2. Экономическая тактика переходного периода

Свой выбор Украина сделала летом 1990 г., когда Верховная Рада приняла "Декларацию о государственном суверенитете Украины" и Закон Украины "Об экономической самостоятельности Украины". В этих документах принцип, по которому суверенность государства возможна лишь на основе рыночных преобразований административной экономики, приобретал статус официальной доктрины, определяющего направления государственной политики, ее стратегического курсу.
Этот курс нашел свое дальнейшее развитие в таких государственных документах и законах как "Концепция перехода Украины к рыночной экономике" (1990 г.), законы "О собственности", "О бюджетной системе Украины", "О предпринимательстве", "О банках и банковской деятельности "," О предприятиях в Украине "," О занятости населения "и инши.
Особенностью Концепции было то, что она определяла этапности перехода к рынку. Это означало оспаривания метода "шоковой терапии" и осуществления рыночной трансформации на эволюционной основе. Отсутствие собственной национальной валюты, банковской системы, таможенных границ, хотя бы минимальной рыночной инфраструктуры, недостаточность правовой базы делали невозможным метод шоковых преобразований. Поэтому в октябре 1994 г. Верховным Советом была одобрена доклад Президента "Путем радикальных экономических реформ", где стержневым задачей новой экономической политики было утверждение многоукладной (смешанной) экономики, основанную на принципах демократизации собственности, равноправном существовании и всесторонней поддержке государством всех его форм - частной, коллективной, коммунальной, государственной, смешанной. При этом всесторонняя поддержка будет предоставляться формированию и укреплению национального капитала, повышению его роли в стабилизации экономики, ее структурной перестройке, в решении широкого комплекса социальных вопросов. Такой подход предусматривал еще два обстоятельства: первое - прекращение тенизации экономики и легальность функционирования капитала и вторая - инвестирование его в национальную экономику. Однако эта экономическая доктрина не нашла своего полного воплощения в жизни. Украина неуклонно сползала в затяжную системную кризу.
Проблемы и трудности переходного периода Украина порождались различными причинами политического, экономического и социального характера. Среди политических причин наиболее разрушительной была политическая нестабильность. Общество раскололось на социалистических консерваторов и демократических реформаторов. Их непримиримая борьба мешала стабилизации общества и законодательном процесса. Сюда же следует отнести и то, что к власти пришли люди, которые хотели построить светлое будущее, но как строить не знали, потому что не имели опыта государственного будивництва.
Пока между собой воевали "правые" и "левые" теневую власть фактически захватили третьи силы. Они криминальными методами постепенно прибрали к рукам национальное богатство Украини.
Среди экономических причин на первое место выступают такие как:
Антинародный метод разгосударствления обобществленной советской экономики. Чубайсивська ваучеризации превратила процесс приватизации на "прихватизации". Владельцами объектов национальной экономики, которая создавалась потом и кровью украинского народа, моментально стали ловкие мошенники и криминальные элементы. Если Рокфеллеры и Форды шли к своему первому миллиарда долларов веками, то "новые украинские", что величают себя национальной элитой, получили свои миллиарды в результате криминального перераспределения всего лишь за несколько рокив.
Образцом экономических преобразований наша по сути антиукраинская власть взяла схему жизни США, которые эволюционируют в условиях политической и экономической стабильности от классического капитализма к социализированного общества, на которое работает полмира. Стандарты американского жизнь никак не могли вписаться в кризисную ситуацию Украини.
Рекомендации и требования международных экономических и финансовых институтов фактически углубляли кризис, уничтожая собственное производство и внутренний рынок Украины. Чего стоят настоянию Международного валютного фонда и Всемирного банка на либерализации цен и повышении платы за коммунальные услуги при росте задолженности по зарплате и пенсиям, что привело к стремительному обнищанию народа?
Этому способствовала также инфляционная схема реформування.
Об этой схеме Дж. Сакс пишет: "... высокая инфляция, которая сопровождается всеобъемлющим и хаотичным перераспределением доходов и благосостояния способна подорвать общественный строй". В конце первой мировой войны Д.М.Кейнс писал в своем труде "Экономические последствия Версальского мира": "Не существует более ловкого и надежного способа изменения существующих основ общества, чем дестабилизация валюты. В этот процесс вовлекаются все скрытые разрушительные силы экономического закона, причем делается это так, что ни один человек из миллиона не способна их распознать ".
Сознательно запущен в Украину процесс инфляции сначала решил проблему дефицита товаров и избытка денег: все сбережения населения были просто обесценены, а значит, ликвидированы. На втором этапе процесс с "лишними деньгами" довершили финансовые посредники, которые окончательно обокрали людей Украины. Далее инфляция остановили кредитование производства и ускорила его стремительное падиння.
Время инфляция способствовала перераспределению и сосредоточению финансовых ресурсов в руках небольшой группы чиновников и их оточення.
Теперь эта группа целенаправленно банкротила передовые перспективные предприятия и скупала их за бесценок, начав в новейшей экономической истории процесс "прихватизации" общенародного майна.
Еще одной решающей ошибкой был полный отход государства от управления экономикой. История свидетельствует, что всегда в экстремальных условиях - войны, стихийные бедствия, кризиса, социальные потрясения - государство усиливало свой контроль над экономикой. В Украине произошло наоборот: государство утратило контроль за развитием стратегических отраслей, прежде всего отраслей топливно-энергетического комплекса, за использованием материальных и финансовых ресурсов, по зарплате и производством, за движением цен, тарифов, процентной ставки, за денежным обращением. Это значительно углубило кризис, усилило стихию рыночных институтов и имущественное расслоение населения на бедных и багатих.
Так были заложены экономические основы для воплощения в жизнь формулы первого Президента Украины Л. Кравчука: "Будут богатые, будут и бедные". А вот цитата из работы Владимира Литвина "Стратегия преодоления бедности": "... за 1990-1999 годы валовой внутренний продукт сократился почти на 60%, объемы производства промышленной продукции - на 48,9%, сельского хозяйства - на 51,5%, а жизненный уровень людей упал до критической черты. Сохраняется тенденция к дальнейшему расслоению населения по уровню доходов и увеличение масштабов бедности. Сейчас разница между минимальной и максимальной пенсиями в Украине достигает 30 раз. Тогда как по мировым стандартам эта разница не должна превышать 3-4 раза ".
1. Выбор модели развития Украины 3. Главные стратегические направления переходного периода.