3. Приоритеты социальной политики в переходной экономике Украины.

У значительной части населения Украины среднемесячный денежный доход значительно меньше уровня малообеспеченности. Например, в 1998 г. среднемесячный денежный доход в IV квартале на душу населения составил 92 грн., А уровень малообеспеченности - 109 грн. Очевидно, что для покрытия разницы между границей малообеспеченности и середньодушевим доходом населения должно иметь еще дополнительные доходы, источником которых является незадекларированное деятельность. Основным источником незадекларированных доходов, которые направлялись на потребление, является личное подсобное хозяйство, различные услуги домашним хозяйствам, индивидуальная и симейна занятость в сфере бизнеса, работа в торговле и сфере услуг, а также другие формы занятости в теневой економици.
Незадекларированные доходы являются собственно признаком теневой экономики. Последняя имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, теневая экономика вызвала падение ВВП, а с другой стороны, она является следствием экономического кризиса и свидетельством изменения социальных ориентиров общества. Высококвалифицированный труд имеет невысокую стоимость и населения предпочитает более простой, но и более вискокооплачуваний труда в частных фирмах, кооперативах, контрактах по договоренности и т.д. Молодежь приспосабливается к спросу на рынке труда. Мотивы немедленных высоких заработков для удовлетворения собственных потребностей взяли верх над трудом на благо общества. Личный интерес не учитывает идеологические соображения и потребности общества и подчиняется только собственной выгоде. Наконец высококвалифицированная, интеллектуальная работа, которая способствует экономическому росту и научно-техническому прогрессу, уступила место идеалам немедленных и высоких заработков, которые не обеспечивают потребности долгосрочного экономического розвитку.
Социальная структура населения. Переход к рынку привел изменения в социальной структуре населения. В последние дореформенные времена понятие обеспеченности граждан было весьма неопределенным. Некоторые авторы считают, что сейчас можно допустить, что в 1990 г. к беднейшим слоям населения относились лица, среднедушевой доход которых не превышал 75 руб. в месяц, в бедных - от 75 до 100 руб.; в среднеобеспеченных - от 100 до 150 руб., а свыше 150 руб. - Граждан с достатком. Взяв такой распределение по критерий, в 1998 г. распределение населения по середньодушевим совокупным доходом показывает, что 95,8% населения относятся к числу лиц с доходом до 100 руб., Из которых на доход до 75 руб. приходится 91,3%, то есть это бедное и бедное население, и только 4,2% населения получило доходы более 100 руб. И может быть отнесен к среднеобеспеченных громадян.
В мировой практике для анализа распределения населения по различным группам доходов используют коэффициент Джинни. Увеличение коэффициента указывает на усиление расслоения населения, а уменьшение - на зглаження разницы в доходах. Представление о сравнительном распределении доходов в разных странах мира можно сделать из таблицы 1.
Как видно из таблицы 1 коэффициент Джинни для Украины показывает, что во-первых, расслоение в 1997 и 1998 гг прогрессирует, по-Дурге, оно значительно выше, чем в Бразилии, как стране с наиболее глубоким социальным расслоение - соответственно 74,3 и 63,4, и в-третьих, неравенство распределения доходов в Украине в 2-3 раза превышает пропорции распределения в западно-европейских краинах.
Модели экономической политики. Учитывая мировой опыт политика в Украине может быть построена по двум моделям развития: демократическим или аристократическим. Демократическая модель основывается на реализации человеком своих возможностей, улучшении системы распределения в направлении сокращения разрыва в уровне жизни между бедными и более обеспеченными слоями населения, высоком уровне социальных обязательств государства перед своими гражданами. Аристократическая модель предполагает глубокие социально-экономическую дифференциацию в обществе, передачу из поколения в поколение приобретенного социального статуса, неравных возможностей граждан в пользовании государственной и общественной власнистю.
К сожалению, экономическое развитие Украины тяготеет к аристократической модели социального положения. Для нее характерна низкий уровень оплаты труда, высокая доля доходов от личного подсобного хозяйства потеря высоких моральных идеалов и стимулов к высококвалифицированному и интеллектуального труда засилье в политической, экономический и духовной сферах крупных финансовых групп. Однако возможности демократической модели развития Украины окончательно не потеряла. Но это требует проведения тонко взвешенной экономической политики с акцентом на развитие человеческого капитала, социальной справедливости и ограничения засилья бюрократического государственного аппарата и монополистических формувань.
Совокупный результат изменений, которые произошли в трансформационном периоде, указывают на четкую тенденцию к снижению роли государства в распределительных и перераспределительных процессах. Так, с 1995 г. по 1999 г. доля расходов сводного бюджета Украины в ВВП постепенно уменьшилась с 44,6% до 27,3% и это при условии устойчивого уменьшение реального объема ВВП. Без сомнения, это является признаком предоставления правительством большего пространства для действия рыночных сил. Вместе с тем, сокращаются расходы на социальные заходи.
Как видно из табл.2 расходы на социально-культурные цели сократились с 17,6% ВВП в 1995 г. до 11,4% в 2000 г. Такое сокращение социальных расходов является реакцией на падение объема ВВП, ведь между уровнем ВВП на душу населения и удельным весом расходов на социальные цели в ВВП существуют определенные макроэкономические зависимости. Экономическая политика правительства Украины учитывает, что расходы на науку, образование и здравоохранение надо прогнозировать на уровне стран с аналогичным душевым объему ВВП. Это страны Южной и Восточной Азии.
Кроме объема ВВП на душу населения на состояние социальных расходов влияет:
уровень налоговых надходжень
изменения в доходах населення
изменения в структуре и уровне бидности
традиции.
Государственная помощь малообеспеченным слоям населения. Наличие глубокой социальной дифференциации требует мер по ее сглаживания. Это является приоритетом социальной политики наряду с формированием значительной прослойки среднеобеспеченных граждан. Реализация этого направления предусматривает, во-первых, политику содействия экономическому росту и повышению на этой основе платежеспособного спроса. Во-вторых, необходимо реформировать систему предоставления социальных выплат граждан на основе адресной социальной помощи бедным и малообеспеченным гражданам отмене льгот обеспеченным и работающим гражданам, существенные изменения в системе социального и пенсионного страхования, усовершенствование и усиление деятельности служб социальной защиты для борьбы с биднистю.
Оказание социальной помощи требует определения критериев бедности и нормативов помощи. Весомой есть предложение, что единственным критерием предоставления помощи следует считать совокупный доход семьи. Практическое применение этого критерия имеет немало трудностей из-за методических недоробок.
Критерий для оказания социальной помощи должен быть согласован с минимальной заработной платой, с минимальной пенсией, с прожиточным минимумом для членов семьи, имеющих разный для детей неодинаковых возрастных категорий, студентов, инвалидов и т.д., с необлагаемых минимумом.
Как правило, в большинстве стран мира используются специальные шкалы для определения помощи бедным. Эквивалентные шкалы повышают в больших семьях доход на одного человека по сравнению с среднедушевым. Например, в России такой коэффициент пересчета для семьи из двух человек составляет 1,78, из трех - 2,42, из четырех - 2,996. Это означает, что доход семьи из двух, трех, четырех и т.д лиц делится соответственно не на 2,3,4 и т.д., а соответственно на 1,78; 2,42; 2,996. Если семья состоит из трех человек и их совокупный доход составляет 900 грн., То для определения среднедушевого дохода этой семьи он делится не на 3, а на коэффициент 2,42 и будет равна 371,9 грн., А не 300 грн если бы он делился на количество членов семьи. Применение в практике социальной помощи таких шкал позволило бы сократить расходы бюджета Украины на эти заходи.
Социальная политика помощи должна учитывать, что часть бедного населения входит в эту группу временно, и она может самостоятельно улучшить свое положение в условиях, когда социальная служба способствовать обеспечению их работой, переквалификации, созданию возможностей для ведения личного подсобного хозяйства или занятостью индивидуальной трудовой деятельностью. И только та часть населения, которая относится к нищих и бедных слоев и не может быть включенным в какую-то деятельность, приносящую доходы, входит в категорию граждан, которым предоставляется адресная социальная допомога.
Разрыв между заработной платой и стоимостью рабочей силы. Бесспорно, что определение критериев бедности, адресная социальная помощь, помощь в трудоустройстве и т.д. могут улучшить социальное положение в Украине, однако кардинального влияния на него они не будут пока будет оставаться значительный разрыв между стоимостью рабочей силы и уровнем оплаты праци.
Для определения этого разрыва будем исходить из того, что в 1990 г. имел место определенное соответствие между затратами на рабочую силу и источниками его возмещения. Основаниями для такого утверждения является динамика продолжительности жизни, потребление основных продуктов питания на душу населения, среднее количество лет обучения на одного работающего, уровень рождаемости и смертности, объем сбережений граждан и т.п.. По подсчетам специалистов реальная стоимость рабочей силы в Украине в 1990 г. составила 5079,9 руб. (В ценах этого года) или 8636 дол. по ППС (в ценах 1993 г.). В 1996 г. возмещалась примерно половина стоимости рабочей силы - 54,0%. Основной причиной является сокращение доли оплаты труда в стоимости товаров и услуг и в ВВП. Так, удельный вес заработной платы в выпуске товаров и услуг упала с 23,37% в 1990 г. до 13,69% в 1996г., А доля заработной платы в ВВП за чей сократилась соответственно с 47,3% до 33,4% . Реальная среднемесячная заработная плата в 1999 г. составляла только 34,0-35,8% от ее уровня в 1990 р.
Отставание заработной платы и доходов населения от реальной стоимости рабочей силы приведет образования значительной прослойки населения, не сможет обеспечить себя цивилизованными условиями существования и не сможет обеспечить воспроизводство рабочей силы и тем более квалифицированной рабочей силы. Численность населения Украины за период перехода к рынку сократилось уже примерно на 4 млн. чел. и по некоторым подсчетам в 2026 г. будет составлять около 42 млн.чол.
Разрыв между заработной платой и затратами на воспроизводство рабочей силы ведет к сокращению таких необходимых затрат на рабочую силу как его воспитание, образование общее и высшее, медицинская помощь, обеспечение житлом.
Государственная политика в области образования. В советское время львиная доля этих расходов приходилась на государство. В развитых рыночных странах ситуация иная. Во-первых, граждане через систему социального страхования сами финансируют немалую долю этих расходов. Во-вторых, определенные обязательства берет на себя государство и предприниматели. В-третьих, зарплата учитывает потребность в образовании, медицинском обслуживании и т.д.
При очень большой ризнице в ВВП в развитых странах расходы на образование в 70-80-е гг составляли до 9% ВВП, а в начале 90-х гг во Франции они составляли 7,1%, Японии - 6,3%, США - 6,1%. В Украине в 2000 г. на соответствующие цели тратилось 4,1%. Разница в абсолютных затратах на душу населения будет значительно больше. Так, если в США соответствующие затраты равны 2057 дол., Фрнации - 1216 долл., Германии - 859 долл., То в Украине - 83 долл. Причем затраты на образование в развитых странах все время увеличиваются. В 60-80-х годах они выросли в 3 раза в США, Германии и Японии - 4 раза, Франции - 5,5 раз. В Украине, к сожалению, отмечается противоположная тенденция. Расчеты показывают, что при благоприятной экономической развития и желание выполнить конституционные нормы бесплатными в Украине могут быть 20-25% образования и 15-20% медицинского обслуживания. Итоге может случиться, что практически все государственное финансирование будет направлено на начальное и среднее образование, что приведет к ситуации, что высшее образование станет доступной только для богатой и среднеобеспеченных доли общества. А это будет составлять около 10-15% выпускников школ против 38% в Украине в 1997 г., 63% - в США, 67,3% - в Канаде, 34,7% - в Франции.
В стратегическом плане потеря доступности высшего образования для подавляющей части населения оставит Украины каких-либо шансов иметь перспективы индустриального и тем более постиндустриального развития в XXI в. В современных условиях именно уровень качества рабочей силы, который обусловлен инвестициями в человеческий капитал, является решающим фактором социально-экономического развития. Несмотря на это, экономическая политика украинского правительства должна учесть первоочередной необходимости увеличения государственного финансирования образования, потребность постепенного повышения оплаты труда до уровня стоимости рабочей силы. В ближайшие годы бюджетные расходы на образование в расчете на душу населения следует увеличить по крайней мере вдвое. Источником покрытия возросших расходов могли бы стать доходы от сокращения теневой економики.
В Украине не ведется работа по планированию подготовки выпускников высшей школы с потребностями экономики в специалистах. Поэтому улучшение пропорций между потребностями в специалистах и их подготовкой повысит эффективность использования ограниченных бюджетных коштив.
Услуги образования в современном мире превращаются в экспортный товар. Великобритания за счет обучения в ее вузах иностранных студентов - а это составляет 8,6% от их общего числа - получает ежегодный доход в 12 млрд. фунтов. В США количество иностранных студентов достигает 30,2% от общей их численности. Потенциал Украины оценивается в 800 млн. дол. на рик.
Государственная политика в области образования должна быть нацелена прежде всего на улучшение качества среднего образования. Среди инвестиций на образование наибольший эффект дают забрать на среднее образование. Так, Т.Псахаропулос, - всемирно известный специалист в области экономики образования, - приводит следующие данные по динамике отдачи на инвестиции в образование. В большинстве беднейших стран социальная отдача начального образования равна 23%, средней - 15%, высшего - 11%, а в самыми развитыми странами показатели соответственно следующие 14%, 10% и 8%.
Эти данные прямо коррелюють выводам комиссии по производительности труда Массачусетского технологического института которые утверждают, что "наиболее важной отраслью долгосрочного капиталовложения является национальная система среднего образования. Без существенного повышения качества преподавания в начальной и средних школах никакие средства регулирования на макроэкономическом уровне или технологические новинки не смогут обеспечить роста производительности труда и повышения жизненного уровня населения. "
Сравнительный анализ эффективности социальной политики развитых западных рыночных стран, социалистических стран и в том числе собственного опыта Украины показывает, что социальные проблемы требуют постоянного внимания и какого-то универсального способа их решения не существует, а потому нашей стране следует искать свой личный путь построения общества оптимального социальной направленности.
2. Основные направления социальной политики ТЕМА 11. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ