1. Проблемы защиты страхователя от неплатежеспособности страховщика

Важнейшей функцией страховой компании является безусловное обеспечение надежности своего финансового состояния, что позволяет удовлетворить любые претензии со стороны страхователей. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О страховании "(ст. ЗО) обязывает страховщиков придерживаться определенных требований, которые должны обеспечить их платежеспособность:
Наличие оплаченного уставного фонда;
Гарантийного фонда страховщика;
Создание страховых резервов, достаточных для будущих выплат страховых сумм и страховых возмещений;
превышение фактического запаса платежеспособности страховщика над расчетным нормативным запасом платоспроможности.
Как уже отмечалось, Закон устанавливает минимальный размер уставного фонда страховой компании, основанной на национальном капитале, эквивалентный 1 млн евро для страховщиков, которые занимаются видами страхования, чем страхование жизни, и 1,5 млн евро для страховщиков, занимающихся страхованием жизни, по валютному обменному курсом.
Для формирования уставного фонда запрещается использовать средства страховых резервов, средства, взятые в кредит и под залог, а также нематериальные активи.
Поднятие минимального размера уставного фонда из суммы, эквивалентной 5 тыс. долларов США (1993 p.), к сумме, эквивалентной 100 тыс. ЭКЮ (1996 p.), и в сумме 1 млн евро ( 2001 г.) уже само по себе можно рассматривать как существенный шаг на пути к укреплению платежеспособности страховика.
В гарантийный фонд страховщика принадлежат дополнительный и резервный капитал, а также сумма нераспределенной прибыли. Процесс проверки платежеспособности страховой компании достаточно сложно. Для проверки привлекают самых специалистов: актуариев, аналитиков по вопросам инвестиций, бухгалтеров и т. п.
Страховая компания должна руководствоваться нормативными актами о платежеспособности и иметь достаточные финансовые средства для своих нужд. Компания считается платежеспособной, если ее активы превышают пассивы на заранее оговоренную минимальную сумму.
Порядок определения фактического и нормативного запаса платежеспособности и структуры гарантийного фонда и его (порядка) изменения устанавливает Кабинет Министров Украини.
Фактический запас платежеспособности (нетто-активы) определяется путем исключения из стоимости имущества (общей суммы активов) страховщика суммы нематериальных активов и общей суммы обязательств, в том числе страховых. Страховые обязательства принимаются равными объемам страховых резервов, которые страховщик обязан формировать в порядке, предусмотренном Законом "О внесении изменений в Закон Украины" О страховании ". Таким образом, фактический запас платежеспособности можно определить как разницу между активами и пассивами страховой компании.
Этот Закон обязывает, чтобы на любую дату фактический запас платежеспособности страховщика превышал расчетный нормативный запас платоспроможности.
Нормативный запас платежеспособности для страховщиков, которые занимаются отличными от страхования жизни видам страхования, определяется двумя способами:
умножением суммы страховых премий за предыдущие 12 месяцев на 0,18 (последний месяц будет состоять из количества дней на дату расчета). При этом сумма страховых премий уменьшается на 50% страховых премий, надлежащих страховщикам;
умножением суммы страховых выплат за предыдущие 12 месяцев на 0,26 (последний месяц будет состоять из количества дней на дату расчета). При этом сумма страховых выплат уменьшается на 50% выплат, что компенсируются перестраховщиками согласно заключенным договорам перестрахування.
Нормативный запас платежеспособности страховщика на отчетную дату (без учета договоров страхования жизни) равняется большей из определенных величин.
Нормативный запас платежеспособности страховщика, который осуществляет страхование жизни, на любую дату равняется величине, которая определяется путем умножения общей величины резервов долгосрочных обязательств (математического резерва) на 0,05.
Общая величина долгосрочных обязательств (математического резерва) равняется сумме резервов долгосрочных обязательств (математических резервов), которые определяются на любую дату отдельно для каждого договора страхування.
Для обеспечения страховых обязательств по страхованию жизни и медицинского страхования страховщики формируют отдельные резервы за счет поступления платежей и доходов от инвестирования средств, сформированных по этим видам страхування.
Оценка финансовой жизнеспособности страховой компании должна проводиться, как правило, один раз в год. Страховые компании обязаны предоставлять Уполномоченному органу по государственному надзору за страховой деятельностью сведения о премиях, перестраховочные соглашения и т.д.. по установленной формою.
Если финансовые дела страховой компании ухудшаются, то органы государственного надзора вмешиваются в ее деятельность. Потребность вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность страховщика возникает в двух случаях:
когда нужно защитить интересы владельцев и потенциальных страхователей от риска неплатежеспособности страховой компании и ее неспособности оправдать надежды страхователей, которые имеют долгосрочные полисы;
когда страховая компания, ее материнская компания и филиалы могут выполнить любое требование Закона "О страховании".
Уполномоченный орган по делам надзора за страховой деятельностью может принять меры, направленных на оздоровление положения страховой компании:
обязать компанию не осуществлять вложения определенного характера;
обязать компанию придерживать средства для покрытия своих обязательств и сдать их на хранение доверенному лицу;
ограничить сбор премий определенной суммой;
требовать от страховщика чаще предоставлять бухгалтерскую отчетность и предъявлять особого рода сведения или документы;
запретить страховщику заключать новые договоры страхування.
Если же органы государственного надзора пришли к выводу, что страховая компания находится в тяжелом финансовом положении, т.е. она оказалась неплатежеспособной, то во многих странах мира действуют законы по защите страхователей. Например, в случае ликвидации страховой компании предусматриваются такие гарантии со стороны страховщиков:
по обязательным видам страхования покрываются обязательства страховой компании в полном объеме;
для добровольных видов страхования обязательства покрываются в размере 90% обязательств страховой компании.
По страхованию жизни предусматривается передача страховых договоров другой страховой компании, которая имеет лицензию. Ответственность по этим договорам не превышает 90% от страхового возмещения за первичным полисом, а может быть и меньше, когда актуарий докажет, что выплаты были чрезмерными. Финансирование этих мероприятий осуществляется путем налогообложения всех страховых компаний, имеющих лицензию. Сумма налогов устанавливается пропорционально чистому сбору премий каждой страховой компании по каждому виду страхования, но в размере, не превышающем 1%. от сбора премий за прошлый рик.
В Украине с целью дополнительного обеспечения страховых обязательств страховщики могут на основании договора создать фонд страховых гарантий, который является юридическим лицом. Источниками формирования средств фонда являются добровольные отчисления от страховых резервов, сформированных страховщиками, которые действуют в Украине, а также доходы от размещения этих средств. Размер отчислений в фонд страховых гарантий и порядок использования устанавливают страховщики, которые являются его учасниками.
Кабинет Министров Украины может принимать решение о создании фондов страховых гарантий по направлениям страхования.
IX. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. финансовая структура страховой компании