2.3.4. Трудовая активность , трудовая мотивация , трудовая мобильность и трудовая миграция

Реализации организационных мероприятий по повышению уровня занятости населения и предотвращение безработицы значительно способствуют высокие активность и мобильность населения, трудовая мотивация и рациональная трудовая миграция. Перечисленные категории являются достаточно сложными и осуществляют непосредственное или опосередкваний влияние на занятость. Рассмотрим их.
Трудовая активность населения - это стремление трудоспособного лица применить на практике имеющиеся знания и опыт и получить за это вознаграждение. Лицо, проявляет такое желание, является носителем трудовой или экономической активности.
Трудовая активность может быть потенциальной, которая отвечает стремлениям человека работать за вознаграждение, и реализованной, когда лицо уже занята. Потенциальная трудовая активность составляет основу формирования рабочей силы, а реализована - ее занятости. Таким образом, соотношение между обоими видами трудовой активности достаточно объективно характеризует состояние рынка труда вообще и степень его гибкости частности. Е. М. Либанова дает такую схему процесса развития трудовой активности (рис. 2.3.2):
Основным измерением трудовой активности является ее уровень (t), который рассчитывается как отношение численности трудоактивного населения (LF) к его общей численности (S):
t = LF / S * 100% (2.3.1)
Обобщающим фактором трудовой активности выступают социально-экономические условия жизни, психологические установки и стимул трудовой деятельности. Уровень трудовой активности в Украине приближается к стандартам стран с развитой рыночной экономикой, хотя существуют определенные различия, обусловленные действующим законодательством (более ранний выход на пенсию) (табл. 2.3.2).
Главной отличительной особенностью трудовой активности населения Украины являются высокие трудовые ориентиры женщин. Этому способствует как высокий образовательный уровень женщин Украины (высшее и среднее специальное образование имеют 43,1% женщин), так и материальные нужды [7, с. 224, 235]. Основным фактором, который формирует трудовую активность населения, социально-экономическое положение его жизни, а также социально-демографическая структура.
Трудовая мотивация - одна из острых проблем реформирования всей экономики и формирования нового качественного состояния занятости. В общем понимании мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных действий [29, c. 5] а трудовая мотивация - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) через трудовую деятельность. В структуру мотива входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена, т.е. затраты материального и морального характера, связанные с реализацией трудового действия. Практические требования к работе обусловливают конкретную мотивацию человека. Особенно важным в данном случае является тот факт, что мотив труда формируется только тогда, когда трудовая деятельность является если не единственной, то основным условием получения блага [8, c. 322]. Именно это и определяет стремление человека к занятости и влияет не только на количественные характеристики занятости (на трудовую активность), но и на качественные, стимулируя повышение образования и профессионализма, что и дает лицу более благ.
Как отмечает Р. П. Колосова, практически все, что намечается перестроить в экономике, должно, как в фокусе, отразиться в трудовой мотивации. Например, приватизация и разгосударствление нужны не сами по себе, а как механизм, в корне меняющий отношение к труду, повышающий заинтересованность работников в результатах труда. Ожидалось, что приватизация и разгосударствление быстро приведут к новой мотивации. Однако в массовом сознании еще не преодолен неверие к новым формам собственности и хозяйствования. Нет еще восприятие главного принципа - «своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье». Это вполне можно отнести и к положению дел в данной области в Украини.
Немаловажен и тот факт, что рынок создает лишь предпосылки, но не саму гарантию нового отношения к труду. Трудовая мотивация зависит от совокупности условий труда и условий жизни человека. Поэтому, кроме реформирования форм собственности, оплаты труда, распределения, нужны немалые усилия для того, чтобы работник не только хотел бы хорошо зарабатывать, а через образование, профессионализм и состояние здоровья еще мог бы это осуществлять [5, c. 94].
Трудовая мобильность - принципиальная готовность лица к изменению должности, профессии, места работы, места жительства и образа жизни в целом. Высокая трудовая мобильность составляет основу обеспечения сбалансированности рынка труда и высокого уровня конкурентоспособности рабочей силы и каждого ее носителя. Для оценки уровня мобильности рабочей силы используется два принципиально разных подхода:
по фактическим данным статистической отчетности измеряется уровень реализованной мобильности с помощью анализа данных об интенсивности и объем миграционного движения и текучести кадров;
по результатам выборочных обследований домохозяйств, по которым выясняется уровень потенциальной мобильности. С точки зрения рынка труда, приоритетное значение принадлежит анализа и прогноза потенциальной мобильности.
Показатель интенсивности мобильности (m) рассчитывается по формуле:
m = Mi / Pi (2.3.2)
где Mi-численность мобильного контингента и-й группы населения (по возрасту, полу, профессиональной или образовательной подготовкой и т.п.);
Pи - численность населения i-й группы (по возрасту, полу, профессиональной или образовательной подготовкой и т.п.).
Коэффициент мобильности исчисляется по следующим формулам:
по принятию:
s = S / E (2.3.3)
где s - коэффициент мобильности по принятию;
S - общая численность принятых на предприятие в течение определенного периода;
Е - средняя численность работающих за период;
по освобождению:
f = F / E (2.3.4)
где f - коэффициент по увольнению;
F - общая численность уволенных с предприятия в течение определенного периода;
E - средняя численность работающих за период;
совокупный:
m = f S
Основными факторами, от которых зависит трудовая мобильность населения являются:
социально-демографические:
половозрастной состав;
семейный состав;
образовательный фактор;
профессиональный фактор;
социопсихологические:
установки по изменению места работы;
общественная оценка мобильности рабочей силы;
распространенность патернализма в обществе;
социально-экономические:
модель рынка труда;
соотношение спроса и предложения рабочей силы;
степень сегментации рынка труда;
коммуникативные и транспортные связи между отдельными территориальными секторами рынка труда;
политични.
К группе факторов, способствующих повышению уровня трудовой мобильности, относятся:
молодой этнос;
высокий образовательный и профессиональный уровень;
традиционные благоприятные установки на частую смену места работы;
отсутствие среди населения надежды на помощь государства в случае потери работы или других осложнений на рынке труда
наличие достаточного количества вакансий.
Ограничивают мобильность рабочей силы территориальные факторы, которые сокращают потенциальную готовность к миграционных перемещений, и социодемографический - семейное положение, возраст, маленькие дети, дети школьного возраста и т.д. [7, c. 237-239].
Вообще миграция населения представляет собой процесс территориального перемещения населения по причинам политического, экономического, социального, религиозного, личного характера. Ее количественным результатом является перераспределение населения между государствами или регионами одной страны в соответствии с сдвигов на рынке труда и в отраслевой структуре занятых [30, с. 41]. Трудовая миграция является частью общей миграции и одновременно составляющую трудовой мобильности. Она представляет собой перемещение через границу тех или иных территорий рабочей сили.
Зависимости от продолжительности различают необратимую (постоянную) и обратную миграцию. Примером необратимой миграции является переселение сельских жителей в города, а обратной - учеба, работа на другой территории по контракту тощо.
Миграция может быть организованной, которая осуществляется под руководством государственных или общественных органов; и неорганизованной, а также вынужденной (беженцы или переселенцы из-за аварии на Чернобыльской АЭС или из других принудительных причин) по направлениям (село - город, город - село, село - село , город - город); легальной и нелегальной - внутренней (внутри одной страны) и внешней (между странами) и др.. Структуру общих миграционных потоков, их удельный вес, с которой наглядно можно представить ее количественный и качественный характер (ориентировочно, так как эти пропорции изменяются, хотя и в относительно небольших размерах), разработан Т П. Петровой и дано на рис. 2.3.3.
Показатели миграции состоят из абсолютных (масштабы миграции) и относительных (уровни миграции).
Масштабы миграции определяются: числом выбывших, численности прибывших и их совокупности в течение определенного периода. Сальдо миграции - это разница между количеством прибывших и выбывших за одинаковый период.
Уровне миграции определяются: интенсивностью миграции по выбытию-соотношением численности выбывших до населения региона; интенсивностью по прибытию - отношением количества прибывших к населению региона; степени участия населения в миграции - соотношением числа мигрантов с численностью населения региона, коэффициентом результативности миграции - отношением разности прибывших и выбывших численности населения региона. Все результаты рассчитываются за определенный период в видсотках.
Миграция рабочей силы тесно связана с уровнем занятости и безработицы. Даже в условиях относительного равновесия на рынке труда всегда наблюдается определенное количество незанятых, которые перемещаются из одной местности в другую. Это наглядно можно видеть на рис. 2.3.3 (миграции в частных делах, без изменения постоянного места проживания, вынужденные мигранты от 70 до 95% лиц трудоспособного возраста).
Однако численность и состав мигрантов редко совпадает со свободными рабочими местами отвечая структуры. Необходимо определенное время на поиск работы, а это - фрикционная безработица. Миграция рабочей силы связана также со структурным безработицей через несовпадение качества рабочей силы, который потерял работу в одном регионе, с качеством рабочих мест в этом регионе, куда эта рабочая сила прибула.
В настоящее время разработан ряд теорий, объясняющих причинно-следственная связь миграции рабочей силы. С их помощью на макроуровне сочетаются масштабы, направления, интенсивность различных миграционных потоков между регионами с параметрами социально-экономического развития территорий (заработной платой, уровнем занятости, размерами капиталовложений, жилищными условиями, числом рабочих мест и др.).. На микроуровне изучается миграционная реакция отдельных индивидов, семей или домохозяйств на смену тем или иным показателям условий жизни, важным с точки зрения принятия решения на миграцию.
Первое теоретическое объяснение причин миграции связано с именем английского географа Равенстейна, который в конце XIX в. предложил теорию «законов миграции». Согласно этим законам мигранты, покидая регионы с ограниченными возможностями, перемещаются в регионы с большими возможностями. В выборе нового места большую роль играет удаленность. Равенстейн предположил, что городские жители меньше двигаются, чем сельские и миграция усиливается вследствие развития транспорта, коммуникаций, расширения торговли и роста промисловости.
С конца XIX в. эти законы неоднократно проверялись и корректировались. Особое внимание уделялось причинам миграции с точки зрения «притяжения» и «выталкивания». Концепция «притяжения-выталкивания» мигрантов совершила существенное влияние на исследования селекции миграции, т.е. особенностей состава мигрантив.
Среди концепций, объясняющих поведение мигрантов на микроуровне, место получила теория человеческого капитала, которая стала основой различных подходов в моделировании территориальной подвижности населения и рабочей сили.
Миграция рабочей силы как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами. Их можно укрупнить в следующие группы: природно-климатические, демографические, этнические, социальные и экономические. При всей важности перечисленных причин решающую роль играют социальные и экономические фактори.
Отсюда вытекают и основные функции миграции - социальная и экономическая. Всю многогранность социальной функции миграции можно определить как попытку благодаря изменениям местожительства полнее удовлетворять потребности в доходах, профессиональном росте, улучшении условий труда и жизни. Экономическая функция миграции связана с обеспечением определенного уровня мобильности рабочей силы, ее территориальным перераспределением и обеспечением количественной и качественной соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в различных районах [5, c. 108-113].
Положительным аспектом миграции рабочей силы является влияние притока (иммиграции) трудоспособного населения на обеспечение трудовыми ресурсами непрестижных отраслей экономики и непрестижных рабочих мест или вторичного рынка труда. Кроме того, прибывшие работники во многих случаях имеют опыт и навыки в работе, которые ранее не применялись местными работниками, но этот опыт способствует повышению производительности труда. Происходит своеобразный обмен досвидом.
Время эмиграция высококвалифицированной рабочей силы, особенно ученых, имеет негативные последствия. Именно это происходит в Украину из-за отсутствия работы, низкую заработную плату и низкий уровень жизни. В течение 1996-1999 гг из Украины выехали 700 докторов и кандидатов наук, четверть из которых - перспективные специалисты моложе 40 лет [32, с. 57]. Теряя человеческий капитал подобной высокого качества, государство несет огромные убытки, теряя перспективы быстрого развития. Вместо этого страна, к которой эмигрировали ученые, не тратясь на подготовку научных, которая стоит значительные деньги, получает их готовыми. Большой интеллектуальный потенциал Украины начинает работать на другие держави.
Именно для того, чтобы регулировать эти процессы, а не бросать их на произвол судьбы, страна отрабатывает свою миграционную политику. Миграционная политика - это система правовых, финансовых и административных мероприятий государства и негосударственных учреждений по регулированию миграционных процессов с позиций миграционных приоритетов, количественного состава миграционных потоков и их структури.
В основу концепции государственной миграционной политики положены следующие принципы. Внешняя миграционная политика должна способствовать безопасности страны, а также наращиванию ее экономического потенциала и росту благосостояния населения. Ее основным приоритетом в области труда является защита национального рынка труда, привлечение при необходимости в страну иностранных специалистов и рабочих определенного профессионально-квалифицийного направления; социально-правовой защите трудящихся-мигрантив.
Основные направления внутренней миграционной политики - это обеспечение свободы территориального перемещения населения, а в области труда - оптимизации межрегионального перераспределения граждан, исходя из политики, сложившейся в сфере занятости и состояния региональных рынков праци.
Направления граждан Украины на работу в другие страны проводится государственной службой занятости в соответствии с Соглашениями о взаимном трудоустройстве граждан. Правительством Украины заключены соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств, с правительствами Польши, Чехии, России, Беларуси, Молдовы, Латвии, Словакии, Армении и Вьетнама. По официальным данным, в 2000 г. на территории иностранных государств временно работали более 33 тыс. граждан. Время около 6 тыс. иностранцев работали в Украини.
Распределение граждан Украины по возрасту и полу, которые временно работали за рубежом, представлены в табл. 2.3.4.
Из табл. 2.3.4 видно, что численность официально зарегистрированных эмигрантов растет. Преобладают среди них мужчины - 87,6 и 87,4% от всей численности. Наибольший удельный вес возрастной группы с 28 до 40 лет - 89,9 и 89,7% опытных и работоспособнее громадян.

2.3.3. Государственная и региональные программы занятости населения 2.4. Органы государственного регулирования занятости. профсоюзы на рынке труда