.
Сбор за право проведения местных аукционов , конкурсной распродажи и лотерей взимается согласно ст. 14 Декрета [5] с юридического лица и граждан, имеющих разрешение на проведение этих мероприятий. Этот сбор взимается в размере не более 0,1% стоимости заявленного продажи товаров исходя из их начальной цены или суммы , на которую выпускается лотерея. При этом предельный размер сбора за право на проведение лотерей с каждого участника не должен превышать трех необлагаемых минимумов доходов граждан (51 грн. ). Сбор за право проведения лотерей взимается при получении разрешения на выпуск
лотереи. Согласно ст. 23 Декрета [5] он уплачивается юридическими лицами за счет прибыли, остающейся в их распоряжении , но не более 10 % налогооблагаемой прибыли. Класс профессионального риска производства для уплаты сбора на страхование от несчастных случаев - 9.
8.2. Лицензирования и патентования игорного бизнеса 8.4. Учет доходов и расходов предприятий игорного бизнеса