1.1.2. Государственная политика занятости как составляющая социально-экономической политики

Только труд как сознательная, целенаправленная и организованная деятельность является основой и источником существования человека и общества. Она также представляет форму самовыражения и самоутверждения личности и гражданина. Работа осуществляется только через занятость как отдельной личности, так и определенной части населения страны каким-то делом. Формы, виды, объемы и результаты занятости трудоактивного части населения зависят от того, какую и как государство проводит политику занятости своего населення.
Вообще социальная и экономическая политика государства - это определенная система мероприятий целенаправленной деятельности субъектов данной политики на конкретном этапе развития государства, которые разрабатываются и осуществляются на основе определенных принципов. Поскольку занятость населения принадлежит к основным макроэкономическим показателям и занятость человека есть, с одной стороны, источником воспроизводства населения и рабочей силы, а с другой - возможностью самовыражения личности, то занятость становится главной составляющей экономической и социальной или социально-экономической политики держави.
Занятость раскрывает главное направление социального развития отдельного человека и всего общества через удовлетворение их потребностей как в сфере труда, так и в связи с трудом. Каждому этапу развития общества соответствует определенная концепция занятости, поскольку она освещает процессы функционирования суспильства.
Цель государственной политики занятости заключается в том, чтобы путем правовых, экономических и административно организационных методов государственного регулирования создать условия для максимально возможной занятости населения, повышение производительности труда за счет чего обеспечить устойчивый экономический рост, повышение благосостояния и стабильности в обществе, а также необходимая защита безработных и членов их семей. Указанная цель - достижение максимально возможной занятости - имеет отношение к переходной экономики, в которой сейчас находится Украина. То есть существовать эта цель пока, пока в Украине не состоятся полномасштабные системные преобразования и не установятся стали цивилизованные рыночные отношения. После этого возникнет необходимость в достижении полной продуктивной зайнятости.
Согласно этому задачей государственной политики занятости является: обеспечение надежного функционирования всех институтов, которые определяются как субъекты данной политики, осуществление научно обоснованного прогнозирования процессов, происходящих на рынке труда. На этой основе следует разрабатывать и реализовывать необходимые меры, предотвращая распространение безработицы. Одним из существенных задач является разработка и внедрение мероприятий по вхождению Украины как достойного партнера в мировой рынок труда. Необходимо также обеспечить полное соответствие национального законодательства о труде и занятости международным нормам. Цель государственной политики занятости потребует осуществления мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы. Это, в свою очередь, нуждается в улучшении трудовой активности рабочей силы и ее трудовой мобильности как профессионального, так и территориальной.
Не последнюю роль в выполнении задач государственной политики занятости играть мониторинг и контроль внедрения разработанных мероприятий и результатов их воплощения с целью своевременной корректировки.
Государственная политика занятости должна базироваться на определенных принципах, внедрение которых является обязательным для всех институтов государства. Основные принципы государственной политики занятости содержит статья 3 Закона Украины «О занятости населения». Они заключаются в следующем:
обеспечении равных условий всем гражданам независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии в реализации права на свободный выбор деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;
содействии обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, созданию новых рабочих мест и условий развития предпринимательства;
координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;
сотрудничестве профессиональных союзов, ассоциации (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации мероприятий по обеспечению занятости населения;
международном сотрудничестве в решении проблем занятости населения, включая труд граждан Украины за рубежом и иностранных граждан в Украини.
Перечисленные принципы государственной политики занятости в Украине отвечают как Конституции Украины, так и международным нормам, установленным Международной организацией труда (МОТ). Государственное регулирование занятости является элементом взаимоотношений государственных органов власти с носителями и выразителями социально-трудовых интересов, а следовательно, действенной мерой практического решения многих социально-экономических проблем, в том числе и не только тех, которые касаются рынка труда, занятости и безработицы, так как эти взаимоотношения отражают почти все направления жизнедеятельности общества и лишний раз подчеркивают комплексность проблемы занятости и ее регулирования. Еще разработчик теории государственного регулирования Дж. Кейнс считал, что колебания совокупных расходов воздействуют на производство и занятость, ведь уровень производства, занятости, доходов и цен формируется на основании повышения спроса, инвестиций, роста экспорта и государственных расходов [2, с. 7]. Все эти факторы подвергаются влиянию государства.
1.1.1. Сущность , цели, задачи и предмет дисциплины. субъекты государственного регулирования занятости 1.1.3. Занятость населения - сущность и функции