1. Государственная региональная политика.
К осуществлению практических шагов рыночных трансформаций теоретически признавалась необходимость хозяйственной самостоятельности территориальных органов, ее видели в решении регионального (территориального) хозяйственного расчета. Особенно активно эта идея пропагандировалась экономистами Прибалтики со второй половины 80-х рокив.Сейчас, несмотря на существенные особенности и необходимость применения региональных коммерческих (рыночных) принципов управления экономикой (по сравнению со всем народным хозяйством или по отраслей или предприятий), в управлении региональными процессами продолжают использоваться универсальные критерии и показатели, не отражают их специфики. Фактически регионы рассматриваются как уменьшенные копии народного хозяйства в целом. Поэтому функции территориальных органов управления как возводились, так и сводятся к пассивному обобщения тенденций и показателей уровня развития предприятий и ведомств, расположенных в пределах территории. Закрепилась беспомощность региональных органов в решении собственных конкретных задач по социально-экономического развития той или иной территории, их возможности практически полностью зависят от средств, выделяемых отраслевыми или центральными органами.
Эффективная социально-экономическая политика содержит возможности укрепления унитарных принципов украинской государственности, поэтому ее формирование требует четкого определения концептуальных принципов развития регионов на общегосударственном уровне. Такая концепция должна формировать идеи, цели и приоритеты развития региона на тактическую и стратегическую перспективы, учитывать основные проблемы и направления их решения для обеспечения структурной перестройки региона, улучшения территориальных экономических пропорций, осуществление разгосударствления и приватизации имущества, земельной реформы, способствовать развитию предпринимательства, постепенно выравнивать существующие различия между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов с учетом исторических, демографических, природно-ресурсных и экономических особливостей.
Такая политика направлена на поддержку внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития, экологического состояния и улучшение жизненного уровня людей. Главным из основополагающих принципов государственного управления экономикой регионов является распределение власти между центром и регионами и практическая деятельность в регионах - это составляет предмет политики государства относительно регионов, тактика государства заключается в ее действиях по выравниванию условий деятельности и социально-экономического положения различных регионов, создание условий для их эффективного функционування.
Экономический потенциал регионов определяют, во-первых, за его природными условиями, составляющих природно-экологический базис развития регионов и рассматриваются по качеству земли, природными ресурсами, удаленностью от рынков сбыта, развитостью инфраструктуры, погодно-климатическими условиями, экологическим состоянием территорий, непосредственно влияющие на конечные результаты хозяйственной деятельности региона, во-вторых, за производственным потенциалом, который вместе с ресурсами имеет конкретное денежное определение и существует в реальных формах производственного капитала: основной и оборотный капитал, фонды обращения и оборотные средства с учетом износа основных фондов. Третьим фактором, определяющим развитие регионов является трудовой потенциал, который характеризуется по численности, структуре и качеству рабочей силы в соответствии с уровнем квалификации и образования працивникив.
Сущностью государственной региональной политики является совокупность организационно-правовых и экономических мер по текущих целей государства и эффективного развития регионов, рационального использования ресурсов, создания благоприятных условий жизнедеятельности людей, обеспечения экологической безопасности окружающей среды и т.д..
На этапе становления рыночных отношений на формирование и реализацию политики социально-экономического развития регионов Украины влияют четыре группы факторов: 1) государственная региональная политика, 2) факторы, реализующих экономические отношения в регионе (рыночная трансформация), 3) природно-ресурсный и производственный потенциал региона; 4) организационно-управлинськи.
Первая группа факторов - это база для достижения социально-экономических целей. Факторы других групп имеют двойное назначение: с одной стороны, они являются базой для достижения социально-экономических целей, а с другой - на определенном этапе выступают целями социально-экономического развития региона. Важным методологическим моментом в этом процессе можно считать то, что региональная политика социально-экономического развития не является составляющей государственной региональной политики, а разрабатывается на ее основе, с учетом принципов и базовых принципов останньои.
Именно поэтому целесообразно разработать соответствующие механизмы политики социально-экономического развития региона: механизмы реализации государственной региональной политики; механизмы обоснование целей политики социально-экономического развития; механизмы институционально-рыночных преобразований; механизмы обоснования рационального использования природно-ресурсных и производственных факторов развития; механизмы совершенствования управленческих ришень.
Государственная региональная экономическая политика на современном этапе должна строиться с учетом несовершенства существующей отраслевой структуры большинства региональных хозяйственных комплексов, их низкой экономической эффективности; значительных различий между регионами в уровнях социально-экономического развития и существенного отставания некоторых регионов от нормативов развития социальной и производственной инфраструктуры (особенно это касается сельской местности); нерационального использования местных природных и трудовых ресурсов; чрезмерного загрязнения окружающей среды во многих городах и районах; отставание в комплексном развитии городов и сел; неудовлетворительной реализации возможностей регионов по международной интеграции Украины, совместного предпринимательства в области туризма и рекреации, привлечения в страну иностранных инвестиций тощо.
Итак, для решения этих проблем возникает необходимость создать условия для оптимальной экономической самостоятельности регионов, принять организационных, правовых и экономических мер для обеспечения эффективного государственного регулирования процессов регионального развития страны и координации межрегиональных связей, т.е. проработать принципы взвешенной государственной региональной политики (ДРП ), поскольку, как уже отмечалось, поспешность экономической самостоятельности регионов без обеспечения правового поля будет носить преимущественно политический характер, когда региона будет отведена роль пассивного наблюдателя за ходом экономических процессов на его территории. Чтобы избежать такой ситуации важно определить региональную политику государства с точки зрения распределения власти между центром и регионами, который характеризует ее как совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущих и стратегических целей. Такие меры направлены на стимулирование эффективного развития регионов, рациональное использование ресурсов, создания нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечения экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества.
Объектами государственной региональной политики является территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление, состав этих объектов определяется административно-территориальным устройством и экономическим районированием Украины, субъектами - органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионив.
Именно недостаток собственной региональной политики в недалеком прошлом привел к значительным диспропорциям в региональной структуре экономики государства, накопления экономических и социальных проблем. Сегодня для регионов Украины важным является вопрос о специфике становления предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности, реформирования аграрной сферы, социальную защиту населения. На региональном уровне принципиально важно для обеспечения функционирования полноценных рыночных отношений увеличить покупательную способность, поскольку нынешний ее уровень отменяет возможность существования современного рынка - рынка споживача.
Составными частями государственной региональной политики является экономическая, социальная, экологическая, научно-техническая, гуманитарная, национальная, управленческая, демографическая, внешнеэкономическая и управленческая политика. Для каждой из них государство должно установить цели, задачи, приоритеты в региональном аспекте, т.е. определить права, сферу, ресурсы и методы работы регионов, осуществлять определенные действия относительно них и поручать выполнение отдельных завдань.
1. Экономическая политика. Сущность экономической политики заключается в обеспечении регионам возможностей для самостоятельного развития в условиях самофинансирования и самообеспечения. В состав экономической политики входят бюджетная и налоговая политика: планирование, прогнозирование и программирование развития региона, использование природных ресурсов и собственности регионов на основе активной инвестиционной политики, размещения производительных сил, политика развития региональных комплексов (АПК, транспортный, строительный), контрольно-аналитическая деятельность и информационное обеспечение.
Региональная политика государства предусматривает постепенное выравнивание существующих различий между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов, учитывая их исторические, демографические, природно-ресурсные и экономические особенности, и направляется на поддержку внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития и существенное улучшение экологического состояния регионов.
2. Социальная политика предусматривает меры по повышению занятости населения и реализуется в активной региональной социально-экономической политике, которая направлена на удовлетворение потребностей населения в добровольном выборе вида деятельности, развитие предпринимательства (фермерства), стимулирование создания инновационных технологий, внедрение новых форм организации труда. Одной из мер по регулированию занятости является государственный протекционизм, который позволяет сохранять стабильность и поддерживать на определенном уровне життезабезпеченисть населения. Стратегической линией регионального управления в системе обеспечения занятости населения должно стать расширение частного сектора, регулирования процесса создания малых и средних предприятий. Составляющими социальной политики является обеспечение роста благосостояния населения, социальная защита, обеспечение равных прав и возможностей всех граждан, права на труд и заработок, собственность, достойное социальное обеспечение, образование, здравоохранение, а также естественных прав человека, к которым относятся уважение к человеческому труду, свобода слова, совести, безопасность личности, равенство перед законом.
На современном этапе одной из важнейших задач социальной сферы является обеспечение достойного заработка населения, поскольку в Украине очень низкий уровень заработной платы сочетается с одним из крупнейших в мире уровнем эксплуатации рабочей силы, а кроме того, имеется такое аморальное явление, как невыплаты заработной платы, вследствие чего за чертой бедности находится 82% населения, уменьшился также уровень питания населения по потреблению им основных продуктов питания (по уровню производства муки Украина опустилась до уровня 1953 г., потребление мясных продуктов уменьшилось вдвое), вследствие этого в Украине около 600 тысяч больных туберкулезом - болезнью бедных, 740 тысяч - онкологических больных, 1,2 миллиона - психически больных, 700 тысяч - алкоголики, 6 миллионов - больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Катастрофически росла безработица, в 90-х гг. оно составляло более 40% вместе со скрытым, а в науке - 90%, наибольших размеров оно достигло в западных регионах Украины. По уровню качества жизни Украина за последнее десятилетие занимает 133 место среди членов ООН.
В системе развития социальной инфраструктуры первоочередного решения требуют такие вопросы жилищно-коммунального хозяйства, как реформирование экономических отношений путем проведения радикальных изменений действующего порядка финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования, обеспечение сбалансированного развития тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения в ходе реализации программ жилищного , гражданского и промышленного строительства; техническое переоснащение отрасли на основе широкого применения отечественных и зарубежных научно-технических досягнень.
Эффективность социальной политики зависит от экономических возможностей государства, т.е. от доли национального дохода, которая направляется на потребление. Главной задачей социальной политики является обеспечение социальной защиты различных слоев населения регионов, осуществляют органы регионального и местного управления в пределах своих возможностей: это может быть финансовая поддержка, трудоустройство, продажа товаров по сниженным ценам, бесплатное питание, медицинское обслуживание инвалидов и т.д.. Важнейшей составляющей социальной политики является обеспечение гражданам прожиточного минимуму.
3. Научно-техническая политика должна направляться на развитие фундаментальной и прикладной науки для определения приоритетных объектов для совершенствования и развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионах, формирования конкурентоспособной информационной системы Украины и ее интеграции в европейские и мировые системы.
4. Экологическая политика должна быть направлена на уменьшение недопустимого загрязнения окружающей среды, снижение загрязненности воды, воздуха, против деградации земли, на защиту лесов. В регионах должна реализовываться политика экологизации производства для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, особенно в наиболее загрязненных Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской, Харьковской и Киевской областях, это также касается переноса загрязнителей.
5. Демографическая политика должна тормозить депопуляционные процессы и деструктурування населения, прежде всего - остановить сокращение населения Украины, однако, к сожалению, прослеживается противоположная тенденция демографического спада: в 1995 г. население сократилось на 299,7, 1996 - на 309,5, 1997 - на 311,6, 1998 - на 300,7, 1999 - на 350,0, 2000 - на 600 тыс. чел., что вызвано кризисными явлениями в экономике и пагубным влиянием экологического состояния довкилля.
Обострение демографического кризиса характеризовалось увеличением смертности, впервые за послевоенное время превысила рождаемость в 1992 г., а в последующие годы в Украине умерло на 2 млн. человек больше, чем родилось. Это самый низкий показатель рождаемости, который когда-либо имел место в стране. Такая демографическая ситуация характеризуется как депопуляция нации. Кризисные явления наблюдаются в других составляющих депопуляции: продолжительность жизни в Украине на 6-7 лет короче, чем в развитых странах мира, смертность вдвое выше, чем в странах Запада. Каждый третий в трудоспособном возрасте умирает, не дожив до пенсии. Такая ситуация требует стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения, а также проведение экономически обоснованной демографической политики, направленной на повышение уровня рождаемости, существенное улучшение уровня здравоохранения тощо.
6. Гуманитарная политика должна быть построена на основе понимания того, что человек является важнейшей ценностью общества, а это требует решения важнейших проблем развития ее духовности и морали, образования, улучшения качества жизни, должны опираться на идеи справедливости, патриотизма, сочетание мировых и национальных ценностей, гуманности, защиты человеческого достоинства и принципов современной мировой политической и социальной демократии, которые предусматривают реализацией прав и свобод человека, обеспечения прав национальных меньшинств, равенство мужчин и женщин, создание условий для свободного волеизъявления народа на выборах всех уровней. Региональная политика в гуманитарной сфере должно способствовать развитию образования, науки, культуры, медицины, сферы обслуживания, народному пидприемництву.
С учетом структуры современной экономической системы гуманитарная политика в рамках важнейших элементов экономической системы должна привлекать свободный доступ человека к образованию (в т.ч. высшего), приобретения профессии, наличие содержательной труда, надлежащих условий труда, прежде всего - уважение к любой работе. В Украине в последнее время ослабла гуманитарная политика через значительная безработица, сужение возможности беднейших слоев населения получить высшее образование, вследствие безработицы происходит деквалификация работников. Ослабляется гуманитарная политика и тогда, когда часть трудоспособного населения работает на тяжелых, опасных, загрязняющих видах производств.
7.
8. 9.
ТЕМА 9. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА | 2. Взаимоотношения государства и региона как субъекта хозяйствования. |