2. Основные направления социальной политики

Как уже отмечалось рыночная экономика не устраняет социального неравенства, угрожает социальной стабильности и может при определенных условиях снижать экономическую эффективность. Социальная политика направлена на устранение крайних проявлений результатов действия рыночных сил. С этой целью государство проводит политику защиты отдельных социальных групп. Следует сказать, что потребность в социальной защите есть практически у всех социальных групп, в том числе и у предпринимателей. Последнее государство должно гарантировать неприкосновенность их собственности, право на предпринимательскую деятельность в любой сфере рыночной економики.
Основными направлениями социальной политики являются:
гарантия минимума заработной платы и регулирования доходов в целом;
обеспечения занятости населения и оказания помощи на случай безработицы;
индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы)
оказанию помощи беднейшим слоям населения;
создание условий для реализации способностей к труду включая сюда а) свободный выбор профессии, сферы и места работы, б) получение желаемого уровня общего и специального образования, в) материальная поддержка и переквалификация временно неработающих лиц;
обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходив.
Рассмотрим более широко содержание социальной политики именно в этих напрямках.
Политика доходов. Эта политика занимает осевое место в государственном регулировании социальных отношений. В первую очередь она касается уровня заработной платы и ее доли в ВВП, перераспределении доходов в пользу беднейших слоев населення.
Политика доходов разрабатывалась практически представителями всех направлений экономической мысли. Общие принципы этого направления социальной политики были сформулированы в послевоенный период и на начало 60-х гг получили статус неофициальных, но обязательных постулатов. К сторонникам этих принципов относятся (Дж.К.Гелбрейта, Р.Тиболд, Самуэльсон, С.У.Уайнтраут, Фридмен (США), М.Маршал, Ж.Лекайон (Франция), Р.Харрода, Н. Калдер (Великобритания) и ин.
Политика доходов социального государства основывается на признании постоянного и, по возможности, опережающего характера ее проведения. Неокейнсианцы и представители социологического направления выступают за прямое вмешательство государства в процесс распределения доходов. Основным объектом воздействия считается заработная плата . На основе индикативного программирования устанавливаются ориентиры прироста заработной платы, государственный контроль за ценами. Поскольку рост заработной платы считается ведущим фактором инфляции, то государство часто прибегает к "замораживанию" заработной платы и цен. Такая политика называется "политикой сдерживания". Противоположной ей политика экспансии ", при которой стимулируется рост доходов населення.
Учитывая особую социальную значимость перераспределения доходов социальное государство пытается избежать двух крайностей, а именно, формирование захребетницьких настроений в малообеспеченных частях населения и подрыву стремление к эффективной работе в экономически активного населення.
В условиях рынке всегда возникает диалема, что выбрать из двои принципиально разных вариантов - рыночное распределение, который корректируется государственным регулированием, или государственное распределение, который корректируется рынком. Если стремиться к равенству доходов, по мнению многих является социально справедливой, то неизбежно снижение экономической эффективности поскольку в лучшее работающего индивида общество отнимет, а малоэффективные работнику поможет. Распределение по законам свободного рынка является высокоэффективным, но неровным и социально несправедливым. Поэтому равное распределение является социально справедливым и экономически неэффективным, а неровный наоборот - социально несправедливый но экономически ефективний.
"Чистый "рыночное распределение, обеспечивая высокую эффективность экономики, создает возможность компенсировать эту несправедливость, производя совокупный продукт в объемах, которые достаточны для подъема благосостояния малообеспеченного части населения." Справедливый ", уравнительное распределение подрывает стимулы F эффективной работы и вызывает невысокий объем совокупного продукта. Таким образом, неравный рыночное распределение имеет объективные преимущества перед равным, "социально справедливым" распределение. Исторический прогресс сближает эти два подхода, но не устраняет их.
Неравенство доходов в рыночной экономике определяется с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини. Кривая Лоренца показывает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населення.
По оси Х откладываются процентные группы населения, а по оси Y - процент доходов, которые получают эти группы. Ровно распределения доходов соответствует кривая ОЕ. если нанести фактическое распределение доходов, то кривая Лоренца укажет на степень неравенства доходов. Чем больше разрыв между линией полного равенства и кривой Лоренца, тем выше степень неривности.
Отношение заштрихованной площади к площади всего треугольника ОЕF называется коэффициентом Джини. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы полного равенства в распределении доходов, тем ближе коэффициент Джини к 1. Чем выше коэффициент Джини тем глубже разрыв между бедными и багатими.
Между объемом богатства, которое распределяется, и стабильностью пропорций распределения существует определенная зависимость. Распределение низких доходов характеризуется резкими и непредсказуемыми колебаниями, а при достижении более высокого уровня доходов пропорции распределения более стабильными. Эта зависимость получила название закона Парето.
Государственное регулирование заработной платы. Подавляющее доля доходов приходится на заработную плату наемных работников. Поэтому социальное государство четко регулирует трудовые отношения. Регулировка подвергается минимальная ставка заработной платы, минимальные ставки компенсационных доплат (за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях, тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих относительно традиционных профессий и должностей).
Размер минимальной заработной платы и доплат зависит от уровня экономического развития страны, соотношение политических сил и т.д. К сожалению , в Украине уровень минимальной заработной платы ниже прожиточного уровня. С 1 июля 2002 г. уровень минимальной зарплаты достигнет 160 грн. в то время я прожиточный минимум равен 340 грн.
В области регулирования заработной платы государство стремится достичь следующие основные цели: 1) обеспечить каждому работающему человеку жизненно необходим уровень потребления; 2) содержать определенное соответствие в оплате труда различных групп населения; 3) усилить соответствие заработной платы и ее продуктивности; 4) повышать уровень реальной заработной плати.
Выплата минимальной заработной платы является обязательным для работодателя. Теоретически это общественно необходимая цена рабочей сили.
Законодательно минимальная заработная плата начала устанавливаться еще с 30-х годов. Сначала соответствующий закон был принят в США (1938 г.), а в послевоенные годы и в других рыночных странах.
В основе подсчета минимальной заработной платы лежит стоимость так называемого "потребительской корзины", который охватывает минимальный набор потребительских товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физиологических и социальных потребностей неквалифицированного рабочего и его семьи. Величина этого, потребительской корзины "в разных странах разная. Так, в США в него входит оплата найма жилья, покупка один раз в пять лет подержанного автомобиля, стоимость около 20 видов мясопродуктов и ин.
Размер минимальной заработной платы в развитых рыночных странах составляет от 40% до 50% величины средней заработной платы. В современных условиях его размер в США составляет 5,15 долл. в час.
К сожалению, в Украине минимальный размер заработной платы значительно ниже прожиточного уровня, соответственно 160 грн. и 340 грн. В результате этого значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Так, по некоторым подсчетам за 1996-1999 гг 50% населения могут быть отнесены к бедным, 10% - в зону риска обеднеть; 30% - до среднедоходных, а остальные - 10% - до заможних.
Низкий уровень оплаты труда оказывает крайнее негативное влияние на экономическое развитие. Оплата труда не предоставляет возможность для нормального воспроизводства рабочей силы. В Украине сложилась ситуация, резкого разрыва между стоимостью рабочей силы и оплаты труда. Это приводит воспроизводства рабочей силы на суженной основе. Формами проявления этого явления является сокращение среднего возраста проживания населения, падение уровня здоровья нации, снижение образовательного и квалификационного уровня работников и рост численности безработных. Конечно, невысокая заработная оплата сокращает совокупный спрос и не способствует росту производства. Всякая экономия на заработной плате является неблагоприятной для экономического развития, поскольку ограничивает возможности человеческого фактора виробництва.
Политика занятости. Рыночная система характеризуется неполной занятостью населения, иначе говоря, ей свойственно хроническая безработица. Именно поэтому правительства рыночных стран уделяют особое внимание политике обеспечения полной занятости, а если быть более точным - удержанию ее оптимального уровня. Определенное количество безработных или резервной армии труда является необходимым условием расширенного видтворення.
В условиях рыночной экономики политика полной занятости включает систему мер государственного регулирования рынка труда, обеспечения на нем оптимального соотношения спроса и предложения для повышения эффективности функционирования экономики. В послевоенные годы политика занятости в западных странах учитывала взаимозависимость уровня занятости и заработной платы, которая состояла в краткосрочном периоде. Она исходила из того, что падение занятости, а отсюда повышение безработицы, вызывает снижение заработной платы и выливает на социальную стабильность. Поэтому во время экономических спадов и кризисов искусственно поддерживался высокий уровень заработной платы. В конечном итоге это спровоковувало инфляцию. Нередко она поглощала номинальное увеличение оплаты труда. Правительства постоянно приходится маневрировать между уровнем занятости и уровнем цен. Экономический рост, долгое время наблюдалось в послевоенный период, обеспечивало в Западной Европе почти полную занятость. Сейчас ситуация изменилась. В этих странах появилось значительное количество безработных. Их появление связано также с антиинфляционной политикою.
Обеспечения полной занятости тесно связано с теоретическим пониманием причин безработицы. Дж.Кейнс и кейнсиаци этой причине приписывают отставание платежеспособного спроса населения от предложения потребительских товаров, поскольку с увеличением доходов растет предельная склонность к сбережению. Наконец, предприниматели в недостаточной степени инвестируют производство, а соответственно и не повышают спрос на дополнительную рабочую силу. К.Маркс определяет это явление как перенакопления денежного капитала. Оно порождено несоответствием потребительской и производительной силы общества, которая является формой проявления внутренних противоречий накопления капиталу.
Учитывая указанные представления о причинах безработицы современная политика полной занятости нацелена на повышение совокупного спроса населения. Она рекомендует не бояться умеренной инфляции; снижать налоги во время кризисных явлений, повысить объем социальных выплат в соответствующих фазах экономического цикла; усилить дополнительный спрос на рабочую силу, стимулируя инвестиции путем снижения налога на прибыль; удешевление кредита, увеличение объема государственных заказов частному капиталу и др. .
Устранение структурной безработицы предлагается проводить путем дифференциации уровня заработной платы в зависимости от степени дефицитности профессий, создание гибкой системы образования и переподготовки кадров. Считается необходимым обеспечить рабочую силу более полной и оперативной информацией об имеющихся вакансиях, улучшить обучение и переквалификацию безработных путем совершенствования работы бирж труда. Государственная политика нацелена также на повышение мобильности рабочей силы путем оплаты транспортных затрат, предоставление субсидий семьям, которые переезжают на новое место работы. Важное место занимает и стимулирование строительства предприятий в регионах, которые выделяются повышенным уровнем безработицы. Учитывая более высокий уровень безработицы среди молодежи, социальное государство проводит программы выплаты денежных сумм фирмам, которые вступают в штат выпускников средних школ. Широкое распространение получили новые формы организации работы, которые создают условия для работы дома, занятости неполный рабочий день, стимулирование малого бизнеса и т.ин.
Борьба с безработицей в условиях динамичного развития экономики является сложной задачей. Несмотря на то, что ряд проблем трудно решить, современная социальная политика в целом более или менее успешно справляется со созданы условия по обеспечению населения рабочими мисцями.
Конечно, социально ориентированная экономика не оставляет безработных самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Все они являются социально защищенными людьми. Социальная защита безработных осуществляется в форме страхования от безработицы. С этой целью создаются специальные страховые фонды. Размер выплат зависит от различных факторов: продолжительности безработицы; трудового стажа; срока предоставления помощи; величины периода занятости. Объем выплат по безработице может быть различным. Так, в Швеции он составляет 90-45% от предыдущего заработка. Однако минимальный размер получает незначительное количество человек. Срок выплат колеблется от 300 дней для лиц, младше 55 лет, до 450 дней для лиц более старшего возраста. В США выплаты по безработице составляют 50% заработка в течение 26-34 недель в Германии - 68% заработка в течение года, а затем 58% без ограничения часу.
Переквалификация и программы трудоустройства. Важную роль в социальной защите населения принадлежит программам трудоустройства и переквалификации. Во многих развитых рыночных странах функционируют системы образования, которые облегчают трудоустройство. В Швеции образовательными программами одновременно охвачено до 5% рабочей силы. Активная политика по качественной подготовки и переподготовки рабочей силы объясняет наиболее высокий уровень занятости в этой стране. Работник, который проходит подготовку на образовательной программе, не регистрируется как безработный. А в долгосрочном плане повышения уровня образования и квалификации улучшает перспективы трудоустройства в майбутньому.
В последние десятилетия в западных странах широкое распространение получили программы так называемой субсидируемых или поощрительного подготовки. Они заключаются в том, что при найме определенных категорий рабочей силы (в первую очередь молодежи и хронически безработных), государство в той или иной степени компенсирует фирмам затраты по подготовке и оплаты труда. Так, во Франции при найме выпускника средней школы фирмам компенсируют стоимость их производственной подготовки от 30% до 100% минимальной заработной платы сроком от 6 до 12 месяцев. В Голландии при найме фирмой безработного выпускника средней школы ей выплачивается 60 ф.ст. на неделю для покрытия затрат на его обучение. Подобные программы есть и в других странах (Швеция, Великобритания и др.)..
Социальное государство, таким образом, активно участвует в регулировании рынка труда. При этом имеют место различия в политике регулирования рынка труда между западноевропейскими странами и США и Японии. Считается, что в Европе принятые ранее законы и правила являются чрезмерно жесткими и их нужно либерализовать. В США и Японии, наоборот, следует укреплять и удерживать систему защиты работников от необоснованных звильнень.
В современных условиях политика в области занятости все теснее связывается с политикой в области общего и профессионального образования. Перед значительной частью персонала фирм стоит диалема: или быть заменены более молодыми работниками, которые имеют более высокий начальный уровень образования или повышать свою квалификацию путем непрерывного обучения. Второй путь считается более перспективным и вигидним.
Политика государства на рынке труда в переходной экономике Украины. Нарождающийся в Украине рынок труда и проблемы занятости имеют общие тенденции и проблемы с развитыми рыночными странами. Наряду с этим имеет место своя специфика. Одной из них является недостаточность специалистов в сфере управления занятостью в рыночных условиях. На многих предприятиях и организациях ощущается дефицит в специалистах в области контроля, отчетности, планирования и организации. Но в стране отсутствует единая государственная политика по подготовке специалистов такого уровня. Экономике нужны не просто специалисты с высшим образованием, но такие специалисты, которые постоянно и непрерывно продолжали повышать свой профессиональный ривень.
Политика рабочей силы должна уделять больше внимания программам создания рабочих мест, которые имеют четко выраженную антикризисную нацеленность. Для этого предприятия должны проводить политику "наступательной" конкурентоспособности. Ее проведение требует высокого качества товаров и услуг, а это, в свою очередь, обусловлено высоким уровнем образования и квалификации рабочей силы.
1. Социальное неравенство и его виды 3. Приоритеты социальной политики в переходной экономике Украины.