1.2. Теоретико-игровая модель

Правила принятия решений в условиях неопределенности, конфликтности и вызванного ими риска базируются на различных концепциях. Наиболее известной, достаточно исследованной и широко используемой в теории и на практике является концепция теории игр и статистических ришень.
Теория игры - это раздел современной математики, в котором изучаются математические модели принятия решений в условиях неопределенности, конфликтности, т.е. в ситуациях, когда интересы сторон (игроков) или противоположные (в случае антагонистических игр), или не совпадают, хотя и не противоположны (в случае игр с непротивоположными интересами). Основателями теории игры являются американские ученые Джон (Януш) фон Нейман (1903-1957), венгерского происхождения, и Оскар Моргенштерн (1902-1977), австрийского происхождения. Во второй половине 40-х годов. они попытались с помощью математики описать характерные для рыночной экономики явления конкуренции как некоторую "игру".
Игра - это формализованное описание (модель) конфликтной ситуации, включающей четко определенные правила действий ее участников, которые пытаются получить определенную победу путем выбора конкретной (в определенном смысле - лучшей) стратегии поведения. Субъект принятия решения (СПР) называется игроком, а целевая функция - платежной функцией. В игре могут принимать участие несколько игроков, причем некоторые из них могут вступать между собой в постоянные или временные коалиции (союза). В случае образования коалиции игра носит название "коалиционного". Игра двух лиц называется парной грою.
Каждый игрок принимает такие решения, то есть выбирает такую стратегию поведения, чтобы максимизировать свой выигрыш или минимизировать проигрыш. При этом он не знает, каких стратегий придерживаться другие игроки. Итак, каждый игрок принимает свои решения в условиях неопределенности, а результат выбранной им стратегии зависит от поведения всех участников гри.
Вопросам оптимальности относительно функционирования и развития экономических систем в условиях неопределенности, конфликта и порожденного ими риска посвящена большое количество научных работ [3, 4, 12, 16, 20-29, 31, 33-40, 43, 45, 47, 59, 64 , 72, 84, 93, 96-100, 104, 107, 108, 115, 117]. Это вызвано разнообразием проявления факторов неопределенности и конфликта в реальных процессах и явищах.
Для исследования статистических моделей в условиях неопределенности, конфликтности и порожденного ими риска используют схему игры с экономической средой, составляющими которой являются:
первый игрок
1.1.5. Риск как методология преодоления неопределенности и конфликта 1.3. Классификация информационных ситуаций