1. Социальное неравенство и его виды

Социальная политика является приоритетной составляющей экономической политики. Это связано с глубинными изменениями в экономике. Во-первых, экономика достигла такого уровня обеспечения, когда она непосредственно ориентируется на человека и его запросы, а, во-вторых, социальный компонент начинает играть роль ведущего фактора экономического розвитку.
Социальное неравенство. Социальная политика служит решению социальных проблем, связанных с социальным неравенством. Во неравенством в социальном плане следует понимать неодинаковые возможности доступа к материальным благам, власти и престижу.
Через конкретно историческую мере равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных групп, которая объективно обусловлена уровнем материального и духовного развития общества, выступает категория справедливости. Конечно, справедливость вовсе не совпадает с ривнистю.
Некоторые авторы считают, что социальное неравенство всегда имела место. Вторые решают вопрос противоположным образом, считая, что первоначальным обществам свойственна неравенство вызвана биологическими или физиологическими факторами и которая не приобретает социального статуса. Нет полного единства и в понимании какой фактор является решающим для существования социального неравенства - богатство, власть или престиж. Этот вопрос является чрезвычайно сложным, поскольку все эти факторы связаны между собой - богатство, деньги порождают власть, власть же приносит богатство. "В условиях современной экономики, - пишет Дж. К.Гелбрейт, - распределение доходов в конечном счете определяется распределением власти. Последнее, в свою очередь, представляет собой и причину, и следствие системы перераспределения доходов. Власть позволяет получать доходы: большие доходы дают власть за распределением денежного вознаграждения других людей. "
Кроме этих основных факторов неравенства возможно заметить и некоторые другие, например: репутация; привилегии, связанные с контролем над теми или иными ресурсами; определенного рода профессии, которые обеспечивают власть и привилегии.
Социальное неравенство делит общество на определенные классы, группы, слои (страты). Эти все образования не являются вечными. Они изменяются в соответствии с экономической, политической и т.д.. эволюцией. Стали историей такие классы как рабовладельцы, рабы, феодалы, закрепощены крестьяне. Теряет свое влияние и численный класс промышленного пролетариата, формируется социальная группа интеллектуальных собственников на различные виды интеллектуальной собственности (новое знание, информация, управленческое искусство и др..).
Социальное неравенство порождает в обществе определенные колизиции. За определенной чертой она несет угрозу жизнедеятельности общества. "Обиженный" часть общества пытается изменить свою судьбу. Человечество на протяжении тысячелетий мечтало о создании социально справедливого общества и делало неоднократные попытки на этом шляху.
Проблема социальной справедливости является сложной и неоднозначной. Ее понимание зависит от исторического этапа развития общества, классовых позиций, уровня знания (эмпирический и теоретический). На бытовом уровне социально справедливым воспринимается такое общество, в котором большинство граждан считает его "естественным", нормальным адекватным своему положению, потребностям, интересам. Конечно, те или иные условия жизнедеятельности общества воспринимались гражданами как "естественные" только на определенном историческом отрезке времени. Например, феодальной эпохи считалось само собой разумеющимся, что помещик (феодал) имеет право бесплатно получать долю создаваемого зависимыми людьми (Закрепощенные крестьяне) богатства. В рыночных условиях такой порядок воспринимается как противоестественной, а нормальным порядком считается право свободного распоряжения своей собственностью и рабочей силой, свободно конкурировать на различных рынках. Свободная конкуренция становится существенным критерием социальной справедливости. Развитие капитализма свободной конкуренции закрепляет за одной частью общества право на труд, оплата которой обеспечивает ей минимальное удовлетворение физиологических потребностей (продуктах питания, одежда, жилье), а по второй - собственность на средства производства и обеспеченную жизнь. И довольно скоро большинством населения стало воспринимать это устройство как несправедливый. Ряд социальных революций в Западной Европе в XIX-ХХ вв. и Великая Октябрьская социалистическая революция в России стали проявлением борьбы с несправедливостью, за создание справедливого суспильства.
Необходимость социальной политики. В условиях как свободной (совершенной), так и монополистической (несовершенной) конкуренции в рыночном обществе постепенно формируется распределение богатства, власти, престижа, который не удовлетворяет большую часть общества, тормозит его развитие. В рамках официальной, лояльной к рынку экономической мысли возникает целый ряд теорий, которые сосредоточивались на объяснении и решении проблем социального неравенства и социальной справедливости или социального регулирования. Среди них можно отметить теорию благосостояния А.Пигу (1877-1959), "новую теорию благосостояния" Парето (1848-1923). В первой половине ХХ в. сложилась социальная школа. Наиболее значительные представители ее (Дж.Тобсон и Дж.Коул - в Англии; Г.Мюрдаль - в Швеции; Л.Эрхард - в Германии; Ф.Перру - во Франции; Т.Веблен, Дж.Коммонс, Дж.К.Гелбрейта - в США) подвергли критике основы неоклассической теории цен и доходов. Они призвали правительства рыночных стран проводить активную социальную политику с целью смягчения социальных противоречий и реализации "управляемой эволюции".
Значительная часть этих взглядов нашла свое место в концепции "социального рыночного хозяйства". Последнее исходит из того, что рынок в чистом виде не обеспечивает эффективное функционирование экономики. Государственное вмешательство необходимо как для экономического так и для социального регулирования. Принцип рыночной свободы следует связывать с поддержкой социальной гармонии. Государственное регулирование должно использовать, в первую очередь, рыночные механизмы и когда они неэффективны, то прибегать к прямому корректировки. Рынок и план должны дополнять друг друга. Поскольку рынок не обеспечивает социальную стабильность, государство берет на себя обязательство регулировать социальную сферу, поддерживать социальную гармонию и добиваться социальной справедливости.
Государство постепенно социализирует свою деятельность включает в нее новые функции. Программной целью социального государства является обеспечение свободного развития человека и жизненного благополучия. Создавая условия для саморазвития личности, государство должно исключить возможность социального захребетництва. Не только государство отвечает перед гражданами за их благосостояние, но и последние должны беспокоиться за свое материальное забезпечення.
Обеспечение благосостояния граждан требует эффективного функционирования экономики. Социальное государство обеспечивает это путем проведения разумной политики в области налогообложения, кредита, государственного предпринимательства, инвестиций, таможенных тарифов, антимонопольного законодательства, финансирования социальных мероприятий. Одной из важнейших задач социального государства является проблема установления и выполнения законопорядка. Правовая база включает определение прав собственности, предоставление законного статуса частным предприятиям, обеспечение исполнения контрактов. Наридко рыночную среду создает противоречия прав собственников. Например, право собственности на землю приходит в противоречие с правом на прокладку автострады через эту территорию. Тогда государство становится арбитром в решении таких споров между субъектами хозяйствования. Через средства массовой информации население обеспечивается информацией о состоянии экономики и рыночную конъюнктуру, способствуя таким образом конкуренции.
Проблемы социальной политики в Украине. Насколько этим критериям социального государства соответствует Украины? К сожалению, социально-экономическая ситуация свидетельствует, что мы только ограничиваемся декларации о социальной державу.
Социальная политика не находится в центре внимания государственной деятельности. За счет социальной сферы осуществляется первоначальное накопление капитала и обеспечения рыночной трансформации экономики. Уровень жизни резко упал, значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Значительно сократился средний возраст жизни населения, уменьшилось населения страны. В обществе царит напряжение, много людей находится в психологически депрессивном состоянии. Рыночные ценности не привлекают значительную часть населения. В связи с этим Украине необходимо привести в соответствие национальное социально-экономическую политику с теми основными принципами, на которых основывается деятельность социального государства. Они следующие:
доверие к регулирующих возможностей рыночного механизма (спроса, предложения, свободного ценообразования, конкуренции);
ответственность государства за игру рыночных сил, за упорядочение процедур экономической и социальной деятельности;
признание экономической свободы человека и соответственно прав наемных работников, предпринимателей и их профсоюзов на тарифную автономию при условии социального партнерства;
обеспечения прав на участие работников в управлении производством, государственном и общественной жизни;
перераспределение созданного национального дохода в пользу наименее обеспеченных по объективным причинам групп населения.
ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 2. Основные направления социальной политики