Раздел 4. система профессионального обучения государственных служащих.
Введение административной реформы, формирования на современных принципах механизма государства и государственного аппарата, развитие государственной службы органически связаны с профессиональной подготовкой кадров.Развитие общенациональной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих осуществляется на конституционных принципах, концептуальных положениях административной реформы, на основе обновленного законодательства о государственной службе, образование и других законодательных и нормативных актов.
В разработке основ развития профессиональной подготовки государственных служащих невозможно ограничиться только решением текущих задач. Стратегия профессионального обучения кадров - стратегия будущего государства. Определение потребностей в кадрах (количественного и качественного - по специализациям и квалификациям) обусловлено прежде состоянием и прогнозом развития социально-экономических и политических процессов, уровнем развития производительных сил, задачами управления, теми приоритетами, на которые наделены общество.
Общегосударственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих имеет свою целевую направленность, содержание и характерные черты единой. Она выступает как единая система образовательной деятельности с едиными требованиями формирования содержания обучения, с сетью учебных заведений, определенных в установленном порядке, и со своей системой управления.
Становление идет одновременно в двух направлениях:
Первый. Становление общенациональной системы профессионального обучения государственных служащих идет путем внедрения системности в профессионально-образовательный процесс на базе реализации единой государственной кадровой политики в сфере государственной службы через определение структуры и содержания его профессиональной деятельности, профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, целей, приоритетов и принципов профессионального обучения, введение единых государственных стандартов профессиональной подготовки и критериев оценки их достижения с учетом разнообразия сроков, форм и методов обучения. Именно это предоставить системе профессионального обучения сутнистних определенность, целостность, обеспечит непрерывность и последовательность учебного процесса.
Второй. Становление общенациональной системы профессионального обучения государственных служащих идет также по линии укрепления управляемости деятельности системы, взаимосвязи и скоординированности действий всех учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность в сфере государственной службы.
Ст. 1 Закона Украины «О государственной службе» определяет государственную службу как «профессиональную деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате ..» Ст. 29 определено, что государственным служащим создаются условия (надо подчеркнуть, что именно только условия) для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования.
Обучение в современном понимании - это любое запланированное совершенствования поведения учащегося, на основе новых знаний, взглядов, ценностей, умений, навыков и т.д.. При этом образование можно рассматривать как организованную коммуникацию с целью обучения. Если исходить из этих положений, то система обучения государственных служащих решает следующие общие задачи, по осуществлению:
подготовки государственных служащих, как обучение с целью получения лицом определенного нового для нее образовательно-квалификационного уровня (специалист, магистр) по специальности, направленной на профессиональную деятельность в органах государственной власти или местного самоуправления. При этом под подготовкой государственного служащего необходимо понимать и обучение лица, которая уже находится на государственной службе, и лица, целенаправленно готовится к государственной службе.
переподготовки государственных служащих, как обучение с целью получения определенного образовательно-квалификационного уровня по другой специальности (специализации), направленной на профессиональную деятельность в органах государственной власти или местного самоуправления.
повышения квалификации государственных служащих, как обучение, направленное на повышение, т.е. достижение определенного определенного уровня общей управленческой культуры и специализирующаяся в пределах определенной категории должностей и специализации на отдельных функциях, задачах, полномочиях, которые определяются актуальными потребностями сегодняшнего (для конкретного лица, конкретного органа государственной власти или местного самоуправления, для конкретной изменения государственно-служебных отношений).
Система обучения государственных служащих может успешно развиваться только при постоянно и качественно растущей потребности в последствиях их деятельности. Необходимо создание нового мотивационного механизма, не просто обязывающего, а стимулирующего государственного служащего постоянно обновлять свои профессиональные умения и знания. Наиболее универсальный способ достижения этого - связать служебное продвижение, аттестацию с профессиональными достижениями государственного служащего, результатами его обучения.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1997 года № 167 «Об утверждении Положения о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и Положения о едином порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций» впервые сделана попытка органично «встроить »профессиональное обучение, повышение квалификации государственного служащего в его профессиональную деятельность, служебную карьеру. Признано необходимым прохождении повышения квалификации государственным служащим по профессиональным программам в следующих случаях: при зачислении в кадровый резерв, занятии должностей высшей категории, перед очередной аттестацией государственного служащего, а также для специалистов, впервые принятых на государственную службу, - в течение первого года их работы.
В течение пятилетнего цикла между аттестациями согласно указанного постановления Кабинета Министров Украины должны внедряться и другие формы повышения квалификации, а именно: тематическое обучение в краткосрочных и долгосрочных семинарах, самообразование, стажировки (в том числе за рубежом), обучение по личным годовыми планами резерва т.д. . Но разные формы обучения будут эффективными лишь при условии обязательности его прохождения, независимого и беспристрастного оценивания последствий обучения.
Следовательно, анализ и независимое и беспристрастное оценки последствий обучения должно стать для кадровых служб органов государственной власти или местного самоуправления одной из основ функционирования государственно-служебных отношений.
Ст.29 Закона Украины «О государственной службе» определено, что «результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе». На ее выполнение в каждом органе государственной власти или местного самоуправления разрабатываются годовые и перспективные планы работы с кадрами, в которых определяются меры частности относительно подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т.д..
Опыт развитых демократических правовых государств с постоянной, со своими национальными традициями и опытом государственной (публичной, гражданской) службой свидетельствует, что результаты обучения государственных служащих является условием как для продвижения по службе, так и присвоения очередного ранга, чина, звания и т.п., повышение заработной платы и тому подобное. Прием на государственную службу и продвижение по ней должны быть также органически связаны с непрерывным обучением государственных служащих.
Во становлении системы обучения государственных служащих, особенно в обеспечении его непрерывности, обязательности, зависит от изменения отношения к нему как со стороны руководителей, так и со стороны работников органов государственной власти и местного самоуправления. Важно в общегосударственном масштабе добиться того, чтобы систематическое профессиональное обучение служащих стало составляющей их профессиональной деятельности, не личной инициативой, а обязательным требованием, частью государственно-управленческой деятельности и осуществлялось за счет государственного бюджета.
В то же время необходимо создание нового мотивационного механизма, не только стимулирующего, а такого, что ставит служащего перед необходимостью постоянного обновления своих профессиональных знаний, умений и навыков. Опыт цивилизованных стран показывает, что необходимо связать служебное продвижение, размер заработной платы с уровнем квалификации, компетенции, деловыми качествами, чтобы профессиональная подготовка, повышение квалификации служащего были органично встроенные в его профессиональной деятельности, служебной карьеры, оплаты труда. В таких условиях, а также с совершенствованием порядка проведения аттестации, присвоения очередного ранга повысится мотивация к труду и ответственность служащего за свое профессиональное развитие.
Сейчас реально существуют и функционируют шесть подсистем профессионального обучения государственных служащих с учетом ведомственной специфики их деятельности: • работающая под руководством Главного управления государственной службы Украины система обучения государственных служащих органов государственной власти и местного самоуправления;
• система обучения кадров силовых структур - по ведомственной подчиненности;
• система обучения служащих юридических учреждений и судебных органов;
• система обучения служащих сферы сельского хозяйства;
• система обучения служащих сферы здравоохранения;
• система обучения служащих сферы занятости населения.
В перечисленных системах осуществляется переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. Вместе с тем координация их деятельности должна быть сосредоточена в полномочиях центрального органа исполнительной власти, ответственного за проведение государственной кадровой политики в сфере государственной службы.
Центральное место и ведущая роль в структуре учебных заведений обучения государственных служащих принадлежит Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, которая осуществляет подготовку и повышение квалификации государственных служащих, занимающих должности I - IV категорий.
Сеть учебных заведений повышения квалификации за последний период расширилась в результате создания областными государственными администрациями региональных центров повышения квалификации государственных служащих. Главное направление их деятельности - повышение квалификации государственных служащих местных органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, лиц, включенных в кадровый резерв на занятие этих должностей.
Профессиональное обучение государственных служащих целесообразно вести преимущественно в государственных учебных заведениях, способных обеспечить подготовку специалистов соответствующего профиля.
В будущем же к обучению государственных служащих широко должна быть привлечена на конкурсной основе и сеть негосударственных учебных заведений, в условиях рыночных отношений предлагать разнообразные образовательные услуги.
3. законодательное регулирование государственной службы. | Глава VIII. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ |