1.1.3. Занятость населения - сущность и функции

Казалось бы, занятости населения - понятие простое. Работает человек - она занята, и это хорошо. Не работает человек - она является безработной, и это плохо. Но такой бытовой подход вовсе не характеризует занятость как социально-экономическую категорию том, что это понятие, как уже отмечалось, комплексное. В широком смысле современное понятие занятости является определенной совокупностью социально-трудовых отношений между людьми по поводу:
во-первых, обеспечение населения рабочими местами;
во-вторых, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов (рабочей силы) для участия в общественно-полезном труде;
в-третьих, обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы.
Как видим, такое определение охватывает большой комплекс проблем, за которыми стоят структурная, инвестиционная, ценовая, денежно-кредитная, кадровая, образовательная, миграционная, демографическая, социальная политика государства. Эта совокупность социально-трудовых отношений находит свое проявление в определенных экономических категориях, таких, например, как индивидуальная или коллективная трудовая деятельность, процесс самого труда, производительность труда, его условия, нормирования, мобильность и профессиональная подготовка кадров, доходы и заработная плата и т.п.. Отсюда следует важный вывод: сведение проблемы занятости населения лишь к отсутствию безработных - это неоправданное, ошибочное и вредное с точки зрения государственной политики занятости предположения. Именно такой подход в дальнейшем порождает недооценку активных мероприятий на рынке труда, негативные последствия развития нерегламентированной и нелегальной занятости, другие проблемы и, наконец, то безработицы, в том числе и скрытое, к отсутствию которого были возведены проблемы зайнятости.
К сожалению, подобное отношение к занятости иногда существует не только на бытовом уровне, что приносит вред делу. Но это - издержки переходного периода. За время социализма Украина имела полную занятость (при низкой производительности труда), и это повлияло на психологию некоторых работников, признаки которой и проявляются в упрощенном восприятии понятие занятости. Только современный подход к занятости в государственной политике, и что особенно важно, на региональном и местном уровне, даст правильное направление решения всех сложных вопросов занятости населения и определит ее ведущее место как на макро-, так и в микроекономици.
Занятость является социально-экономическим явлением, а потому она имеет экономическую и социальную сутнисть.
Сущность занятости заключается в деятельности людей по созданию валового внутреннего продукта (национального дохода). Таким образом, чем больше людей занято при каких - либо других условиях, тем более в обществе производится материальных и духовных ценностей, тем выше будет уровень жизни населения. Это - первый главный вывод, на котором базируется социально-экономическая политика и государственное управление занятостью населення.
Социальная сущность занятости отражает необходимость лица в самовыражении и самоутверждении через общественно-полезный труд, а также степень удовлетворения в доходах своих потребностей при определенном уровне социально-экономического развития общества. Отсюда второй основной практический вывод, на котором базируется социально-экономическая политика государства в области управления занятостью: если общество нацелено на социально-экономическое развитие, оно не может безразлично относиться к тем гражданам, которые желают работать, но по каким-то причинам не имеют работы. Ведь люди, которые не имеют работы, а желающих работать, маргинализируются и скатываются на обочину общества. Граждане, которые живут не на заработанные средства, а на помощь, не находят самовыражение в труде, могут прибегнуть к криминальным действиям и вообще теряют интерес к труду. Развития такого явления допускать нельзя. Это дорого стоить обществу.
Именно такая двуединая сущность занятости населения и позволяет четко определить, что занятость населения является важнейшим элементом социально-экономической политики государства. Отсюда вытекают и основные функции занятости населения:
обеспечения жизнедеятельности и развития общества, в том числе его нетрудоспособных членов;
обеспечения жизнедеятельности и развития личности;
качества рабочей сили.
Эти функции занятости, в свою очередь, в значительной мере обеспечивают зависимости от ее уровня и степени производительности суженное, простое или расширенное воспроизводство населения, а также экстенсивное или интенсивное воспроизводство рабочей сили.
Двуединая сущность занятости и ее функции нашли свое отражение в Законе Украины «О занятости населения» (ст. 1), а именно: «Занятость населения - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая , что, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме ».
Однако занятость имеет еще и демографический смысл. От демографического состояния общества в значительной мере зависит развитие его производительных сил, их воспроизводства, экономическая нагрузка на трудоспособное население трудоспособного возраста, производительность общественного труда, состояние использования трудового потенциала общества. Поэтому рассматривать занятость в практическом аспекте без учета удельного веса различных половозрастных групп населения нельзя. Учитывая социально-экономическую сущность, демографическую ситуацию в стране, Закон Украины «О занятости населения» относит к занятым следующие категории населения:
работающих по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине как за границей
граждан, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, членов кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;
избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;
граждан, проходящих службу в вооруженных силах Украины, службе безопасности, пограничных войсках, войсках внутренней и конвойной охраны, органах внутренних дел, в других воинских формированиях Украины, альтернативную (невоенную) службу;
лиц, проходящих профессиональную подготовку и повышение квалификации с отрывом от производства и учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;
работающих граждан других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением посольств и миссий.
К занятым также относятся граждане, которые заняты таким общественно полезным трудом как уход за детьми и больными и ведения домогосподарства.
Соответственно на основании этого Закона к незанятого населения в Украине относятся трудоспособные лица трудоспособного возраста, которые не имеют постоянной или временной работы, не ищут работу, не зарегистрированные в государственной службе занятости и имеют доход за пределами трудовой деятельности. Временно незанятое население - это трудоспособные лица трудоспособного возраста, которые не имеют подходящей работы, обратились в государственную службу занятости и зарегистрированы в ней как ищущие работу.
1.1.2. Государственная политика занятости как составляющая социально-экономической политики 1.1.4. Классификация форм и видов занятости