2. Взаимоотношения государства и региона как субъекта хозяйствования.

Политика регионов не всегда соответствует политике государства. Регионы могут иметь свои приоритетные направления развития, которые иногда не совпадают с государственными. ДРЕП и политика регионов не должны быть противоречивыми: в идеале они должны составлять одно целое, дополнять и обогащать одна одну.
Внутренняя политика регионов направляется на использование внутренних ресурсов регионов для совершенствования структуры материального производства, развития социальной инфраструктуры, экологической безопасности тощо.
Для регионов, которые имеют природные, исторические и организационно-экономические предпосылки участия в международном разделении труда, одним из главных направлений наполнения бюджета является активизация внешнеэкономической деятельности и мероприятия, направленные на стимулирование международной торговли, поиск новейших технологий и дополнительных финансовых ресурсов. На сегодня хотя и наметились положительные тенденции в этом направлении (частичное сокращение импорта, снижение процента бартеризации сделок, налаживание контактов с новыми партнерами), но остаются неиспользованными значительные резервы. Назрела острая необходимость поиска таких форм международного сотрудничества, которые дополняли бы государственные контакты и в наибольшей степени учитывали специфику регионов, разделенных государственными границами, способствовали бы смягчению последствий разграничения границ путем совместного решения социально-экономических проблем. Наиболее действенной и оптимальной формой приграничных связей, успешно опробована на европейском континенте возникает еврорегиональное модель сотрудничества на принципах добровольности, децентрализации и самоуправления. И поэтому в некоторых регионах местные органы власти инициируют создание трансграничных объединений, осознавая, что только совместные действия, сохранения и укрепления добрососедских и дружественных отношений, взаимная открытость могут гарантировать гармоничное развитие територий.
В процессе перехода к рыночным формам хозяйствования на местном уровне возникает множество проблем, возникает необходимость совершенствования экономических отношений государства и регионов; регулирования региональных процессов обеспечения самофинансирования развития территориальных образований при отсутствии природного сырья и других экономических ресурсов, которые тоже должны быть объектом рыночных отношений; выработка четких методик определения их стоимости; нормативной базы пользования территориальными природно-сырьевыми факторами производства, обезличенность, ничийнисть первых и расслоения и численность других. Поэтому прежде важным выступает механизм формирования и функционирования регионального комплекса, а также системы управления ним.
Поспешность по обеспечению экономической самостоятельности регионов без соответствующего правового поля самом деле не столько отражает стремление к максимальному использованию территориальных ресурсов и резервов для эффективной работы хозяйствующих субъектов, сколько имеет политический характер. Традиционное понимание целей и интересов региональных звеньев не следует сводить к тому, что они являются конкретизацией народнохозяйственных целей относительно местных условий. Такой территориальный подход практически закрепляет за регионами роль пассивного наблюдателя социально-экономических процессов, происходящих на этой територии.
Достаточно простой механизм увязки производственного вклада региона с ресурсами возникает в том самостоятельно поставлена цель увязывается с собственными результатами хозяйственной деятельности. Такое простое решение могло бы основываться на учете того, что экономическую категорию "регион" в системе политической экономии можно определить как часть народного хозяйства, выделилась в стране, в которой осуществляется цикл общественного воспроизводства по фазам, главными факторами и результатами, но такая позиция практически отождествляет региональную экономику с замкнутым автократическим хозяйством.
Главная характеристика регионального хозяйства сегодня - это уровень ее демократизма и открытости региональной экономики, функционирование ее как подсистемы народного хозяйства, незавершенный (дополнительный) характер регионального производства необходимо рассматривать как элемент единой экономики страны. В современных отношениях региональные звена общественного воспроизводства реализуют не только локальные взаимосвязи, но и взаимосвязи воспроизведения на уровне всего народного господарства.
Хозяйственно-финансовая самостоятельность региональных субъектов не может быть введена принятием закона, постановления. Здесь должна быть логическая последовательность, этапы осуществления. Вряд ли правомерен переход областей на полную экономическую независимость, когда не только не созданы хозяйственно-финансовые условия их самостоятельности, но даже нет четко разработанной концепции рыночной самостоятельности территорий позволила бы использовать промышленно-сырьевой потенциал той или иной территории, создать материально-финансовые возможности для реального участия в территориальном воспроизводственном процеси.
Благодаря деятельности людей на конкретной территории объективно создается относительно обособленный комплекс, приобретает статус самостоятельного экономического субъекта, со всеми необходимыми атрибутами хозяйственной организации и установлением регионального экономического порядка. Теоретически и практически с учетом конкретного состояния экономики регионов должны происходить изменения в механизме регулирования. Они связаны с развитием материально-технической, производственно-социальной инфраструктуры регионов, ведь по своей географической и социально-экономической структурой регион - это особая форма обобществления производства, территориально-отраслевой кооперации, функционирующий в системе единого государства, но имеет относительную экономическую обособленность и определенный уровень хозяйственной самостоятельности в процессе общественного видтворення.
Известно, что регион - это часть территории страны, на которой формируется, функционирует и развивается комплекс отраслей производственной и бытовой социальной инфраструктуры.
Всегда регион характеризуется определенными закономерностями экономического развития, специфическими природно-географическими, историко-демографическим, а часто и политико-административными особенностями. В регионе формируются признаки этнической общности людей, их национальной, социально-политической и экономической целостности, следовательно, на его территории должны органично сочетаться интересы всех субъектов хозяйствования.
Выделение региона как одного из субъектов хозяйствования - закономерная тенденция повышения уровня обобществления производства и фактор соответствия производства удовлетворению потребностей населения региона. Итак, регион одновременно возникает частью и целым: часть как составляющая государства, целое - самостоятельный субъект хозяйствования. Двойственное положение региона определяется тем, что в нем должны, во-первых, быть обеспечены условия для корреляции нормального хода всего общественного воспроизводства с использованием природных, материальных, трудовых ресурсов как отдельной части территории страны, во-вторых, должно осуществляться собственное экономическое воспроизведение обособленной части целого. В регионах должно обеспечиваться рациональное использование ресурсного потенциала и решаться социально-экономические проблемы населения при условии уменьшения зависимости его структурных административных подразделений от центра (государства). В пределах регионов осуществляется государственное управление и местное самоврядування.
Безусловно, основой региональной экономики является территориальное деление и ее основные производственные факторы, которые охватывают:
имеющийся экономический (региональный) потенциал;
потребности населения региона, состояние и динамику его рынков;
условия для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;
региональные интересы и их корреляцию с общенациональными интересами.
В регионах вследствие различий экономических и социальных факторов, разного характера производства они, как правило, занимают специфическое место в народнохозяйственной структуре страны. Одновременно наделен функциями оперативно-хозяйственного руководства и управления социально-экономическими процессами, регион играет значительную роль в воспроизводственном цикле, а его экономика существенно влияет на эффективность функционирования всего народнохозяйственного механизма, включая влиянием на деятельность региональных предпринимателей. Поэтому важно обеспечить в нем экономически эффективные производственные связи на основе территориального разделения труда и современных форм ее кооперации и организации управления социально-экономическими процесами.
Уровень кооперации является одним из важных признаков, характеризующий его как самостоятельный территориально-хозяйственный организм. Развитие кооперации - это та движущая сила, вносящий изменения в характеристику и признаки развития регионального регулирования, приводит взаимосвязь между предпринимателями, действующими на территории региона, ведет к взаемозалежности.
Однако региональный воспроизводственный процесс проходит те же стадии, что и общегосударственный, и с этой точки зрения они однотипни.
Каждый регион с учетом территориального разделения труда выполняет свою специфическую экономическую функцию в общественном воспроизводстве. Экономика региона имеет генерировать повышение народнохозяйственной эффективности в целом. Таким образом, регион как специфический социально-экономический комплекс должен аккумулировать экономические, правовые, организационно-управленческие решения, направленные на гармоничное сочетание интересов государства и его отдельных административно-территориальных единиц для рационального использования местных ресурсов и имеющегося производственного потенциалу.
Регион выступает как пространственная организация общественного производства, представляет собой конгломерат природного, экономического и социального среды, специфическими чертами которого являются, прежде всего, сокращенность, некомплектность и ярко выявлена монокультурность, во-вторых - промежуточное состояние между центром и местным самоуправлением (коммунальным уровнем ), между макро-и микроуровне. По сути региональное хозяйство является разновидностью макроуровня, правда, без присущих ему атрибутов: эмиссии денег, обороны и т.п..
Регионы рассматриваются как административно обособленные территории (административные области), которым присущи определенные особенности природно-географической и экономико-географического положения, имеющейся экономической структурой и системой расселения, а также системой факторов ограничения производственного потенциала региона. Качественные и количественные параметры водных, земельных, климатических и рекреационных ресурсов регионов определяют пространственное размещение объектов хозяйствования и формирования функциональной структуры хозяйства, инфраструктуры, параметров расселение его жителей. Сейчас в Украине 24 области, АР Крым, два города республиканского подчинения (Киев и Севастополь), в целом же в государстве существует около 12 тысяч различных территориальных образований, имеющих свои особенности и отличия как по экономическому развитию, так и по социальным, историческим, языковым и ментальными аспектами. Состав этих объектов определяется административно-территориальным устройством и экономическим районированием Украини.
И теоретики и практики всю гамму нынешних отношений между государством и регионами нередко сводят к двум аспектам: государство не довольна уровнем реализации местными органами действующего законодательства и постоянными обращениями руководителей регионов с просьбой выделить больше денег; регионы же, в свою очередь, недовольны распределением государственного бюджета ( кто ближе к власти, тот получает больше), задержками в перечислении средств на заработную плату бюджетникам, финансированием государственных заказов, трансфертными выплатами, инвестициями под утвержденные социальные программы. Словом, ни тех, ни других не устраивают сегодняшние межбюджетные отношения, стали, несомненно, слишком ощутимыми в острых кризисных условиях, хотя, собственно, считаются производными по своей природе. Разделение налоговых платежей, трансфертов, предоставления льгот - результат субъективного перераспределения средств, хотя формально осуществляется на основе действующего законодательства. Страдают от этого не только бедные регионы, но и регионы-доноры, так кто лучше работает, тот больше отдает. Государственным финансированием для выживания первого порождается психология утриманства.
Существующая практика бюджетного финансирования требует коренного реформирования. В связи с этим возникает ряд вопросов, прежде всего, за какими объективными критериями в расчетах основано разделение доходов и расходов между государственным, региональными и местными бюджетами? Чем реально не сокращаются расходы на реальное управление даже в дотационных регионах? Почему сегодня отсутствует принцип постоянства налоговой системы? Что мешает ввести для регионов с неблагоприятными стартовыми условиями дифференцированы на пять лет налоговые ставки, низкопроцентные инвестиционные ссуды под конкретные ресурсные программы? Почему регионы, имеющие негативно устойчив к прибыли бюджет, не подвергаются процедуре реструктуризации? Возможно, некоторые из них следовало бы объединить с другими - в более значительные административно-территориальные и экономические образования. В этих условиях расширились бы кооперационные производственные связи, рынки сбыта, возможности совместного освоения и использования имеющихся мощностей и природных ресурсов, активизировался бы развитие местной инфраструктуры. И что не менее существенно - уменьшились бы расходы на содержание администраций.
В условиях вытеснения централизованных методов управления по кризисной социально-экономической ситуации в большинстве регионов крайне необходима реализация такой региональной политики, которая предусматривала бы расширение сотрудничества между регионами, согласованность действий по взаимному развития, решения имеющихся противоречий. Для этого крайне необходимо разработать коллективные методы согласования решений, совместной их реализации на основе принципов добровольности, ответственности, рыночной взаимовыгодности, необходимости реальной социальной защиты населения без нарушения при этом конституционно-правовых норм.
Вполне понятно, что в центре внимания местных администраций всегда должны быть экономические интересы и отношения, которые определяются самими объемам имеющихся богатств и возможностей, практическими наработками прошлых лет. Каждый отдельный регион имеет свой собственный спектр экономических отношений - широта и сложность его зависят в значительной степени от уровня развития микроэкономических процессов, реальной практики. Правовые, имущественные, организационно-управленческие и межбюджетные отношения, ставшие теперь наиболее значимыми в системе межгосударственного местного самоуправления, в некоторых регионах переросли в жесткое противостояние с органами государственной власти, а в результате - привели к потере регионами своего экономического потенциала. Не все в порядке и во взаимоотношениях региональных и местных органов власти с вертикально интегрированными компаниями типа "Энергосистемы", "Укрзализныця", "Связь," "Нефтяные компании", особенно по разделу налоговой базы от их деятельности в регионах. Сложными, остаются проблемы собственности - прежде всеукраинской, размещенной на территории субъекта, ее доли (пакета акций) в распоряжении администрации региона, собственно регионального эффективного ее использования. Много нерешенных вопросов существует в производственно-экономической сфере, новых импульсов требует промышленная и аграрная политика региона - говорится, в частности, о динамике изменений межотраслевой структуры, степень использования имеющихся мощностей, техническое и технологическое обновление предприятий, конкурентоспособность продукции, расходы, прибыль, ценовую политику.
Большего внимания местных властных структур требуют денежные проблемы по задолженностям, недоимок, штрафов в региональный и другие уровни бюджетов, всегда болезненны вопрос увеличения доли "живых" денег в налоговых сборах, сокращение бартера, взаимозачетов. Насущными остаются выпуск и погашение ценных бумаг регионального характера, выполнения кредитных и инвестиционных обязательств, составления внешнеэкономических, социальных, национальных отношений и т.д.. В состоянии руководители субъектов государства целенаправленно и в полную силу управлять этими сложными процессами и отношениями? Трудно дать правильный ответ на этот вопрос, потому что слишком неравные стартовые условия, различия между целью и текущими задачами, профессиональная подготовленность команд исполнителей, степень ориентации на государственный уровень и само чувство ответственности за свою деятельность вносят ощутимую дисгармонию в общий процесс реформирования общества.
Региональные руководители не скрывают двух своих стратегических целей: достижения большей властной самостоятельности и получения прав на государственную собственность в регионе, на землю и налоговые доходы.



1. Государственная региональная политика. 3. Особенности реализации региональной политики