4.Основни стратегические направления экономического развития до 2004 г.

Стратегическую цель нашей высшей государственной власти исторически были определены чуть ли не с первых дней независимости: вперед, в Европу, точнее, к западноевропейским стандартам качества жизни. Только вот с каждым годом мы все дальше и дальше от тех стандартов видкочуемось.
Украина до сих пор разрывается между европейским будущим и реальным настоящим, когда он находится еще в поле российского влияния. Статистика декларирует успехи, а жизнь не полипшуеться.
Производство промышленной продукции в 2001 году увеличилось более чем на 14 процентов, сельского хозяйства - почти на 10%. В 2002г. - На 6,1 и 6,2 процента соответственно. А количество убыточных предприятий заметно увеличилось и в городе и на селе. При достаточно высоких урожаях 2002 года, когда Украина может поставить на экспорт около 10 млн. тонн зерна, посредники обобрали крестьян так, что они не могут рассчитаться за горюче-смазочные материалы. По прошлогоднего урожая (2001) чистая прибыль сельхозпроизводителей снизился на 930 000 000 гривень.
Хотя по статистике ВВП растет высокими темпами, но средний уровень ежемесячных доходов наших граждан остается до неприличного низким - чуть более 30 долларов США на каждого. Почти 80% населения находятся за чертой бедности. Задолженность по начисленной но неоплаченной зарплаты за шесть месяцев 2002г. выросла еще на 2,5% достигнув суммы 2,5 миллиарда гривень.
Несмотря на многомиллиардные внешние заимствования наше государство не смогло инвестировать и реализовать ни одного комплексного промышленно-экономического проекта, который обеспечил бы подъема отечественной индустрии или сельского хозяйства. Поэтому насущной требованием жизни является осуществление комплекса радикальных экономических, правовых, организационных мероприятий, направленных на решительное ограничение коррупции и теневой экономики. Надо осознавать опасность сращивания теневого капитала с государственным аппаратом, его влияния на различные сферы общественной життя.
Определяя стратегию развития на 2002-2004 гг, Президент Украины в своем выступлении на первой сессии Верховной Рады Украины четвертого созыва 18 июня 2002 г. на видное место поставил переход к инвестиционной модели роста. А в концептуальных основах стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы достопримечательность занимает научно-технический прогресс и перспективы его розвитку.
Наконец мы осознали, что процесс стихийной деиндустриализации страны и тотальное износ основных фондов ведет не только к экономической катастрофе, но и потери политической незалежности.
Поэтому стимулирование научно-технического прогресса выступает определяющей задачей на данный момент и на перспективу. Должны быть созданы и задействованы такие институциональные и экономические механизмы, которые создавали бы интеграцию науки и производства, широкомасштабное объединение промышленного, банковского и торгового капитала в структурах способных производить высокотехнологичные конкурентоспособные товары и услуги. Неотложной возникает потребность повысить уровень государственного финансирования науки, укрепить материально-техническую базу научных учреждений. Пришло время скорректировать и саму идеологию приватизации, трансформировать ее из фискального инструмента латание бюджетных дыр в действенный механизм инвестирования и модернизации производства, активного распространения инновации и современного менеджменту.
К важнейших задач экономической политики относится расширение внутреннего рынка. Пока отечественная экономика остается ориентированной на обслуживание внешнего спроса, что делает ее слишком уязвимой и зависимой от международной конъюнктуры.
С учетом особенностей новой экономической стратегии, исключительной важности приобретает применение налоговых стимулов инновационной деятельности и накопления капиталу.
Мы получим емкий внутренний рынок, если будет кардинально ослаблен налоговое давление с усилением защиты налогоплательщиков. В этой связи неотложной задачей является радикальные изменения в практике банковского кредитования. Недопустимой должна быть ситуация когда ставка кредитов коммерческих банков почти втрое превышает ставку рефинансирования НБУ. По уровню предоставления банковских кредитов Украина занимает 119 место из 147 стран, которые учитываются соответствующим рейтингом.
Агропромышленный комплекс становится посредником повышенной экономической активности, катализатором инвестиционных процессов, а село - базой расширения внутреннего рынка. Однако и до сих пор не имеют полной определенности пути совершенствования и реформирования аграрных отношений. Методы земельной реформы несовершенны, а последствия пока неудовлетворительны. Много земель выбывает из сельскохозяйственного оборота, инфраструктура села практически разрушена, рабочая сила не видтворюеться.
Одним из важнейших приоритетов аграрной политики должно стать техническое и технологическое обновление АПК. Состояние сельскохозяйственной техники катастрофическое, ее часть уже сегодня почти непригодна для эксплуатации. Предметом первоочередного внимания государства должно стать создание на селе современной рыночной системы материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Но такая система будет эффективной при одном условии, когда государство будет регулировать ценообразование в АПК в интересах сельхозпроизводителей, а не посреднических структур.
Для возрождения села необходимо выводить из кризисного состояния сельские учреждения здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Потому что за всем этим люди - главный капитал страны - с их насущными интересами, заботами и потребностями.
Традиционной уже стала несбалансированность и низкая эффективность государственных финансов, что обусловлено просчетами бюджетной политики, попытками власти применять волюнтаристские методы в управлении объективными экономическими процессами. Несбалансированность государственного бюджета дестабилизирует финансовую систему, делает ее фактически недиездатною.
Интенсификация и повышение конкурентоспособности национальной экономики является основным и единственным путем к реализации социальных программ и проектов. Существенное улучшение жизни населения возможно только на основе успешного развития экономики. Логика новой стратегии предполагает прежде принципиальную коррекцию политики доходов. Акцент должен быть сделан на доходах работающего населения. Нынешнее снижение стоимости рабочей силы так же как хронически недостаточный уровень социальных расходов, сдерживает буквально все - развитие внутреннего рынка, динамику экономических процессов, темпы научно-технического прогресса. Стимулирующая роль заработной платы практически полностью нами потрачена, что ведет к деквалификации рабочей силы, отъезда опытных специалистов по кордон.
В контексте осуществления эффективной социальной политики особенно острой проблемой остается создание эффективных механизмов социального обустройства молодежи, прежде всего - студенческой, научной и творческой интеллигенции, деятелей культуры и образования, вийськовослужбовцив.
Только эффективная социальная политика, осуществления широких социальных программ выступает действенным средством роста благосостояния народа. А повышение уровня жизни населения страны, улучшения его качества служит реальным показателем эффективности экономической политики государства.
3. Главные стратегические направления переходного периода. ТЕМА 7. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА переходной экономике УКРАИНЫ