2.3.3. Государственная и региональные программы занятости населения
Государство реализует свою политику в области занятости через Министерство труда и социальной политики Украины и подчиненную ему систему государственной службы занятости. Однако, как следует из вышеизложенного, занятости населения является проблемой многогранной, комплексной и в стороне от нее не могут существовать другие структуры государственного управления. Все они в той или иной степени задействованы в выполнении Государственной программы занятости населения и региональных программ, которые являются механизмом реализации государственной политики зайнятости.Следует подчеркнуть, что по инициативе Председателя Госкомтруда Украине М. А. Пантелеева и В.В. Оникиенко с участием работников Госплана и Госкомстата Украины и институтов с 1978 г. разрабатывалась так называемая программа «Труд», которая была действенным инструментом управления трудовыми ресурсами в республике и реализации государственной политики в области труда и занятости. Хотя направленность упомянутых программ принципиально отличалась от программ занятости населения, но в значительной мере приобретенный опыт позволил быстрее усвоить разработку программ занятости. Программа «Труд» утверждалась Советом Министров УРСР.
С 1991 г. в соответствии со ст. 14 Закона Украины «О занятости населения» с целью содействия занятости населения, удовлетворения потребностей граждан в работе Кабинетом министров Украины и исполнительными органами соответствующих советов должны разрабатываться годовые и долгосрочные государственная и территориальные программы занятости населення.
Данные программы направлены на:
содействие развитию и структурную перестройку экономики, создание условий для направления работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрасли народного хозяйства;
предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест преимущественно с гибкими формами занятости;
улучшение системы воспроизводства рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;
защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда
формирование кадровой, материальной, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;
мероприятия содействия занятости населения, проживающего в сельской мисцевости.
Итак, содержание государственной и территориальных программ занятости отражает весь спектр активных и пассивных мер государства на рынке праци.
Разработка программ занятости в Украине соответствует МОТ, в частности по вопросам государственной политики занятости. Ближе к нашему пониманию государственной программы занятости стоит Рекомендация № 122 от 1964 г., которая рекомендует государствам разрабатывать и финансировать программы по оказанию помощи трудящимся в деле поиска новой работы и в приспособлении к ней. Такие программы должны включать и организацию деятельности эффективных служб по трудоустройству, обеспечение и содействие возможностям для обучения и переобучения, мероприятия по координации жилищной политики с политикой занятости [27, С. 1436].
Разработка первой государственной программы занятости населения (ДПЗН) проводилась в 1991 г. на 1992 г. Постепенно совершенствуясь, она разрабатывалась и на последующие годы до 1996 г., но в 1995 и 1996 гг проекты ДПЗН не были одобрены Кабинетом министров Украины по разным причинам . В 1996 г. принята среднесрочная ДПЗН на 1997-2000 г. Но опыт работы по этой программе свидетельствует о преждевременности разработки среднесрочных программ того времени. Их реализация из-за нестабильной социально-экономической ситуации переходного периода не могла быть достаточно повною.
В данном случае не было учтено базовый принцип переходного периода - нестабильность и в определенной степени непредсказуемости развития ситуации, а тем более, отдельных процессов в большинстве направлений жизнедеятельности общества, неопределенность по многим проблемам. Поэтому наиболее реальными и действенными являются ежегодные ДПЗН. Эти программы, с корректировкой в течение года в соответствии с фактическим развития процессов, более удовлетворяли потребности выполнения функций государственного регулирования занятости населення.
Мероприятия ДПЗН, как активные, так и пассивные, осуществлялись за счет средств Государственного фонда содействия занятости населения. Но с 1 января 2001 г. фонд прекратил свое существование. Зато вступил в действие Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Кроме того, ДПЗН и региональные программы финансируются за счет средств предприятий для создания новых рабочих мест, бюджетных средств для проведения научных исследований по проблемам занятости, а также за счет технической помощи Совета Европы (программа «ТACIS») для создания эффективной системы управления занятостью с учетом направлений и объемов расходов, предусмотренных территориальными програмами.
Учитывая начерченную стабилизацию экономики и первые признаки ее роста и сделав выводы из недостатков выполнения ДПЗН на 1997-2000 гг, можно на 2001-2004 гг вновь разработать и утвердить среднесрочную Государственную программу занятости населения, что и было осуществлено 7 марта 2002 Программа направлена на выполнение задач, определенных Законом Украины «О занятости населения». Как и предыдущие, она является механизмом реализации государственной стратегии зайнятости.
В самой Программе определяется ее цель:
обеспечение проведения государственной политики занятости населения
предотвращения массового безработице результате структурной перестройки экономики;
создание дополнительных гарантий по трудоустройству трудоспособных граждан трудоспособного возраста, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда
социальная защита безработных путем реализации законов Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и «О занятости населения».
Основными задачами Программы являются:
оценка состояния национального рынка труда и прогнозных параметров трудового потенциала, объемов занятости, создания рабочих мест и уровня безработицы
определение основных направлений государственной политики занятости населения и ее реализация;
координация усилий центральных и местных органов исполнительной власти, связанных с разработкой и выполнением мер регулирования рынка труда;
осуществления мониторинга и информационного обеспечения Кабинета министров Украины по вопросам реализации задач и мероприятий Программы [27, с. 5].
Как видим, цели и задачи Программы четко определяют системность и комплексность проблемы государственного регулирования занятости населения. Она состоит из семи разделов и пяти приложений, в которых содержится разноплановая информация о прогнозных параметров рынка труда; организации новых рабочих мест, создание дополнительных гарантий по трудоустройству граждан, нуждающихся в социальной защите, стимулирование мотивации к труду тощо.
Определены направления реализации политики занятости должны быть обеспечены как на государственном, так и на региональном уровне путем скоординированного сотрудничества местных органов исполнительной власти предприятий, организаций и учреждений, профсоюзных объединений, службы зайнятости.
Ответственность за реализацию Государственной программы занятости населения возлагается на министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, службу занятости, которые определены исполнителями ее каждого мероприятия. Организационное и научно-методическое сопровождение и контроль реализации мероприятий Программы на национальном, так и на территориальном уровне осуществляется Минтруда Украины, органами системы ДСЗ.
ДПЗН включает меры относительно территорий приоритетного развития. Территории приоритетного развития определяется часть территории Республики Крым или области Украины, в рамках которой действуют льготы, создающие благоприятные условия для предпринимательской деятельности, за исключением той, которая запрещена законами Украины, с целью расширения сферы приложения труда и повышения спроса на избыточную рабочую силу.Module . Статус территории приоритетного развития приобретают трудонадлишкови территории, где удельный вес незанятого трудовой деятельностью населения в три и более раз превышает аналогичные показатели данного региона. Это могут быть сельские и горные районы, поселки и населенные пункты, которые имеют ограниченную транспортную доступность и недостаточно развитые сферы приложения праци.
Территории приоритетного развития определяются при разработке государственной и территориальных программ занятости. Программа занятости населения на 1997-2000 гг предусматривала перечень территорий приоритетного развития районов и населенных пунктов, перспективных для создания новых рабочих мест. На них необходимо было создать 322,7 тыс. рабочих мест для трудоустройства 372,5 тыс. человек [28, С. 388-389].
Разработка Государственной программы занятости населения начинается за полгода до его вступления в силу. Проект Программы на основании анализа состояния выполнения предыдущей программы, статистических данных, данных выборочных обследований, отдельных проверок и с учетом направлений государственной политики занятости разрабатывается Государственным центром занятости при участии научных учреждений и соответствующих управлений Минтруда и рассматривается на совещании в Координационном комитете содействия занятости населення.Module . Координационный комитет содействия занятости населения был образован в марте 1992 г. на основании совместного решения Совета Федерации независимых профсоюзов Украины, Координационного совета солидарных профсоюзов Украины и других профсоюзных объединений, Украинского союза промышленников и предпринимателей, Союза арендаторов и предпринимателей Украины, Союза кооператоров и предпринимателей Украина, Украинской лиги предприятий с иностранным капиталом, союзы малых предприятий Украины, а также Минтруда, Минэкономики и Минфина Украины. Эти органы представляют интересы как выразителей так и исполнителей социально-трудовых интересов. Кроме предварительного изучения ДПЗН, Координационный комитет рассматривает и принимает решения по вопросам разработки и совершенствования правовой и нормативной основы рынка труда, координации усилий выразителей и исполнителей социально-трудовых интересов по поиску путей эффективного использования трудовых ресурсов, предотвращения безработицы, обеспечения социальной защиты наемных работников, международного сотрудничества тощо.
Согласованная на Координационном совете Программа поступает на Коллегию Минтруда для рассмотрения и после доработки подается Кабинета министров Украины одобрения. До принятия последней Программы одобрения Кабинетом министров Украины было последней инстанцией, после чего она набирала силу. Однако статус ДПЗН на 2001-2004 гг, учитывая особую социально-экономическую значимость занятости, существенно повышен - она утверждена Законом на Верховной Раде Украины, подписанного Президентом Украини.
Роль предприятий (через союзы) и профсоюзов не ограничивается участием в разработке ДПЗН.
Согласно Закону Украины «О занятости населения» (ст. 20) предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, их должностные лица обязаны содействовать проведению государственной политики занятости. Предприятиям, которые активно способствуют решению проблем занятости в регионе путем создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства или организации оплачиваемых общественных работ или использования сверх установленной квоты труда лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, предоставляются льготы по уплаты налогов в бюджету.
Что касается профсоюзов, то они согласно ст. 21 Закона Украины «О занятости населения» принимают участие в разработке государственной политики занятости соответствующих законодательных актов Украины и решений исполнительных органов соответствующих советов. Профессиональные союзы и владельцы предприятий проводят совместные консультации по проблемам занятости населення.
Мониторинг Государственной программы занятости населения осуществляется систематически органами государственной службы занятости и Министерством труда и социальной политики Украины. Ежеквартально нарастающим итогом в Кабинет министров Украины представляются отчеты о состоянии выполнения Программы и предложения по осуществлению корректирующих мероприятий.
2.3.2. Активная и пассивная политика государства в сфере занятости | 2.3.4. Трудовая активность , трудовая мотивация , трудовая мобильность и трудовая миграция |