2. социальный характер государственной службы.
Государственная служба органически связана со многими другими институтами общества. Необходимо особо подчеркнуть, что государственная служба только тогда выполняет социальную функцию, когда она строится на правовой основе, взаимодействует с институтами, которые действуют в духовной сфере жизни общества, в сфере культуры, опирается на средства массовой коммуникации, общественное мнение.Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту.
Во-первых, она составляет свойственную только ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов.
Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином, государственная служба призвана защищать права и свободы граждан. Конституционное положение о том, что «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью» (ст. Из Конституции Украины), выступает определяющим стержнем в деятельности государственных служащих, независимо от их служебного статуса.
В-третьих, государственная служба как общественная явление - своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности, человечности, существующих в обществе порядков.
Как социальный институт государственная служба имеет свою объективную историю. К сожалению, на протяжении веков общественное мнение страдала тем, что недооценивалась роль чиновников, в то время как именно чиновничество призвано быть своеобразным двигателем общественного прогресса.
Государственная служба представляет собой профессиональную сферу деятельности государственных служащих как особой социальной группы общества. Она является одним из важнейших социальных институтов, имеет ряд именно таких признаков, которые позволяют ей быть стержнем обеспечения полномочий государственных органов власти.
Социальная природа, смысл и назначение государственной службы обусловливают и соответствующий характер ее функционирования.
В демократическом обществе функционирования государственной службы выступает по своему характеру как процесс служения народу, той политической системе, народом создана. Важно при этом то, чтобы эта политическая система, прежде всего, в лице государства, имела действительно народный характер, жила интересами и чаяниями народа
Из исторического опыта известно, что общность интересов государства и народа составляют социальное источник могущества политической системы страны. Но в истории было немало государств, выражавших интересы именно узкой социальной группы населения и пренебрегали интересами большинства. Правители таких государств считали, что их сила заключалась в способности манипулировать массами, переводить их энергию на те способы деятельности, которые служат эгоистическим интересам меньшинства.
В новых исторических условиях коренным образом меняется представление о силе государства. Государство прочная тогда, когда отражает (выражает) интересы народа, по крайней мере его большинства, когда осуществляется координация деятельности государственных органов с институтами гражданского общества. Благодаря такой координации создается формальная и неформальная система выработки и осуществление (реализация) политики государства.
В то же время, существующие в обществе противоречия могут привести к определенному или резкого противостояния части народа и государственных структур, наблюдается в современной Украине. Значительная часть населения недовольна социальной оценкой экономических и политических реформ, осуществляемых в стране. В этих условиях государственная служба оказалась почти в кризисном состоянии. Кризис привел к обесценению деятельности государственных служащих в глазах значительной части народа, не говоря уже о той доле населения, которая оказалась на грани выживания. Кризис государственной службы - это часть общесистемного кризиса, который переживает сейчас украинское общество. Выход из кризисного состояния станет возможным тогда, когда государство будет проводить социально ориентированную политику, которая получит широкую народную поддержку.
Характер государственной службы, как социального института, раскрывается через анализ функций государственной службы.
Функция социальной организации. Государственная служба должна быть образцом организации и оказывать упорядочивая влияние на другие институты общества. В свое время М. Вебер сформулировал концепцию идеального типа организации. Ее ядро составляет идея рационального подхода к строительству и функционирования организации бюрократического типа. За счет чего достигается рационализация государственной службы? Видимо, за счет профессионализма и компетентности кадров, прежде всего, а также согласование всех звеньев организации службы, использование современных управленческих технологий, передового опыта и т.д..
Опираясь на все лучшее, передовое, государственная служба должна стать образцом организации. А она, организация, как известно, умножает силы, позволяет максимально эффективно претворять в жизнь политику государства.
Функция социальной коммуникации. Это важная функция, которую выполняют учреждения государственной службы. Другими словами, это то место, где происходит непосредственное соприкосновение государства и гражданина, налаживается их взаимодействие и общение через каналы государственной службы, изучается общественное мнение, отношение граждан к различным государственных актов. Через эти каналы реализуется политика государства, учитываются местные, региональные особенности при ее проведении.
Функция социальной информации. Чрезвычайно ответственна информационная функция, которую осуществляет государственная служба. Говорят, что кто владеет информацией, тот владеет реальной властью. Как известно, именно государственный аппарат является носителем информации. Вследствие этого в системе государственной службы возникают связи и отношения по поводу владения информацией и ее использования.
Неправильное отношение к информации, например, ее ограничения, может быть сознательно использованы государственными служащими по неблаговидных целях, для обмана народа относительно событий и явлений, происходящих в обществе. Поэтому очень важно служебную информацию использовать честно, по ее прямому назначению, в интересах решения государственных задач, удовлетворения потребностей всех категорий населения.
Функция контроля. Особенно важной в социальном плане является функция контроля. Правильно осуществляемый контроль раз позволяет обеспечить соблюдение конституционных положений и правовых норм всеми государственными органами, общественными институтами и гражданами.
Необходимо различать внутренний и внешний контроль. В рамках государственной службы должен осуществляться внутренний контроль. Он позволяет отслеживать складывающуюся ситуацию, корректировать принятия решения, оптимизировать управленческую деятельность.
Необходимо также установить и внешний контроль за деятельностью органов государственного аппарата со стороны институтов гражданского общества и граждан. Пока такой контроль является слабым, «узким» местом функционирования существующей в Украине политической системы. В связи с этим необходимо выработать эффективные механизмы такого контроля.
Воспитательная функция. Чрезвычайно ответственной функцией, которую выполняет государственная служба, воспитательная. Она закрепляет в сознании граждан Украины мир и согласие, добро и справедливость, уважение к демократических основ украинской государственности и гуманистических ценностей общества всеми доступными ей формами и методами.
Социальный характер функционирования государственной службы в значительной степени также определяется политическими, профессиональными и личными качествами государственных служащих.
К политическим качеств государственных служащих обычно относят патриотизм, готовность отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданства, т.е. принадлежность того государства, интересам которой и подчинена государственная служба.
К системе деловых качеств относятся такие, как интеллектуальность, компетентность, организаторские способности, умение эффективно и целенаправленно по-новому действовать.
К личным качествам относятся моральные, физические, коммуникабельны.
К моральным - такие характеристики личности, как честность, добросовестность, справедливость, порядочность и т.д..
Физические качества включают в себя состояние здоровья, работоспособность, пригодность к работе в особых условиях и другие.
Коммуникабельны качества - доброжелательность, общительность, умение прислушиваться к людям, налаживать деловые контакты, регулировать межличностные отношения, способность воспринимать чужое мнение, убеждать. Для руководителя важно также уметь привлекать к себе людей, объединять коллектив.
Указанные качества формируются социальным устройством общества, системой воспитания и образования, практикой функционирования государственной службы.
Социальный характер государственной службы определяется также демократическими процедурами ее функционирования, к которым следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных решений, наличие учета и контроля за ходом выполнения принятого решения; личное общение руководителей государственных органов с подчиненными.
Коллективный характер выработки и принятия наиболее важных решений. С этой целью в структуре государственных органов есть специальные подразделения в виде коллегий, экспертных групп, юридических служб. Систематически практикуются совещания служащих из разных профессиональных и служебных вопросов.
Наличие учета и контроля за ходом выполнения принятого решения с опорой на систему обратной связи. Это позволяет управленческим органам учитывать мнение подчиненных, контролировать и корректировать принятые решения.
Личное общение руководителей государственных органов с подчиненными, в том числе с руководителями профессиональных организаций, для согласования и координации деятельности подчиненных структур.
Кроме этого, могут использоваться и другие процедуры функционирования государственной службы.
Все это вместе раскрывает социальный характер государственной службы, придает ей специфических черт, присущих ей как целостном института гражданского общества.
1. институт государственной службы: понятие и содержание. | 3. законодательное регулирование государственной службы. |