3. Главные стратегические направления переходного периода.

Утверждение нового экономического базиса новой модели хозяйствования, построение социально ориентированной рыночной экономики должны происходить на основе комплексного, взаимосвязанного развития, как экономического содержания преобразований так и их социальной формы, т.е. производительных сил и экономических отношений. Однако реформаторские усилия были направлены не на содержание, а на форму, считая что сами рыночные институты автоматически решат все проблемы и противоречия переходного периода. Но так не могло произойти, поскольку Украина была лишь частью экономики СССР и не имела экономической самостоятельности. Ее нужно было завоевать, создавая свой национальный народнохозяйственный комплекс, который на основе уже рыночных рычагов обеспечивающий достаточные темпы экономического зростання.
Народнохозяйственный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, которые обеспечивают экономическую независимость страны, стабильность и эффективность развития ее экономики. Развитие такого комплекса в переходном периоде возможен за счет двух факторов: первый - осуществление структурной перестройки экономики и второй - стимулирование инвестиционного процесу.
Структурная перестройка означает изменение соотношения в развитии отраслей и подотраслей. Украине нужно уменьшить объем некоторых производств (например, металла) и, наоборот, расширить развитие других (например, автомобилестроение, радиоэлектроника, области ИИ подразделения, отрасли группы "Б"). Это нужно для того, чтобы сбалансировать межотраслевую структуру народного хозяйства в соответствии со стратегическими завдань.
Такая перестройка экономики должна обеспечить реализацию и выполнение приоритетных национальных программ, среди которых могут быть: 1. национальная космическая программа и информатизация;
2. транспортные средства (самолеты, морские объекты, поезда, троллейбусы, автомобили и др.)..
3. электроника, системы автоматики и управления, приладобування, компьютерные технологии, оборудование и приладобування;
4. военная техника и современные виды обычного оружия;
машино-и станкостроение, оборудование и инструменты, энергомашиностроение;
агропромышленный комплекс - сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений и средств защиты растений, перерабатывающая и пищевая промышленность, виноградарство, виноделие и садоводство
легкая промышленность;
топливо-энергетический комплекс;
химия и химические технологии, лекарства;
горнодобывающая промышленность, металлургия, материалознавство.
Главную роль в этом процессе должно играть государство, эффективно используя бюджетные средства. Например, нужно ограничить финансирование из бюджета Украины на иностранных фирм, продукцию которых мы можем производить сами. Импорт товаров и услуг в Украине в 2001г. установил 20,5 млрд. дол. США. Это более половины ВВП страны. Особенно опасна экспансия на наш рынок товаров, аналогичных украинским. Импорт одежды, обуви, некоторых видов пищевой промышленности увеличился с 30 до 40 процентов объема их потребления. Импорт мяса вырос за 2001 год в 3,4 раза, молока и яиц - в 1,9 раза. Как ни странно Украина теперь импортирует из Польши даже сало - это истинно украинские бренд.
Межотраслевые и внутриотраслевые заказы должны ориентироваться на внутреннюю кооперацию. Новые технологии должны передаваться за границу после того, как в Украине наладится серийное производство. Необходимо ввести жесткий контроль за проникновением в Украину устаревших технологий, оборудования, лекарств, некачественных товарив.
Негативным примером упущенных возможностей является закупка крупной партии комбайнов фирмы "Джон Дир" в 1996 г. на 40 трлн. грн. Лишь 5% этой суммы достаточно, чтобы наладить серийное производство комбайна Херсонского и Днепропетровского заводов и создать таким образом 23 тыс. рабочих мисць.
В процессе структурной перестройки нужно прежде всего развивать наукоемкие и энергосберегающие технологии, микроэлектронику, телекоммуникационный бизнес, компьютеризацию, биотехнологии и т.ин.
К сожалению экономическая политика всех правительств Украины, которые тесно сотрудничали с МВФ, была политикой деиндустриализации Украины, политикой "вымывание" ее капиталов, интеллекта, научно-технического и технологического потенциала. Более 600 тыс. ученых выехали из Украины. Итак, как видим, долгое время реформы в Украине пока ведут к национальному краху. Об угрозе национальной катастрофы говорил и Президент Украины в своем обращении к народным депутатам Украины 8 июля 1997 р.
Среди многих причин такого состояния не последней в их перечне занимает и то, что конструкторы реформ в Украине строили их идеологию на основе монетаристской экономической политики, которая в принципе не годится для стран переходного периода с нестабильной экономикой. Преодолеть глубокий кризис при разрушенной финансовой системе только путем денежной политики невозможно. Здесь нужны радикальные действующие факторы, которые обеспечивали бы осуществление структурной перестройки в качестве магистрального направления экономической политики.
Главным постоянно действующим фактором экономического роста выступает научно-технический прогресс. Еще К.Маркс почти 150 лет назад указывал, что технический базис капиталистической организации производства требует такого состояния, когда наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Это означает, что потребности производства будут толкать развитие науки с целью совершенствования производительных сил: средств труда, предметов труда, образования и квалификации рабочей силы, новейших технологий и средств коммуникаций больше, чем десятки университетив.
Сейчас мы являемся свидетелями бурной научно-технической революции, когда в высокотехнологичных отраслях обновление основного капитала происходит через каждый 3-4 года. Следуя этой закономерности НТР, США даже свои секретные космические технологии через 3-5 лет пускали в гражданское производство за счет чего и заняли видное место в развитии новейших технологий и обеспечении конкурентоспособности своих товаров. Кстати, в СССР, где все было засекречено, новейшие технологии не выпускались в производство более 30 лет, когда они уже 5-6 раз знецинювались.
Быстрое моральный износ основного капитала в условиях современной НТР заставили передовые развитые страны перейти к так называемому "инновационного общества", при котором экономический рост происходит из-за накопления капитала и его инвестирования в новые технологии. Сегодня на мировом рынке выигрывает тот, кто выиграет битву за научно-технический прогресс. Упадок науки означает, что страна осталась на обочине научно-технического прогресса и навсегда отошла к отсталых краин.
К сожалению, до сих пор Украина проводила реформы за идеологию почти полностью исключала инновационный процесс, приречувало нашу экономику к занепаду.
По данным немецкого "Дойчебанка" в 1990 году Украина по своему научно-техническим и производственным потенциалом занимала 10 место в мире. А аналитическое управление ЦРУ США ставило Украину даже на 8 место среди наиболее развитых стран мира. А где мы теперь - среди стран третьего свиту.
Понятно, что инновационный процесс требует целенаправленного финансирования именно новых технологий, инвестиций в производство новых конкурентоспособных научно-емких изделий. Но мировые фирмы не заинтересованы, чтобы выкармливать себе мощного украинского конкурента. Пусть он отстает: поставляет сырье и развивает экологически вредные виробництва.
Поэтому инвестирование в научно-технический прогресс должен осуществляться собственными источниками финансирования. Сожалению, в Украине ситуация противоположная. Если в 1992г. чистое накопление основного капитала в Украину составлял 8,3% ВВП, то в 1995г. - 0,5% ВВП, а в 1997г. - 0,27, т.е. уменьшилось в 18 раз всего за 5 лет. При этом доля кредитов по отношению к ВВП снижалась с 53,4% в 1991г. до 7,8 - в 1995 и до 0,4 - в 1998г.
2. Экономическая тактика переходного периода 4.Основни стратегические направления экономического развития до 2004 г.