2.2.3. По закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»
Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» вступил в силу с 1 января 2001 г. Его главной целью является усиление социальной защиты граждан, оставшихся без работы, и предоставление гарантированных социальных послуг.Закон определяет правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы как системы прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает обеспечение материальных выплат застрахованным лицам в случае безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также финансирование социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. В Законе определен круг лиц, подлежащих страхованию, права, обязанности и ответственность субъектов страхування.
Субъектами страхования являются застрахованные лица, а в случаях, предусмотренных данным законом, - также члены их семей и другие лица, страхователи и страховщики. Застрахованные лица - это наемные работники. Ими могут быть и другие лица: как граждане Украины, так и иностранцы или лица без гражданства. Страхователями выступают работодатели и застрахованные лица, уплачивающие страховые внески.
Страховщиком является Фонд. Объект страхования на случай безработицы составляет страховой случай, с наступлением которого у застрахованного лица возникает право на получение материального обеспечения. Страховой случай - это событие, по которой лицо утратило заработную плату или оказалась в состоянии частичного безробиття.
Закон предусматривает принципы страхования лиц, работающих по найму и предоставляет право на материальное обеспечение лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, если они уплачивают страховые взносы, а также социальная защита лиц, застрахованных, но имеют статус безработных. К ним относятся военнослужащие, уволенные с военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, и лица, ищущие работу впервые. Принципы страхования таковы:
предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;
обязательное страхование на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и других основаниях, а также добровольное страхование лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно (творческие работники, члены творческих союзов), а также гражданами - субъектами предпринимательской деятельности;
целевое использование средств страхования;
солидарность и субсидирование;
обязательное финансирование Фондом расходов, связанных с материальным обеспечением, и социальных услуг;
паритетность в управлении страхованием;
дифференциация размеров пособий в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;
предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума пособия по безработице в период профессиональной подготовки и переподготовки или повышения квалификации;
законодательное определение условий и порядка страхування.
Страхованию на случай безработицы не подлежат работающие пенсионеры и те, кто имеет право на пенсию, иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают в Украини.
Для управления и руководства страхованию на случай безработицы, осуществления сбора и аккумуляции страховых взносов, контроля за выполнением средств, обеспечения финансирования выплат и осуществления материального обеспечения образуется страховой фонд, который является целевым централизованным фондом, т.е. некоммерческой самоуправляемой организацией. Все застрахованные лица являются его членами. Управление Фондом осуществляется Правлением Фонда, сформированным на паритетной основе из представителей государства, работодателей и застрахованных лиц, а также исполнительной дирекции.
Функции исполнительных органов Фонда возложены на государственную службу занятости. Это дает возможность максимально использовать существующие структуры ее материальной базы и кадрового потенциала. Финансовое содержание государственной службы занятости осуществляется теперь из двух источников: за счет Государственного бюджета и за счет страховых взносов в части функций, возложенных на исполнительные органы Фонду.
Средства Фонда формируются благодаря взносам работодателей, застрахованных лиц, ассигнования государственного бюджета, других поступлений. Страховым взносам по безработице обеспечиваются выплаты пособия по безработице, выплаты по окончании выплаты пособия по безработице, а также финансируются мероприятия по трудоустройству безработных, организации общественных работ и т.п.. Размер страховых взносов для работодателей и застрахованных лиц устанавливается Верховной Радой Украины ежегодно одновременно с утверждением Государственного бюджету.
В случае возникновения страхового случая право на пособие по безработице в застрахованных лиц осуществляется в зависимости от продолжительности работы перед наступлением безработицы и уплаты страховых взносов, а ее размер устанавливается в процентном отношении к предыдущей заработной платы застрахованного лица с учетом страхового стажа. При этом предусмотрено снижение установленного размера пособия по безработице в связи с длительностью нахождения в состоянии безработицы усиливает действенность мотивов к ускорению поиска работы. Лицам предпенсионного возраста срок выплаты пособия по безработице увеличен, учитывая трудности в поиске работы или переквалификации.
Для контроля за деятельностью Фонда на трехсторонней основе создается Наблюдательный рада.
Государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере страхования на случай безработицы возложена на Министерство труда и социальной политики Украины. Схема законодательных основ создания Фонда и структура его подчинение показаны на рис. 2.2.1.
Украины на случай безработицы и структура его пидпорядкування
Деятельность Фонда регулируется Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, Законом Украины «О занятости населения», Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и уставом Фонда, который утверждает правление Фонду.
Рассматриваемый Закон определяет такие направления расходования средств Фонду.
Обеспечение:
пособие по безработице в том числе ее одноразовая выплата для организации безработным предпринимательской деятельности;
помощь по частичной безработице;
материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;
материальная помощь по безработице, одноразовая материальная помощь безработному и лицам, находящимся на его иждивении;
пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находящегося на его утриманни.
Социальные услуги:
профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и профориентация;
поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных и финансирования организации оплачиваемых общественных работ для безработных;
информационные и консультативные услуги, связанные с працевлаштуванням.
В период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов ГСЗ выплачивается материальная помощь в соответствии с условиями предоставления помощи по безработице и в размерах, о которых говорилось выше. Она выплачивается с первого дня обучения. Ее продолжительность засчитывается в общую продолжительность выплаты пособия по безработице, а порядок выплаты устанавливается Минтруда Украини.
Закон предусматривает возможность осуществления экономических методов регулирования занятости. Так, работодателям, которые создают рабочие места для безработных, предоставляется дотация из Фонда в размере расходов на заработную плату, принятых по направлению ГСЗ (но не выше среднего уровня в отраслях экономики соответствующей области) в расчете на рик.
Фонд имеет право:
применять финансовые санкции в случае нарушения порядка уплаты страхователями страховых взносов;
взимать с должностных лиц и страхователей предусмотренные законом штрафы за несоблюдение Закону.
Фонд обязан:
обеспечивать сбор страховых взносов;
выплачивать обеспечения и предоставлять социальные услуги;
рационально использовать средства и контролировать правильность начисления и своевременность уплаты взносов, а также расходов;
информировать застрахованных лиц о результатах своей работы через средства массовой информации.
Государственный фонд содействия занятости населения, который действовал до 1 января 2001 г., было подчинено Государственному центру занятости. Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы является независимой самостоятельной структурой. Такая разница имеет свои положительные и отрицательные аспекты. К положительным аспектам относятся:
невозможность использования средств Фонда любым органом не по целевому назначению;
более действенный механизм сбора страховых взносов в Фонд;
высокая ограниченность возможных злоупотреблений в корыстных целях средствами Фонду.
Негатив составляет значительная ограниченность оперативной корректировки перераспределения средств между статьями в случае производственной необходимости в цьому.
Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» предусматривает также обеспечение незастрахованных лиц. К таким лицам относятся военнослужащие, уволенные с военной службы в связи с сокращением без права на пенсию. Им выплачивается пособие по безработице и выплаты для организации безработными предпринимательской деятельности. В таких лиц относятся те, кто ищет работу впервые, и другие граждане, которые признаны безработными. Пособие по безработице им устанавливается в размере прожиточного минимума, который установлен законом, и уплачивается с восьмого дня после регистрации в ГСЗ.
2.2.2. Относительно Закона Украины «О занятости населения» | 2.2.4. Другие нормативные акты государственного регулирования занятости |