2. центральные органы исполнительной власти.

К центральным органам исполнительной власти Украины относятся такие группы органов: министерства, государственные комитеты, другие центральные органы исполнительной власти, которые имеют различные названия - агентства, комитеты, службы и т.д. (Часто они обобщенно определяются как «ведомства»).
Указанные органы в своей деятельности представляют интересы всего государства, а не отдельных территорий, мест, их компетенция распространяется по соответствующему кругу вопросов на всю территорию страны
По своему назначению центральные органы исполнительной власти (далее - центральные органы) обеспечивают или способствуют формированию и претворению в жизнь государственной политики в соответствующих сферах управления, осуществляют руководство порученными им сферами и несут ответственность за состояние их развития перед Президентом и Кабинетом Министров Украины.
Центральные органы образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Премьер-министра в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом на содержание органов исполнительной власти (пункт 15 ст. 106 Конституции "). Президент назначает по представлению Премьер-министра министров, председателей государственных комитетов, руководителей других центральных органов и прекращал их полномочия на этих должностях (п. 10 данной статьи).
Наряду с этим для некоторых центральных органов Конституция (п. 14 ст. 106) предусматривает особый порядок решения кадровых вопросов. Так, голов Антимонопольного комитета. Фонда государственного имущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания назначает на должности и освобождает от должностей Президент по согласию Верховной Рады Украины.
Ведущее место среди центральных органов занимают министерства Украины. Лишь их руководители - министры - входят в состав Кабинета Министров и непосредственно участвуют в определении правительственной политики в стране.
время (по состоянию на 1.08.1998 г.) в Украине насчитывается 18 министерств, а именно:
Министерство агропромышленного комплекса;
Министерство внутренних дел;
Министерство угольной промышленности; Module . Министерство экономики;
Министерство энергетики;
Министерство иностранных дел;
Министерство внешних экономических связей и торговли;
Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;
Министерство культуры и искусств;
Министерство обороны;
Министерство образования;
Министерство здравоохранения;
Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности
Министерство труда и социальной политики;
Министерство промышленной политики;
Министерство транспорта;
Министерство финансов;
Министерство юстиции.
Государственные комитеты Украины создаются для руководства отдельными отраслями экономики (например. Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики) и социального развития (Государственный комитет телевидения и радиовещания), а также осуществление определенной межотраслевой деятельности (Государственный комитет статистики) или решения отдельных функциональных вопросов (Государственный комитет по делам защиты прав потребителей). Сейчас в Украине насчитывается двадцать комитетов.
Среди других центральных органов, которых всего насчитывается сейчас около пятидесяти распространенными названиями являются «комитет» (Антимонопольный комитет. Комитет пищевой промышленности и др.)., «агентство» (Национальное агентство по вопросам развития и европейской интеграции, Национальное космическое агентство и т.д.), «главное управление» (Главное контрольно-ревизионное управление), «государственный департамент» (Государственный департамент ветеринарной медицины ).
Определенное распространение имеют и такие названия, как «комиссия» (Высшая аттестационная комиссия), «служба» (Государственная таможенная служба), «фонд» (Фонд государственного имущества), «администрация» (Государственная налоговая администрация), «палата »(Лицензионная палата).
К рассматриваемой группе центральных органов входят также Государственная инспекция по надзору за безопасностью авиации, Государственное казначейство.
Центральные органы в большинстве основном являются едино органами. Единоначалие органа означает, что властные полномочия этого органа осуществляются единолично его руководителем - министром, председателем государственного комитета, другим руководителем центрального органа (далее - руководителем). Он персонально несет всю полноту ответственности за результаты работы центрального органа непосредственно перед Президентом и правительством.
Руководитель осуществляет руководство центральным органом, опираясь в этом на своих заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров по представлению соответствующего руководителя. Количество заместителей руководителя в каждом центральном органе определяется Кабинетом Министров. Заместители руководителя выполняют по его поручению отдельные функции и полномочия и замещают его в случае его отсутствия.
Руководитель центрального органа осуществляет распределение обязанностей 'связей между заместителями, а также определяет степень ответственности руководителей подразделений аппарата центрального органа. Он утверждает штатное расписание работников аппарата центрального органа и его местных звеньев (органов) в рамках предельной численности, фонда оплаты труда работников и размера ассигнований на их содержание из государственного бюджета; утверждает положения о структурных подразделениях аппарата центрального органа и положения о созданные им местные звена, а также положения и уставы предприятий, учреждений, организаций, которые принадлежат к его сфере ведения, осуществляет в установленном порядке назначения на должности и освобождения от должностей руководителей местных звеньев центрального органа , предприятий, учреждений и организаций, относящихся к его сфере ведения; вносит на рассмотрение Кабинета Министров проекты законодательных и других нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции центрального органа.
Решение центрального органа приобретают юридическую силу когда они оформлены как правовые акты, выданных им в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента и Кабинета Министров. Подавляющее большинство актов центрального органа выдается в виде приказов его руководителя. Они являются обязательными к исполнению всеми органами и организациями, их должностными лицами , которые подчинены соответствующему центральному органу. В случаях, предусмотренных законодательством, акты центрального органа являются обязательными для выполнения всеми центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами.
При потребности центральный орган издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления общие акты.
Нормативно-правовые акты центрального органа подлежат регистрации в порядке, установленном законом. Нормативно-правовые акты центральных органов, которые определяют права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения, являются недействительными. Акты центральных органов в случае их несоответствия законодательству Украины или экономической или социальной нецелесообразности могут быть отменены Кабинетом Министров.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции центрального органа, обсуждения важнейших направлений его деятельности и развития вверенной ему отрасли или сферы образуется коллегия центрального органа. В ее состав входят руководитель центрального органа, его заместители по должности, другие руководящие работники центрального органа, а также руководители некоторых центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сферу ведения центрального органа. В заседаниях коллегии могут принимать участие представители местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами руководителя центрального органа. Членов коллегии утверждает освобождает от обязанностей Кабинет Министров Украины.
Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений относительно главных направлений науки и техники, обсуждения важнейших программ и других вопросов в центральном органе может образовываться научно-технический (научный) совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. В центральном органе с учетом специфики его деятельности также могут образовываться другие рабочие и консультативные органы.
Существенной организационно-структурной особенностью министерств и государственных комитетов и других центральных органов является то, что они имеют в своем подчинении местные звена (органы), которые создают вместе с аппаратом центрального органа так называемую систему соответствующего министерства, государственного комитета и т.д..
По общему правилу, на местном уровне органами министерств, государственных комитетов является управление, отделы и другие структурные подразделения местных государственных администраций, хотя существуют и некоторые самостоятельные местные органы, которые не входят в состав местных государственных администраций.
Каждый центральный орган в соответствии с его профилем :
принимает непосредственное участие в реализации государственной политики по конкретным ее направлений или по конкретным объектов государственного управления и регулирования; прогнозирует перспективные направления и реализует стратегические цели и задачи развития соответствующей сферы или отрасли;
участвует в разработке проектов и в выполнении общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития Украины, охраны окружающей среды, Государственного бюджета Украины;
осуществляет политику в сфере выполнения работ (услуг) и поставок продукции для государственных нужд и образовании государственных резервных фондов финансовых и материально- технических ресурсов, выступает государственным заказчиком указанных работ (услуг)
принимает меры по совершенствованию механизма регулирования экономики, ее структурной перестройки, обеспечение рыночной сбалансированности, социальной защиты населения, экологической безопасности;
разрабатывает соответствующие финансово-экономические и другие нормативы, механизм их внедрение, утверждает отраслевые стандарты;
формирует государственную промышленную политику и обеспечивает ее проведение, готовит предложения по определению приоритетных отраслей промышленности для ускоренного их развития;
участвует в формировании и реализации государственной инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики; Module . вырабатывает предложения по изменению условий налогообложения, ценообразования, определение особенностей приватизации, демонополизации предприятий в отдельных отраслях;
способствует развитию предпринимательства, рыночной инфраструктуры экономики;
участвует в формировании и реализации антимонопольной политики;
принимает меры, направленные на совершенствование внешнеэкономической деятельности, защита интересов украинских товаропроизводителей на внешнем рынке;
участвует в подготовке международных договоров Украины, заключает международные соглашения межведомственного характера.
Значительное место в содержании компетенции центральных органов занимает деятельность по обеспечению государственных интересов в условиях формирования рыночной экономики. частности, соответствующие центральные органы: выдают в предусмотренных законодательством случаях специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности; осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством, функции по управлению объектами государственной собственности, относящимся к их ведению; участвуют в реализации программ приватизации.
Особое внимание уделяют центральные органы выполнению определенных общегосударственных функций. Например, они обеспечивают выполнение задач мобилизационной подготовки населения и мобилизационной готовности государства; участвуют в осуществлении мероприятий по обеспечению обороноспособности государства.
Любой центральный орган организовывает выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией, обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его ведению, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Кабинета Министров.
Для успешного осуществления возложенных на них задач и функций центральным органам также предоставлены достаточно широкие полномочия по внутри-организационного обеспечения работы. частности, они вправе: получать от других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, статистические данные для выполнения возложенных на них задач привлекать специалистов центральных и других органов исполнительной власти , предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями для рассмотрения вопросов, относящихся к их ведению привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей созданных ими местных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, относящихся к их сфере ведения.
Центральные органы в пределах своей компетенции содействие органам местного самоуправления - советам и их исполнительным комитетам в осуществлении ими полномочий местного самоуправления. Исполнительные органы советов по вопросам осуществления делегированных советам полномочий органов исполнительной власти подконтрольны и подотчетны соответствующим центральным органам.
В процессе своей деятельности центральные органы могут взаимодействовать с профессиональными союзами и общественными организациями по вопросам обеспечения прав и свобод граждан, удовлетворения их социально-экономических, трудовых, культурных и других интересов, содействие выполнению уставных задач этих объединений. При этом объединение граждан в необходимых случаях вправе вносить на рассмотрение соответствующего центрального органа предложения по вопросам их деятельности, требующих решения этого органа.
1. Кабинет Министров Украины - высший орган в системе органов исполнительной власти. 3. местные государственные администрации.