2. Механизм структурных изменений в экономике

Формирование структурной политики предусматривает теоретическое обоснование ее целей приоретних направлений на соответствующем этапе развития экономики, критериев такой приоритетности, методов и рычагов (инструментов) структурного регулирования тощо.
В общем контексте эта политика включает следующие основные направления:
- Стимулирование с целью создания такой структуры экономики, которая бы отвечала требованиям НТП и НТР (это - и переход от трудо-, энерго-и материалоемких отраслей к капиталоемких и наукоемких)
повышение конкурентоспособности национальной экономики;
преодоление технико-технологической отсталости соответствующих регионов и рациональное распределение производственных ресурсов;
формирование всего спектра институциональной инфраструктуры (особенно для переходных экономик рыночного типа)
создание развитого потребительского сектора (также имеет первостепенное значение для переходного периода к рынку).
Таким образом, относительно направлений структурной политики, то здесь все более-менее ясно как с точки зрения теории, так и практики. Хотя выделение их приоритетности с учетом специфики экономики страны, его развитию, тактических и стратегических целей не такое уж и простое завдання.
Трудности при выборе цели структурной политики государства начинаются уже с вопросов: какие существуют критерии оптимальности отраслевой, региональной, а тем более - институциональной структуры народного хозяйства? Существуют ли эти критерии вообще?
Ретроспективный анализ показывает, что в советской практике хозяйственного управления в течение длительного периода предел влияния государства на структуру экономики определялась стремлением обеспечить наиболее полное, независимое от поставщиков из-за границы, удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах. (Другое дело как это решалось, но здесь мы абстрагируемся от этого.)
Как показали первые шаги перехода к рынку без глубокой интеграции нашей экономики в мировой рынок проблему ликвидации дефицита и ускорение модернизации производственного потенциала не решить. Мы обречены создавать «открытую» экономику. Таким образом, в условиях нормального становления рыночных отношений бывшие ориентиры не пидходять.
Западные государства при выборе цели структурной политики руководствуются конкретным раскладом политических сил, которые выступают с требованиями поддержки тех или иных сфер, отраслей экономики, и необходимостью реагирования на наиболее крупные диспропорции существенно нарушают процесс общественного видтворення.
А конкретно относительно критериев приоритетности той или иной отрасли, то можно выделить следующие:
- Экспортный потенциал отрасли (ее продукция должна усиливать конкурентоспособность отрасли на внешнем рынке и способствовать быстрому наращивании экспорта)
- Перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке;
- Социально-экономическое развитие государства в целом (развитие приоритетной отрасли призван обеспечить рост научного и интеллектуального потенциала страны вообще)
- Роль отрасли в минимизации дефицитов в торговом балансе страны;
- Благоприятный побочный эффект (если в случае ускоренного развития данной отрасли повышается эффективность в других отраслях и секторах, то она может быть признана приоритетной).
В украинских условиях формирования цели новой структурной политики, при наличии разных политических сил и глубоких противоречий экономических интересов различных социальных групп, которые сегодня только формируются, проходить и в дальнейшем в борьбе и поиску компромиссов. Они достигаться тогда, когда диспропорции в народном хозяйстве станут социально несприятнимы для известной массы населения. В этом случае вмешательство государства в структурные сдвиги иметь не мера, а непосредственно реагирующий характер. А по выбору отраслевых критериев приоритетности, то они практически универсальны и вполне могут служить такими и для наших условий. Неизбежным для Украины является и выбор методов и инструментов (рычагов) структурной политики.
Государственное регулирование структуры экономики, как известно, осуществляется с помощью методов прямого и косвенного (опосредованного) воздействия. Первая группа: система государственных заказов и закупок; целевое финансирование отдельных сфер деятельности и хозяйствующих субъектов; централизованно установленные цены, дотации, субсидии, субвенции, методы правового регулирования. Вторая группа методов воздействия: налоговое регулирование; процентные ставки; ускоренная амортизация тощо.
В экономических рычагов (инструментов) регулирования структуры экономики относятся:
разнообразные кредитные льготы, цель которых сделать более доступными кредитные ресурсы из-за снижения процентных ставок;
финансирование в форме дотаций, субсидий, инвестиционных надбавок, бюджетных ссуд и др.. Во многих странах они используются для поощрения создания новых высокотехнологичных производств. В ряде стран введена специальная надбавка за вновь созданные рабочие места (Германия, Франция). Часто государство предоставляет субсидии и займы по целевому назначению;
льготное налогообложение, стимулирующее влияние которого можно рассматривать как особый вид субсидий (финансовой помощи). Поощрения вложений в отсталые отрасли и регионы, осуществляется через освобождение от налогов части инвестиционных фондов;
ускоренная амортизация, с помощью которой государство повышает нормы списания основного капитала, что способствует его техническому обновлению (сроки амортизации отдельных элементов - научно-исследовательского оборудования и т.д. - сокращаются до 3-х лет);
таможенная политика, которая выступает и как форма регулирования иностранных источников и привлечения дополнительных средств для осуществления структурной перебудови.
В практике западноевропейских стран к таким инструментам государства относятся административные и правовые инструменты, которые используются только для «определения общих рамок» деятельности хозяйствующих субъектов, а в исключительных случаях они выступают правовой основной создание благоприятных условий для отдельных производств и регионив.
Наконец, в качестве инструмента структурной политики может выступать государственное предпринимательство, прежде всего, создание объектов производственной и социальной инфраструктури.
Следует подчеркнуть, что роль названных инструментов в западноевропейских странах далеко не равнозначна. Опыт показывает, что в рыночной экономике могут интенсивно использоваться только такие инструменты, которые совместимы с основами экономической системы. Наряду с этим возникает вопрос: а каковы критерии такой совместимости?
Об этом можно составить представление, воспользовавшись опытом экономических преобразований и теоретическими дискуссиями, которые имели место в сей время в Западной Германии, «социальное рыночное хозяйство» которой рассматривается многими нашими радикальными экономистами как образец для подражания. Действительно, здесь есть некоторая общность в восходящих принципах реформирования, и прежде всего, - это высокий уровень концентрации (огосударствление) економики.
Как известно, в тогдашней Германии (ФРГ) реформы начались с отмены распоряжений, регулирующих цены, условия купли-продажи, связанные с частичными ограничениями в сфере международного движения капитала и др.. Но уже в середине 50-х годов реформаторам стало ясно, что необходимо создать особые условия для таких отраслей, как сельское хозяйство, угольная промышленность, металлургия, транспорт, средства связи, а также строительство. Эти условия были зафиксированы в специальных положениях (статьях) Закона против ограничения конкуренции.
В то же время, когда классический либерализм полностью отвергал идею государственного вмешательства в экономику, то неолибералы (например, В. Репке) допускали такое вмешательство при соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства на первых порах определялись очень размыто: «Вмешательство государства должно быть совместимым с рынком». Впоследствии этот постулат было конкретизовано.
Сейчас неолибералы относительно инструментов структурной политики государства признают четыре случая их совместимости (или несовместимости) с рыночным хозяйством: 1) они совместимы как с целью экономической политики, проводимой в рамках рыночного хозяйства, так и с самой ее системой, 2) они несовместимы с целью , но совместимы с системой, 3) они совместимы с целью, но несовместимы с системой; 4) они несовместимы ни с целью, ни с системою.
К сожалению, наши теория, практика реформирования так вопрос еще не ставят вообще. Значительной степени процессы трансформации прежней экономической системы вообще и структурные преобразования в частности происходят по принципу: «Как Бог на душу положит».
Исходя из данной классификации, особые возражения со стороны наших «рыночников» могут вызвать инструменты, которые непосредственно влияют на условия конкуренции, на ценовой механизм, сохраняют устаревшие отрасли и предприятия, тормозят технологические сдвиги, то есть те, которые временно поддерживают отдельные отрасли и регионы в таком напрями.
Значительно меньше возражений могут вызвать те инструменты, которые направлены на стимулирование экономического роста и эффективности производства, а также субсидии, облегчающих адаптацию хозяйствующих субъектов к изменению экономической ситуации: субсидии на рационализацию производства, на компенсацию потерь, обусловленных объективными факторами и т.д..
Но мудрость структурной политики, как и любой другой, состоит в предвидении таких инструментов, которые позволяют добиться наиболее эффективности в процессе ее здийснення.
Анализ опыта проведения структурной политики в странах с развитой рыночной экономикой дает возможность спрогнозировать, что у нас основным инструментом для стимулирования структурных изменений могут стать разнообразные субсидии.
Наибольший эффект от использования существующего в руках государства инструментария осуществления структурной политики может быть достигнут тогда, когда удается спрогнозировать объективные тенденции изменений в экономике, в частности сдвиги в разделения труда, а также выработать комплексную программу продвижения к поставленной цели и мобилизовать для этого весь арсенал средств .
Таким образом, на структурную политику возлагается функция координации всех инструментов влияния на экономику, используемые государством в процессе регулирования рыночной системы.
1. Структурные сдвиги в экономике. Составляющие структурной политики 3. Направления и приоритеты структурной политики в Украине