1.1.2. Конфликтность в экономике

Проблемы конфликтности - один из традиционных направлений научных исследований ряда экономических дисциплин, в частности экономической социологии. Это направление получило название "конфликтология".
Конфликт - относительно хорошо изучена психологией, экономической наукой и философской мыслью форма межличностных отношений. Он нередко возникает даже между людьми доброй воли.
Под конфликтом понимают любое явление, относительно которого можно говорить о незбижнисть интересов его участников, их действия, о последствиях явления, к которым эти действия приводят, о сторонах, так или иначе заинтересованы в этих последствиях, о сущности этой заинтересованности за нетождественности интересов .
В ряде научных работ говорится о проблемах трудового конфликта - противоречия, которые возникают по поводу организационно-трудовых стосункив.
Трудовой конфликт возникает в том случае, когда [46]
а) противоречия отражают несовпадающие (противоречащие) позиции субъектов;
б) степень противоречий достаточно высок;
в) противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают их, наоборот, непонятны;
г) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или накапливаются в течение длительного времени, до возникновения каких-то социальных конфликтив.
Трудовой конфликт, как правило, имеет негативные последствия. Но его целесообразно изучать и с положительной стороны. Существует ряд позитивных функций трудового конфликта ослабляют и снижают обусловлен ним риск. Это следующие функции:
информационная (только через конфликт становится открытой информация, функционально необходима всем или многим)
социализации (в результате конфликта лица получают социальный опыт, знания, недоступные в обычных условиях)
нормализации морального состояния (конфликтом решаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций)
инновационная (конфликт стимулирует изменения, через него признается существование проблем).
Признание позитивных функций трудового конфликта отнюдь не означает, что конфликт необходимо специально создавать. При наличии конфликта надо правильно воспринимать его с точки зрения возможных положительных результатов; не подавлять, а решать его с полезным эффектом анализировать, учиться из-за конфликта: регулировать, направляя его к положительному результату.
Теория трудового конфликта разрабатывается и детализируется по трем направлениям:
1) конфликты между рабочими и трудовыми группами;
2) конфликты между персоналом и администрацией;
3) конфликты между организацией в целом и внешнеэкономическим средой (конкуренты, контрагенты, изменения в законодательстве и т.п.).
Одной из характерных черт социально-экономического развития является множественность, многогранность интересов и наличие сторон, выражающих эти интересы. Классическими примерами являются: 1) ситуации, когда, с одной стороны - один покупатель, с другой - один продавец (ситуация монополия - монопсония) 2) ситуации, когда на рынок выходят производители, которые обладают достаточной силой для влияния на цену товара (ситуация олигополии, в частности дуополии, если таких участников двое).
Конфликт может возникнуть также из-за разногласий целей, которые отражают не только противоречивые интересы разных сторон, но и разносторонние интересы (цели) одного и того же лица. Например, разработчик экономической политики предусматривает различные цели, пытаясь согласовать противоречивые требования, диктуемые ситуацией (увеличение объемов производства, повышение доходов, снижение себестоимости и экологической нагрузки и т.п.).
В экономике постоянным стимулом генерирование новой информации является конкуренция, которая автоматически открывает путь научно-техническим изобретениям, техническому прогрессу, и наоборот, научно-технический прогресс - его динамизм стимулирует конкуренцию.
Конкуренты, в узком смысле, - это фирмы, которые соревнуются за потребителя товаров или услуг другой (определенной) фирми.
Каждое предприятие (компания, фирма) сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Относительно предмета конкуренции (удовлетворение потребностей) различают: желания-конкуренты, т.е. желания, которые потребитель возможно захочет удовлетворить, товарно-родовые конкуренты, т.е. другие (чем предлагает некая фирма) основные способы удовлетворения какого-то желания, товарно-видовые конкуренты, т.е. другие разновидности определенного товара, способные удовлетворить желание потребителя; марки-конкуренты, есть различные марки одного и того же товара, способные удовлетворить желание споживача.
Поскольку постоянная конкурентная борьба, связанная с постоянными изменениями, происходящими на рынке, не может не сказываться непосредственно на характере управления предприятием (фирмой), то необходимо обратить внимание на следующее:
появляется потребность в наличии можно исчерпывающего и достоверного информационного материала для анализа и принятия решения;
возникает необходимость проводить маркетинговые исследования рынка и сопоставление существующей маркетинговой стратегии менеджмента с потребностями рынка;
возникает потребность более широкого использования методов сценарного анализа в случае планирования функционирования предприятия (фирмы) с максимальным учетом при этом всех возможных видов неопределенности и конфликтности.
В последние десятилетия все больше внимания уделяется анализу конкурентной позиции организации (фирмы). Конкурентный анализ состоит из двух основных этапов:
определение главных конкурентных сил в отрасли;
формирования основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером в разработке теории конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий. По М. Портером [87], для рынка уровень прибыли фирмы определяется тем, насколько эффективно компания противодействует таким конкурентным силам:
новым конкурентам, которые проникают в отрасль путем изготовления товаров-аналогов;
угрозе со стороны товаров-заменителей (субститив)
компаниям-конкурентам, которые уже закрепились на отраслевом рынке;
влияния продавцов (поставщиков)
влияния покупателей (клиентов).
В связи с наращиванием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрыми изменениями конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках все больше возрастает роль стратегического планування.
Стратегия предприятия (фирмы) - это совокупность ее главных целей и основных способов по реализации собственной миссии. Она должна основываться на реальных возможностях развития фирми.
Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - это его вариантность, разработка альтернативных версий развития будущего состояния фирмы. Следовательно, здесь существует элемент неопределенности и обусловленный ею ризик.
Сущность стратегического планирования раскрывают его основные процедуры:
стратегическое прогнозирование
программирования (проекты стратегических программ)
проектирование (проекты стратегических планов) различных уровней иерархии национальной економики.
Из сущности и логики стратегического планирования следует, что центральное место здесь занимает процесс формирования целей, которые выдвигаются перед соответствующими социально-экономическими системами в плановом периоде [105].
Под целями в стратегическом планировании понимают желаемые состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования на определенный момент в майбутньому.
Цели могут оказаться недостижимыми в пределах планового периода, но приближение к ним в течение этого периода должно быть возможным. Задача, в принципе, должны быть совершенными в течение планируемого периода, хотя не всегда можно требовать их полного выполнения. Возможные отклонения от целей и задач в неблагоприятный сторону характеризуют соответствующую степень ризику.
На стадии формирования целей и задач предприятие стратегического планирования необходимо:
определить цели плановой системы и перевести их языке задач;
предусмотреть четкое определение всех задач и разработать критерии оценки по выполнению каждого из них;
разработать инструментарий для преодоления возможных противоречий, конфликтов между задачами, то есть решить ряд проблем, определиться относительно того, как действовать, когда выполнение одной задачи противоречит решению другого, что приводит соответствующую степень ризику.
Существует целый ряд способов классификации (классификационных признаков) целей организации [2].
Цели организации подразделяются на экономические и неэкономические. К неэкономических можно отнести социальные цели (например, улучшение условий труда).
Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и якисни.
Пример количественной цели: увеличение доли рынка фирмы до 10% в 2003 г. Пример вербальной (качественной) цели: достижение фирмой технологических преимуществ в галузи.
Деятельность экономической организации объективно очень разнообразна, поэтому, как утверждают большинство специалистов по менеджменту, организация не должна сосредотачиваться только на единой цели, а должна определить несколько наиболее существенных ориентиров. А как известно, между различными целями существует определенное противоречие, конфликтность и обусловленный этим ризик.
Сегодня общепризнано, что бизнес должен положительно влиять на общественное бытие не только в узком смысле - увеличение возможностей для материального роста, но и в более широком, в соответствии с общепринятыми общественными ценностями, обеспечивая общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, участвуя в решении острых социальных проблем тощо.
Когда цели определены, их необходимо исследовать по качеству. Главные критерии здесь таковы:
максимально возможная конкретность целей;
гибкость целей и наличие пространства для их корректировки в связи с непредсказуемыми изменениями;
измеримость целей;
зиставлюванисть (поривняльнисть). Сопоставимых должны быть: а) цели различных ключевых пространств б) внутрифирменная иерархия целей: каждая из целей должно соответствовать цели более высокого уровня иерархии.
По стратегического планирования следует учитывать влияние системы ценностей, идеологии, которой придерживается предприятие (управленческая команда). Именно они могут оказать решающее влияние на выбор целей.
Итак, системном аналитику следует изучать иерархию ценностей лиц, принимающих решения, а также других заинтересованных сторон. В социотехнических системах, в частности социально-экономических, распространены такие системы ценностей, как технократическая и гуманистическая, которые в определенной степени противоречат друг другу [86].
Надо также иметь в виду, что конкретные системы ценностей довольно часто являются смешанными и противоречивыми, а цель, соответственно, редко бывает одной. Следовательно, важно не потерять существенных цилей.
Отметим, что со временем цели могут меняться не только по форме - благодаря лучшему пониманию проблем, но и по содержанию - вследствие изменения условий или других факторов. В этих случаях тоже возникает неопределенность, конфликтность и соответствующий риск отклонения от реальных цилей.
Критерии количественными моделями целей, ибо цели в большинстве случаев формируются на качественном, вербальном уровне, и имеют точно воспроизводить цели. Критерии не могут совпадать с целями, хотя бы потому, что они фиксируются по разным шкалам измерения: цели - по номинальным, где нет сравнимости элементов, а критерии - за упорядоченными шкалами.
Критерии отражают системы ценностей. Разные системы ценностей трудно сравнивать - они неупорядоченные, не могут быть сведены друг к другу, это отражается в багатокритериальности реальных задач, связанных со сложными системами, которыми являются экономические объекты.
Многокритериальность реальных задач связана не только с наличием многих целей и ценностей, но и с тем, что не всегда одну цель можно выразить одним критерием, хотя этого и прагнуть.
В случае адекватного описания целей важно не количество используемых критериев, а насколько полно (адекватно) они характеризуют цель. При формировании критериев стремятся компромисса между полнотой (точностью) описания целей и количеством критериев. Отметим, что многокритериальность приводит к определенным противоречий между отдельными критериями и в обусловленных этим конфликта и ризику.
Итак, среди ситуаций противоречий, конфликта в хозяйственной деятельности могут быть, в частности, проблемы по горизонтали или вертикали управления, противоречия и конфликты в трудовых коллективах, отсутствие должной мотивации к труду, неэффективное использование имеющихся ресурсов, трудности адаптации к внешней социально-экономической среды, напряженные отношения с другими организациями, учреждениями, организациями, а также множественность целей, многокритериальность т.д..
1.1.1. Неопределенность - фундаментальная характеристика экономических процессов 1.1.3. альтернативность