2.2.4. Другие нормативные акты государственного регулирования занятости

Мы рассмотрели два закона Украины, которые непосредственно регулируют занятость и рынок труда, защищают безработных и членов семей, находящихся на их иждивении. Но их практическая реализация и относительно отдельных понятий и относительно применения отдельных статей этих законов невозможна без других законодательных и подзаконных актов. Вот простой пример по этому поводу.
Неоднократно в законах Украины употребляется понятие «трудоспособные граждане трудоспособного возраста». Критерии этих понятий определяются законодательно и представлены в ст. 188 Кодекса законов о труде Украины. Или другой пример: что считать предпринимательством? Ответ на это дает ст. 1 Закона Украины «О предпринимательстве», которая определяет предпринимательство как самостоятельную инициативу, деятельность на собственный риск по производству продукции, выполнению работ и занятию торговлей с целью получения прибыли. В этом Законе ст. 8 дает основания работникам центров занятости получать информацию о государственной регистрации субъектов предпринимательской дияльности.
Нередко в своей деятельности органы государственной службы занятости сталкиваются с необходимостью дать ответ на вопрос: как гарантируется защита от необоснованного отказа в приеме на работу (дискриминация) и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы? Эта гарантия подтверждается рядом законодательных актов: Конституцией Украины, (ст. 24), КЗоТ Украины (ст. 22, 184, 196), Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (ст. 8), Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность осуществляется согласно ст. 120 КЗоТ Украины и постановления Кабинета Министров Украины от 8 марта 1998 г. № 255. Государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте включение периода переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах в общий трудовой стаж согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной приказами Минтруда и Минсоцзащиты 29 июля 1993 № 58. Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений установлено Указом Президента Украины от 23 января 1996 г. № 77/96 в редакции Указа от 16 мая 1996 г. № 342/96 «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений». Module . Приведенные разноплановые примеры, которых в практической деятельности органов государственной службы занятости по выполнению Законов Украины «О занятости населения» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» возникает множество, свидетельствует о наличии системы правового обеспечения государственного регулирования занятости населения состоит из многих дополняющих, объясняющих определений и нормативных актов, которые корреспондируются между собой. Комплексное применение этих актов обеспечивает безошибочность решения подавляющего большинства питань.
Кроме перечисленных, к другим нормативных документов, которые в разной мере имеют отношение к государственному регулированию занятости населения, следует также отнести Законы Украины «Об оплате труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «О предприятии в Украине», «Об охране труда »,« О профессиональных союзах »,« О коллективных трудовых спорах »и др.. Однако, даже этот перечень законодательных актов убеждает в безусловной необходимости и сложности достичь полной согласованности между ними и Законами Украины «О занятости населения» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы».
Как видим, отношения занятости в Украине регулируются многими законодательными актами, в основном соответствуют международным нормам. Однако, если международным договором или соглашением, заключенным Украиной, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о занятости в Украине, то применяются правила международных договоров и соглашений. Это предусмотрено ст. 6 Закона Украины «О занятости населения».
Помимо законодательных актов, регулирующих занятость населения, есть ряд нормативных актов указанного направления низшего уровня (кроме уже приведенных), которые конкретизируют, регламентируют и определяют механизм деятельности государственных органов по отдельным вопросам. К ним относятся постановления Кабинета министров Украины об утверждении положений:
«О государственной службе занятости»;
«Об организации оплачиваемых общественных работ»;
«О Фонде общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы»;
«О государственной инспекции труда Министерства труда Украины»;
«Об инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения».
Отдельные вопросы государственного регулирования занятости населения регулируются приказами Министерства труда и социальной политики. Это - «Порядок предоставления помощи по безработице, в том числе одноразовой ее выплаты для организации безработными предпринимательской деятельности», «Порядок предоставления материальной помощи безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении», «Пособия на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении »тощо.
Контроль за выполнением многочисленных нормативных актов о занятости населения осуществляет Инспекция по контролю за соблюдением законодательства о занятости, образованная в системе ГСЗ. Согласно п. 4 ст. 18 Закона Украины «О занятости населения» состоит из инспекции Государственного центра занятости и областных, Киевской и Севастопольской городских инспекций.
Основными задачами Инспекции являются:
осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, фермерами и другими работодателями законодательства о занятости населения;
обеспечение гражданам прав и гарантий в области занятости путем осуществления мероприятий по предупреждению и устранению выявленных нарушений законодательства о занятости населення.
Инспекция имеет следующие основные функции:
проведения проверок соблюдения законодательства о занятости населения всеми субъектами хозяйственной и коммерческой деятельности независимо от форм собственности;
обеспечения особых гарантий работникам, высвобождаемым в связи с изменениями в организации производства или ликвидацией предприятий или сокращением численности;
контроль организации оплачиваемых общественных работ;
контроль за трудоустройством граждан, нуждающихся в социальной защите;
контроль достоверности и своевременности представления государственной службе занятости информации о наличии свободных рабочих мест и о предстоящем высвобождении работников;
обеспечения правильности применения экономических санкций за нарушение законодательства о занятости;
осуществление контроля за соблюдением гражданами законодательства о занятости населения, рекомендации службы занятости в период решения вопроса о трудоустройстве и выплате пособия по безработице и других видов помощи;
проверка соответствия деятельности субъектов предпринимательства, которые предоставляют платные услуги, связанные с профориентацией населения, посредничеством в трудоустройстве граждан в Украине и за рубежом на основании разрешения (лицензии), условиям и правилам осуществления такой деятельности;
содействие организации правового обучения работников предприятий;
рассмотрение жалоб граждан и предприятий относительно нарушения законодательства о занятости населения;
анализ соблюдения законодательства о занятости предприятиями, которые действуют на территории Украини.
Инспекции предоставляется право применять экономические санкции к субъектам хозяйствования независимо от форм собственности и хозяйствования за нарушение законодательства о занятости населения; прекращать деятельность субъектов предпринимательства, которые предоставляют платные услуги, связанные с посредничеством в трудоустройстве или в профориентации без разрешения центра занятости; отменять незаконные решения нижестоящих инспекций; приостанавливать действия приказов, инструкций и других решений предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые противоречат законодательству о занятости населения.
Действия работников Инспекции могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суду.
Однако практическая деятельность Инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости, а также всех звеньев государственной службы занятости показывает, что правовые методы регулирования занятости, имея по своей природе пассивный характер, действуют эффективно, только будучи подкрепленными организационно, о чем говорится далее.
2.2.3. По закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» 2.3. Организация государственного регулирования занятости