1. Кабинет Министров Украины - высший орган в системе органов исполнительной власти.

Согласно части первой ст. 113 Конституции «Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти». Это означает, что Кабинет Министров как правительство возглавляет систему органов исполнительной власти. Он осуществляет исполнительную власть как непосредственно, так и через центральные и местные органы исполнительной власти, направляя, координируя и контролируя деятельность этих органов.
В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры и министры Украины. В Законе Украины «О Кабинете Министров Украины», который пока не вступил в силу, предполагается, что обязательно должны существовать базовая группа министров и соответственно министры: иностранных дел, юстиции, обороны, внутренних дел, финансов. Другие министерства могут создаваться или ликвидироваться по решению Президента Украины.
Премьер-министр является главой Кабинета Министров и руководит его работой, обеспечивает выполнение программы деятельности Кабинета Министров, одобренной Верховной Радой. Премьер-министр определяет и распределяет обязанности между первым вице-премьер-министром, вице-премьер-министрами и министрами, координирует их деятельность, применяет меры дисциплинарной ответственности (кроме увольнения с должности) к членам Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти и их заместителей. В определенных случаях и в пределах, определенных Конституцией, он исполняет обязанности Президента Украины в случае досрочного прекращения его полномочий.
Первый вице-премьер и вече-премьер-министра как заместители Премьер-министра вырабатывают стратегию и тактику реализации программы деятельности Кабинета Министров. В закрепленных за ними областях и сферах деятельности, направляют, координируют и контролируют работу министерств, других центральных органов исполнительной власти для выполнения задач правительства, а также предварительно рассматривают и согласовывают проекты решений Кабинета Министров, принимают меры по урегулированию возможных разногласий среди членов Кабинета Министров. Они замещают Премьер-министра в случае его отсутствия, действуя в пределах, определенных Премьер-министром, который устанавливает и очередность такого замещения.
Министры Украины, как правило, возглавляют министерства. Они обеспечивают формирование и проведение государственной политики в порученных им сферах и несут политическую ответственность перед Президентом и Верховной Радой за выполнение возложенных на них задач и полномочий.
Состав Кабинета Министров формируется Президентом при участии Верховной Рады в срок не более шестидесяти дней после прекращения полномочий предыдущего правительства (часть пятая ст. 115 Конституции).
Кандидатуру на должность Премьер-министра на рассмотрение Верховной Рады вносит Президент, который может провести соответствующие консультации с Председателем Верховной Рады и руководителями депутатских групп и фракций. Кандидат на должность Премьер-министра выступает на заседании Верховной Рады с программным заявлением и отвечает на вопросы народных депутатов.
Верховная Рада дает согласие на назначение Премьер-министра большинством от ее конституционного состава. После своего назначения Премьер-министр представляет предложения по структуре и составу министров Украины на утверждение Президенту, который на основании этого представления издает указ о назначении в состав Кабинета Министров.
Конституцией Украины (ст. 120) установлены определенные ограничения относительно вхождения в состав правительства. В частности, члены Кабинета Министров не могут быть народными депутатами Украины или иметь другой представительский мандат, не имеют права совмещать свою деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеют целью получение прибыли
Вновь образованный Кабинет Министров не позднее чем в 30-дневный срок подает Верховной Раде для принятия программу своей деятельности на весь срок полномочий. Этот документ содержит изложение стратегии деятельности и средств выполнения задач Кабинета Министров. В программу может добавляться схема структуры Кабинета Министров с информацией о его персональный состав. Программа считается одобренной, если за это проголосовало большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Кабинет Министров каждого нового состава образуется на срок, не превышающий срока полномочий Президента, поскольку обязан сложить свои полномочия перед новоизбранным Президентом Украины (часть первая ст. 115 Конституции).
В части второй ст. 113 Конституции определено, что Кабинет Министров ответственен перед Президентом, подконтролен и подотчетен Верховной Раде в пределах, предусмотренных в ст. 85, 87 Конституции Украины.
Ответственность правительства перед Президентом заключается в обязанности Кабинета Министров сложить свои полномочия в случае принятия Президентом решения о прекращении полномочий премьер-министра. Вследствие этого Премьер-министр обязан безотлагательно подать президенту заявление об отставке Кабинета Министров.
Наряду с этим каждый член Кабинета Министров может быть освобожден от должности в любое время Президентом. В этом заключается так называемая политическая ответственность членов правительства.
Каждый член Кабинета Министров вправе также по политическим или личным мотивам заявить Президенту о своей отставке. Заявление об отставке на имя Президента подается через Премьер-министра, который обязан безотлагательно доложить об этом Президенту и сообщить свои соображения относительно принятия или непринятия отставки. Отставка Премьер-министра автоматически влечет отставку всего состава Кабинета Министров. Такой же результат наступает и в случае смерти Премьер-министра.
Полномочия по парламентского контроля за деятельностью Кабинета Министров реализуются через его обязательные ответы на депутатские запроса, рассмотрение обращений комитетов, временных комиссий Верховной Рады, регулярное информирование народных депутатов о работе правительства на «Днях правительства».
К тому же вся деятельность Кабинета Министров, связана с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, находится под постоянным парламентским контролем со стороны Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 101 Конституции).
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины осуществляет от имени Верховной Рады Счетная палата. Согласно Закону Украины «О счетной палате» от 11 июля 1996 г. она является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой, подчинен и подотчетен ей.
Кабинет Министров ежегодно докладывает перед Верховной Радой о ходе исполнения Государственного бюджета Украины текущего года, а также предъявляемые к закону отчет об исполнении Государственного бюджета Украины за прошлый год. Этот отчет должен быть обнародован
Согласно ст. 87 Конституции Верховная Рада по предложению не менее одной трети народных депутатов от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров и принять резолюцию недоверия правительству большинством от конституционного состава Верховной Рады. После этого Премьер-министр безотлагательно представляет Президенту заявление об отставке Кабинета Министров.
Правда, вопрос об ответственности Кабинета Министров, как предусмотрено частью второй ст. 85 Конституции, не может рассматриваться Верховной Радой более одного раза в течение одной очередной сессии, а также в течение года после одобрения программы деятельности правительства.
Независимо от обстоятельств прекращения полномочий, Кабинет Министров, отставка которого принята Президентом, по его поручению продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного правительства, но не более шестидесяти дней.
Основными задачами Кабинета Министров являются: обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, реализация прав и свобод человека и гражданина, благоприятных условий для свободного и гармоничного развития личности, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента по формированию и проведению внешней и внутренней политики государства; забота о месте жизни и здоровья людей окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов; принятия мер по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью.
Для реализации указанных задач Кабинет Министров наделен широкой компетенцией - определенными функциями и полномочиями. Она направлена на организацию выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента, собственной программы деятельности, одобренной Верховной Радой, постоянного контроля за осуществлением исполнительной деятельности подведомственными правительства органами, принятия мер по устранению недостатков в работе этих органов.
Основной формой реализации компетенции Кабинета Министров является принятие правовых актов - постановлений и распоряжений, которые обязательны к исполнению на территории Украины.
В форме постановлений Кабинета Министров издаваемые акты, имеющие нормативный характер, или по вопросам, имеющие наиболее важное общее значение. В форме распоряжений Кабинета Министров - акты, носящие индивидуальный характер, или по вопросам внутриорганизационной и другой текущей работы Кабинета Министров.
Акты Кабинета Министров вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено законом или не предусмотрено этим же актами. Они могут быть отменены Президентом Украины. К тому же акты Кабинета Министров в полном объеме или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Украины неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом решения об их неконстуцийнисть.
Основные функции и полномочия Кабинета Министров сводятся к тому, что он: а) в сферах экономики, финансов, науки и технологий
- Осуществляет прогнозирование и антимонопольное регулирование экономики Украины, содействует развитию предпринимательства на началах равенства перед законом всех форм собственности и обеспечения социальной направленности экономики, организует управление объектами права государственной собственности, разработку и реализацию общегосударственных программ;
- Принимает меры по поддержке национального товаропроизводства, структурной перестройки экономики и ускоренного развития его приоритетных отраслей, проведение земельной реформы, привлечение инвестиций в экономику Украины, образует и использует государственные резервные фонды, определяет порядок формирования и размещения заказов на производство продукции для государственных нужд;
- Организует разработку и выполнение Государственного бюджета Украины, контролирует обслуживание государственного долга Украины, соблюдения порядка государственного ценообразования, организует государственное страхование, выпуск государственных внутренних займов, проведения денежно-вещевых лотерей, способствует обеспечению стабильности денежной единицы Украины;
- Принимает меры стимулирования инновационной деятельности товаропроизводителей, обосновывает приоритетные направления развития науки и техники, разрабатывает предложения относительно объемов бюджетного финансирования научно-технической сферы, создает, реорганизует и ликвидирует государственные научные учреждения, которые полностью или частично финансируются из средств Государственного бюджета Украины;
б) в сфере социального развития, образования и культуры
- Принимает меры к повышению реального уровня жизни населения, обеспечение его занятости, приоритетности социального развития села, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки работников, социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охраны семьи, материнства и детства, регулирует миграционные процессы;
- Создает материально-техническую базу и другие условия, необходимые для развития отраслей здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, обеспечивает доступность для граждан всех форм государственных медицинских, образовательных, культурных, физкультурно-спортивных и рекреационных услуг;
- Обеспечивает духовно-культурное развитие украинской нации, всего украинского народа, сохранение и охрану историко-культурных памятников, гармоничное функционирование межнациональных отношений, способствует удовлетворению национально-культурных потребностей украинской, проживающих за пределами Украины;
в) в сферах обеспечения прав и свобод человека, законности и общественного порядка, национальной безопасности и обороноспособности
- Организует и контролирует соблюдение органами исполнительной власти законодательства, определяющего права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации и защиты;
- Обеспечивает охрану частной и иных форм собственности, укрепления общественного порядка, активную борьбу с преступностью, исполнения судебных решений; - обеспечивает соблюдение требований законности в деятельности органов исполнительной власти и их аппарата, должностных лиц, принимает меры по преодолению бюрократических и других злоупотреблений при осуществлении их полномочий;
- Принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности Украины, охраны и защиты ее государственной границы и территории, руководства Гражданской обороной Украины;
- Определяет в пределах бюджетных ассигнований на оборону численность граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу и военные сборы, обеспечивает реализацию прав и гарантий военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы (и членов их семей)
г) в сферах охраны природы, экологической безопасности и природопользования
- Организует управление охраной и рациональным использованием природных ресурсов, разрабатывает и обеспечивает выполнение государственных и межправительственных экологических программ, принимает меры по совершенствованию экономического механизма природопользования;
- Обеспечивает выполнение программы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принимает меры по ликвидации вредных последствий других аварий и катастроф, стихийного бедствия, решает вопрос об ограничении, временном запрете или прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей среды;
д) в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности
- Участвует в обеспечении выполнения международных договоров Украины, принимает решение и проводит переговоры и подписание международных договоров Украины, заключаемых от имени Кабинета Министров;
- Организует управление внешнеэкономической деятельностью государства, таможенным делом, составление платежного баланса Украины, обеспечивает рациональное использование государственных валютных средств, осуществляет вместе с Национальным банком Украины валютном регулировании, выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранными банками, финансовыми и другими международными организациями, в том числе соответствии с международными договорами Украины.
Кабинет Министров осуществлять функции и полномочия и в других сферах, определяемых Конституцией и законами Украины, а также актами Президента Украины.
Что касается полномочий Кабинета Министров в отношениях с другими государственными органами, то следует выделить, прежде всего, направления воздействия с его стороны на возглавляемую им систему органов исполнительной власти. Как уже отмечалось, ее составляют центральные и местные органы исполнительной власти.
В частности, по отношению к центральным органам Кабинет Министров направляет, координирует и контролирует деятельность министерств, государственных комитетов Украины и других центральных органов исполнительной власти, которые являются подведомственными Кабинету Министров и подчинены ему. Премьер-министр вносит Президенту представления относительно образования, реорганизации и ликвидации центральных органов исполнительной власти, назначение на должности и освобождение от должностей их руководителей, накладывает на этих руководителей и их заместителей дисциплинарные взыскания. Кабинет Министров имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов других центральных органов исполнительной власти.
Кабинета Министров подотчетны и подконтрольны местные государственные администрации, главы которых при осуществлении своих полномочий также и ответственны перед ним. Подотчетность и подконтрольность Кабинета Министров Украины областных и районных государственных администраций не распространяется на ту часть полномочий, делегированных им соответствующими областными или районными советами.
Кабинет Министров в лице Премьер-министра вносит Президенту Украины представление о назначении на должность и освобождении от должностей председателей местных государственных администраций.
Кабинет Министров постоянно получает от местных государственных администраций подробную информацию об их деятельности, регулярно заслушивает отчеты председателей государственных администраций с определенных Кабинетом Министров вопросов. В случае ненадлежащего исполнения председателем государственной администрации возложенных на него полномочий. Кабинет Министров может обратиться к Президенту Украины с представления об освобождении от должности соответствующего главы государственной администрации.
Определенную специфику имеют отношения Кабинета Министров Украины с Советом министров Автономной Республики Крым (АРК).







Согласно ст.




ГЛАВА V. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 2. центральные органы исполнительной власти.