1. организационно-правовые условия внедрения научно -технических достижений в информационном обеспечении управленческой деятельности.
Государственная управленческая деятельность на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения как по своему содержанию, так и по технологии. Эти изменения связаны не только с коренной перестройкой форм и методов государственного управления, но и с повышением уровня современной компьютерной техники и технологии сбора и обработки управленческой информации.Появление современной техники и технологии сбора и обработки управленческой информации вызвало необходимость изучения и осмысления их сути, места и роли в управленческом процессе, способствует качественным изменениям механизма государственного управления. Анализ практики формирования и деятельности государственно-управленческих структур, основных направлений их развития, характера и форм правового воздействия на государственно-управленческую сферу свидетельствует о важности нахождения своего достойного места в этом процессе современных научно обоснованных методов и технических средств сбора и обработки информации, а также решения проблем, связанных с ускорением процесса повышения качества и эффективности законодательства в этой сфере.
Вопросы дальнейшего целенаправленного внедрения научно-технических достижений как в управленческой, так и в других важных видах деятельности государства следует рассматривать под углом зрения постоянного усовершенствования государственного механизма и его правового регулирования.
В частности, важными направлениями работы, во-первых, является подготовка действующих правовых актов и норм к применению их в условиях информатизации общества. Право как общий регулятор общественных отношений составляет один из основных массивов информации, которая должна быть приспособлена к новым условиям. Мероприятия по вопросам подготовки и использования нормативного правового материала в условиях информатизации нуждаются не только централизации, но и соблюдение единой методологической основы. На общегосударственном уровне следует предусмотреть и сформировать государственную функциональную информационно-поисковую систему правовых актов, которая будет обслуживать все звенья государственного механизма.
Подготовка правовых норм к использованию их в условиях информатизации имеет еще один аспект, который заключается в определении степени формализации правовых норм и актов. Не все нормы требуют перевода их содержания на машинный язык и подвергаются такому перевода.
Во-вторых, подготовка аппарата управления к работе в условиях информатизации. Важным условием организации работы аппарата управления служит для определения правового статуса каждого органа, его подразделений, служащих. Сейчас, когда изменения коснулись всех уровней управления, положения об отделах и управлениях, должностные инструкции необходимо существенно обновлять. В основу разработки положений о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть положены единые методики и классификаторы функций.
В-третьих, успешное решение вопросов, непосредственно связанных с созданием информационных систем предусматривает налаживание сложной сети организационных и управленческих отношений, возникающих при планировании, координации и контроле разработки проектов информационных систем органов управления различных степеней.
Назрела необходимость в обеспечении функциональной определенности информационных систем, их совместимости между собой и с деятельностью государственного аппарата управления. Каждый вид информационной системы должна соответствовать максимально точному кругу функций аппарата управления
Важное значение имеет правовое регулирование отношений по поводу регистрации информации. Речь идет о регистрации первичной или исходной информации, лежащей в основе всех последующих преобразований информации. Главный узел социально-правовых проблем вяжется вокруг качества этой информации, ее достоверности, полноты, однозначности, своевременности и вокруг дальнейшего использования. Это не только проблема юридической силы машинного документа, проблема полноты, достоверности, определенности, срочности информации, но и проблема права на получение информации, проблема очередности, исключительности и приоритета использования ее.
Выход информации за пределы отдельного ведомства, превращение ее в межведомственный общегосударственный массив с принципами коллективного использования первую очередь ставит вопрос о правовом режиме информации. Нужен соответствующий общий правовой акт, который бы устанавливал правила хранения, переработки и использования информации.
Сегодня неоспоримым является факт расширения и углубления интеграционных социально-экономических связей между государствами, развития между ними совместной хозяйственной деятельности. Все это неотложное требует поиска новых организационно-правовых форм информационно-правового сотрудничества, разработки структурно-функциональной модели государственной системы информатизации Украины.
В последнее время Украина постепенно осуществляет переход к информатизации общества, которое характеризуется возрастанием роли информации в социальных процессах, скорости ее обработки, в проникновении электронно-вычислительной техники и основанных на ней современных информационных технологий во все сферы общественной жизни. Это подтверждается принятием ряда нормативных актов высших органов государственной власти и управления, регулирующие информационные отношения в Украине. К их числу относятся законы Украины «Об информации», «О защите информации в автоматизированных системах» и др..
Экономика и социальное положение в Украине в современных условиях претерпевает существенных изменений. В этих условиях от органов исполнительной власти нужна точная реакция на такие изменения, чтобы обеспечить достижение целей, стоящих перед страной. В связи с этим управленческий аппарат в своей повседневной деятельности должен обязательно учитывать потребности создания информационной системы управления (ИС). Этим термином обозначается такой комплекс процедур и методов, который направлен на обеспечение руководства системы управления информацией, необходимой для принятия различных решений.
Следует выделить следующие подходы при формировании ИС.
1. Ориентация на реализацию информационных потоков.
Методологической основой подхода, ориентированного на информационные потоки, является традиционная теория управления, в рамках которой система государственного управления рассматривается как стабильная система управления с четко выраженными функциями отдельных органов управления. Повышение эффективности работы такой организации связано с совершенствованием внутренних взаимосвязей между органами государственного управления или с интенсификацией выполнения отдельных управленческих операций
Задача разработчиков ИС, ориентированных на рационализацию информационных потоков, сводится к выявлению наиболее трудоемких участков с точки зрения сбора и обработки данных и к рационализации и автоматизации информационных процессов на этих участках.
Такой принцип называется «управление с помощью систем» и включает в себя использование формализованных методов и электронно-вычислительной техники в управлении.
Принцип «управление с помощью систем» требует от государства строгой регламентации всех управленческих операций. Это касается часто повторяющихся операций и решений. Процедура управления в рамках этой концепции рассматривается как основное звено управления, как элементарный цепочку всех керивничих действий, в котором соединяются методы и средства управления.
Поскольку большинство процедур в управлении имеют сложный организационный характер, то в «управлении с помощью систем» доминирующее место занимает необходимость поиска путей интеграции усилий различных органов государственного управления, их подразделений и исполнителей. В таком случае возникают проблемы координации действий различных государственных органов через специализированные комитеты, сложности коммуникаций между ними.
2. Ориентация на анализ распределения решений и процессов их принятия, на построение сетевых моделей.
Суть его заключается в анализе системы принятия решений, чтобы помочь государственному органу яснее понять его потребности или предоставить рекомендации для улучшения порядка и способов принятия решений. Этот подход базируется на анализе процессов принятия решений и на построении сетевых моделей, узловыми центрами которых являются «центры принятия решений», то есть отдельные руководители или государственные органы, ответственные за принятие окончательного решения по тому или иному вопросу. При этом информационные потоки рассматриваются лишь как параметры системы, изменение которых позволяет повысить эффективность управления. Каждое решение в таких сетях оценивается с точки зрения его вклада в процесс достижения общих целей, стоящих перед системой управления.
Такой подход к построению ИС требует привлечения к процессу создания ИС кроме специалистов по информационной техники еще и исследователей операций, а также системных аналитиков и широкий круг государственных служащих-управленцев.
3. Ориентация на разделение интегрированной ИС на ряд небольших подсистем, каждая из которых ориентирована на принятие одного или группы управленческих решений.
Этот подход называется системно-информационным. За ним управленческая система представляет собой совокупность людей, объединенных в процессе своей творческой деятельности определенными общими целями. Изучаются прежде не информационные потоки, а совокупность результатов действий людей, создающих систему государственного управления, сопоставляют результаты с отдельными решениями и только от них переходят к потокам данных, обеспечивающих принятие решений. На этом этапе определяются потребности в информационном обеспечении принятия решений и выявляются источники данных. В результате наиболее рационально связываются источника данных с центрами принятия решений
Назрела необходимость создать Государственную автоматизированную систему исполнительной власти Украины. Прототипом ее может стать опыт и результаты по созданию бывшей Республиканской автоматизированной системы Украины (РАС), отраслевых автоматизированных систем (ГАС) и автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). Время требует детальной проработки механизм подготовки, переподготовки и расстановки кадров служб информационного обеспечения системы исполнительной власти, механизм обеспечения информационной системы современными технологиями сбора и обработки информации, материально-техническими средствами, механизм осуществления профилактики и ремонта средств вычислительной техники, поддержки информационной системы в рабочем состоянии. Кроме того, необходимо разработать эффективный механизм защиты информации в системе исполнительной власти от несанкционированного к ней доступа.
Глава IX. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В информационном обеспечении управленческой деятельности | 2. информационное обеспечение государственного управления (на примере органов внутренних дел). |