1.2.3. Двойственность рынка труда и ее влияние на занятость

Изучение сегментации рынка труда, то есть распределения работников и рабочих мест на стали и отдельные сектора, выявило теорию двойственности рынка труда. Она предполагает распределение его на два рынка: первичный и вторинний.
Первичный рынок труда - это рынок, на котором присутствуют так называемые «хорошие» работы. Их характеризуют пять признаков:
стабильная занятость;
высокий уровень заработной платы
наличие служебной карьеры;
использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников;
наличие сильных профспилок.
К этому рынку труда относятся специалисты и высококвалифицированные рабочие, занятые на высокотехнологичных и сложных процессах виробництва.
Вторичный рынок труда, в отличие от первичного, имеет обратные характеристики. На нем присутствуют «плохие» работы, и он имеет такие признаки:
большая текучесть кадров;
низкий уровень заработной платы
отсутствие продвижения по службе;
использования примитивной технологии;
отсутствие или слабость профспилкок.
К вторичному рынку труда относятся низкоквалифицированные рабочие несложных вспомогательных производств и вспомогательные рабочие основных виробництв.
Причины подобного разделения состоят в следующем. Во-первых, состояние технологии предприятия определяет структуру рабочих мест. Не для всех рабочих мест требуется высокая квалификация. На предприятиях, особенно крупных, рядом с работами, которые требуют высокой квалификации (например, на авиазаводе слесарь-сборник фюзеляжа), существуют вспомогательные, не требующие специальных знаний. На том же предприятии есть лифтеры, уборщицы, грузчики и другие, относящиеся к вторичному рынку праци.
Во-вторых, производство зависит от конъюнктурных подъемов и спадов. В таких условиях предприятия должны иметь возможность увеличивать или уменьшать количество труда. Поэтому их персонал делится на постоянных и временных работников, которые относятся к вторичному рынку труда. Уменьшения его численности осуществляется за счет останних.
Разделение рынка труда на первичный и вторичный имеет практическое значение не только для регулирования занятости на предприятиях, но и для местных органов государственной службы занятости (ГСЗ), которые непосредственно занимаются содействием в трудоустройстве безработных. А к безработным попадают в первую очередь те, кто работал на работах вторичного рынка труда - работники низкой квалификации. Отсюда органы ГСЗ и должны исходить, прогнозируя ситуацию и разрабатывая меры по государственному регулированию зайнятости.
Однако следует иметь в виду, что государственное регулирование занятости на внутрифирменном рынке труда имеет свои особенности. Эти особенности являются следствием деятельности предприятий, учреждений, организаций, фирм разных форм власности.
Государство является крупным собственником, нанимателем рабочей силы и имеет много своих предприятий. Первая особенность таких предприятий состоит в том, что далеко не для всех из них максимизация прибыли составляет их главную цель. Например, учреждения геологии, предприятия, производящие школьные принадлежности, научные учреждения, организации по экологическим проблемам и т.д. вряд ли можно сделать прибыльными без серьезного ущерба для общества. Но без них страна обойтись не может. Это подтверждает вывод Дж. Сакса о слабости рыночного механизма в том, что рыночные цены неточно отражают социальные затраты виробництва.
Вторая особенность государственных предприятий заключается в том, что именно на них сосредоточено подавляющее число членов профсоюзов, которые энергично отстаивают права своих членов на занятость. Поэтому скрытая безработица на государственных предприятиях имеет большие масштабы и одновременно заработная плата на них несколько уступает заработной плате работников акционированных и частных предприятий и установ.
Что касается частных фирм и предприятий, то, во-первых, согласно нормативной экономической теории их главной целью является максимизация прибыли, во-вторых, в Украине на частных предприятиях профсоюзы слишком слабы или вовсе отсутствуют. Том, сокращать численность работающих под разными предлогами, решает наниматель рабочей силы без оглядки на профсоюзы и в зависимости от состояния прибыльности фирмы. Регулировать занятость государства на частных и близких к ним по статусу предприятиях значительно труднее, и такое регулирование должно осуществляться преимущественно экономическими методами.
1.2.2. Занятость на внутренне фирменном рынке труда 1.2.4. Связь гибкости рынка труда с занятостью