3. улучшения качества работы управленческих кадров.

Осуществление прав и свобод граждан во многом зависит от качества работы кадров аппарата управления, их общей и профессиональной подготовки, моральных качеств, политической зрелости. К сожалению, никак нельзя сказать, что в этом деле у нас все хорошо.
Какой же выход из такого положения? Бесспорно, никакой речи не может быть, чтобы решать этот вопрос путем любых чрезвычайных средств. Такая сложная работа должна быть рассчитана на длительное время. Что касается конкретных мер, то они должны применяться по двум основным направлениям, в рамках которых, по нашему мнению, должна вестись деятельность по повышению качества работы государственного аппарата в целом, и в частности аппарата государственного управления. Ими являются, во-первых, повышение деловой квалификации, уровня компетентности управленческих кадров во всех звеньях, во-вторых, решительная борьба со служебными злоупотреблениями, бюрократизмом, взяточничеством, коррупцией в различных ее формах.
Не решив этой задачи, все остальные меры, какие будут вводиться с целью улучшения функционирования аппарата управления (изменение структуры соответствующих органов, перераспределение компетенции и т.п.), не дадут положительных результатов, поскольку небрежность, безответственность, некомпетентность кадров все сведет на нет.
Поэтому особое значение имеет принятие необходимых мер по внедрению в практику деятельности управленческих структур принципов и норм управленческой этики. Этика в управлении - это очень широкое понятие, которое в равной степени является моральным критерием как профессионализма управленческих кадров, так и их деятельности относительно соблюдения принципов законности, справедливости, гуманности в решении вопросов, касающихся обеспечения прав, свобод и законных интересов каждого человека . Безусловно, именно этические принципы и нормы вместе с правовыми представляют реальную преграду любым злоупотреблениям в управленческой деятельности, правонарушений, связанных с занятием той или иной должности в государственном аппарате управления и т.д..
Поэтому не случайно, что одной из первых конференций в Украине с управленческой проблематики в условиях развития независимого государства была научная конференция по обмену опытом «Нормы этики в управлении», которую в мае 1994 года провели соответствующие службы Администрации Президента Украины и Кабинета Министров Украины вместе с посольством США в Украине и Американской службой информации в Украине. Уже один перечень тем, которые обсуждались на этой конференции («Нравственно-правовые проблемы в работе Министерства юстиции Украины», «Этические аспекты защиты прав человека на справедливое отношение к ней», «Нравственно-правовые вопросы реализации Закона Украины« О государственной службе »и т.д. ) свидетельствуют о том, что проблемы этики имеют прямое отношение к различным направлениям работы органов управления и их должностных лиц.
Обеспечения прав, свобод и законных интересов в государственном управлении напрямую связано с борьбой с преступностью в органах управления. Сейчас дошло до того, что почти каждый вопрос, органы государственного управления различного уровня на основании действующего законодательства должны решать по заявлениям граждан в их пользу, не решается без прямого или закамуфлированного взяточничества. Но и взяточничество - это только один вид преступной деятельности, который нарушает права и свободы граждан Украины, причем нарушает не только в отношении конкретных граждан, а также относительно общих интересов народа, поскольку как с социально-экономической точки зрения, так и с моральной негативно влияет на положение страны в целом.
В связи с этим более конкретно и жестко решать в Законе Украины «О государственной службе» вопросы, связанные с дисциплиной служащих, прежде всего должностных лиц, решительно привлекать к уголовной ответственности тех, кто, нарушая закон, способствует или сам принимает участие в деятельности криминальных структур.
Необходимость решения этих вопросов, а также потребность вообще повысить уровень правового регулирования управленческой деятельности, более четко регулировать права и обязанности управленческих кадров, в том числе относительно их деятельности по удовлетворению потребностей граждан, соблюдение их прав и свобод, ставит на повестку дня очень важно вопросы разработку на основании Закона Украины «О государственной службе» Кодекса основных правил поведения государственного служащего. В нем следует определенной степени унифицировать соответствующие положения различных должностных инструкций, разработать наряду с положениями общей части нормы его особенной части, прежде всего относительно полномочий и ответственности в процессе осуществления соответствующих управленческих действий.
Такой Кодекс, например, должен включать: нормы поведения при исполнении служебных обязанностей; регулировать конкретные ситуации, связанные с получением государственным служащим платы за основному месту работы; решать вопросы получения государственным служащим различных подарков; включать нормы, которые устанавливали бы порядок использования служебных помещений, средств связи, транспорта.
Повышение эффективности обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан в сфере управления предполагает успешное решение еще одного важного вопроса, связанного с правовым регулированием соответствующих общественных отношений. Речь идет о качестве конкретизации норм, установленных законами и иными правовыми актами с помощью локальных норм права, выданных местными органами, а также вообще органами низшего уровня.
Вопрос этот не надуманное. Практика свидетельствует о том, что слабая юридическая подготовка многих кадров управленческого аппарата приводит, как правило, до простого дублирования актов высшего уровня вместо того, чтобы, обеспечивая их неуклонное выполнение, вместе с этим именно конкретизировать с учетом местных условий те предписания, которые составляют основное содержание законов, указов Президента, постановлений правительства.
Научно обоснованная конкретизация нормативных предписаний имеет свой механизм, использование которого базируется на соблюдении двух основных требований. Во-первых, в процессе конкретизации никак нельзя вносить те или иные изменения в содержание норм права, установленных правовыми актами высшего уровня (это касается как «буквы», так и самого «духа» этих норм). Во-вторых, конкретизация должна осуществляться целенаправленно и системно, поскольку конкретизируются не какие-то второстепенные положения, а прежде всего элементы тех правоотношений, которые устанавливаются или санкционируются соответствующими нормами права.
Как известно, элементами правоотношений являются их субъекты и объект, то есть те материальные или духовные блага, относительно которых люди вступают в правоотношения. К элементам правоотношений относятся также субъективные права (правомочие) и юридические обязанности, которые присущи соответствующим субъектам правоотношений, или каждому из них.
Разумеется, конкретизация может распространяться на каждый из элементов правоотношений, но в каждом отдельном случае она может иметь свои особенности. Общим для них является то, что конкретизация может иметь исключительно объясняющий характер, это должно быть именно конкретизация, а не что-то другое, что может нарушать содержание и общую направленность нормы.
Чаще всего речь идет о конкретизации именно прав и обязанностей граждан, потому что часто эти права (особенно субъективные) излагаются в нормативном акте в слишком обобщенной форме, что может затруднять понимание их действительного смыслового значения. Конкретизация может быть и иного характера, когда она направлена на урегулирование самого процесса практического осуществления конкретных прав и обязанностей соответствующих субъектов права. В данном случае речь идет о правовом урегулировании конкретных стадий, которые в совокупности и составляют этот процесс. Задача состоит в том, чтобы каждый носитель соответствующих прав и обязанностей имел необходимую правовую поддержку, правовую базу на каждой из стадий процесса реализации своих прав и обязанностей, что является важной гарантией нормального функционирования всего управленческого механизма.
Так что вопрос обеспечения прав и законных интересов является одним из важнейших в деятельности управленческих кадров всех рангов. Мировая практика развития демократических стран свидетельствует, что именно обеспечение прав и свобод человека и гражданина, отношения государства, его органов и служащих к человеку является основным критерием социальной справедливости и законности
2. необходимость формирования нового типа взаимоотношений органов исполнительной власти с гражданами. ГЛАВА IV. АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ : понятийно-терминологический характеристика ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ