2.4.1. Инфраструктура рынка труда. минтруда Украины

Рыночная инфраструктура вообще и инфраструктура рынка труда как система, в частности, - это совокупность субъектов материально-технического, организационного, информационного, финансового и правового характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность процесса. Инфраструктура рынка труда гарантирует соблюдение правопорядка и учета интересов всего общества и отдельных субъектов рыночной экономики [33, с. 258].
Цель и основные задачи инфраструктуры рынка труда заключаются в обеспечении эффективного функционирования рынка труда и максимальной занятости населения, повышении уровня его гибкости за счет:
своевременной и достоверной информации незанятых граждан, что должно обеспечить им сокращения времени поиска рабочего места с соответствующими условиями труда и удовлетворительным уровнем заработной платы, информирование работодателей о предоставлении необходимой им рабочей силы;
профессионального консультирования, обучения, переобучения и повышения квалификации незанятых граждан;
квотирование рабочих мест для тех категорий лиц, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда
организации и содействие расширению сферы приложения труда в том числе путем роста воплощение гибких форм занятости;
сдерживания массовых неконтролируемых увольнений и предотвращения массового безработице;
развития и рационального финансирования мероприятий активного направления;
своевременного и справедливого социальной защиты безработных и членов семей, находящихся на их иждивении;
прогнозирования развития процессов в качественном и количественном аспектах на рынке труда и в сфере занятости населения, научного обоснования и разработки мер государственной политики по регулированию занятости;
разработки действенных механизмов реализации намеченных мероприятий;
систематического контроля соблюдения субъектами социально-трудовых отношений законодательства и иных нормативных актов о занятости населення.
Инфраструктура рынка труда относятся: Министерство труда и социальной политики Украины; система государственной службы занятости, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы; субъекты предпринимательской деятельности посредничества в трудоустройстве граждан Украины за рубежом (коммерческие биржи трудоустройство), работающих по лицензиям Государственного центра занятости; Научно-исследовательский институт труда и занятости населения Минтруда и Национальной академии наук Украины в г. Киеве; Луганский научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Минтруда Украины Институт повышения квалификации кадров государственной службы занятости. Сюда могут входить также различные благотворительные фонды; коммерческие, лицензированные Государственным центром занятости, биржи занятости и центры подготовки и профориентации кадрив.
На рис. 2.4.1 отражено существующую ныне структуру инфраструктуры рынка труда и регулирования занятости населення.
Приведенной структуры дадим объяснение. Согласно п. 6 ст. 18 Закона Украины «О занятости населения» субъекты предпринимательской деятельности могут предоставлять платные услуги, связанные с профориентацией населения, посредничеством в трудоустройстве граждан как в Украине, так и за рубежом, но только на основании лицензии (разрешения). Такая лицензия выдается Государственным центром занятости в соответствии с установленным Кабинетом министров Украины порядке, как показано на рисунке двойной линией связи.
Таким образом, лицензированные коммерческие структуры тоже становятся одним из государственных регуляторов занятости населения, т.е. полноценной инфраструктурой рынка труда. Однако посредники в трудоустройстве граждан в Украине и за рубежом могут действовать в условиях:
регистрации в местном центре занятости по месту пребывания;
наличии помещения, отвечающего условиям санитарных норм, оборудовано телефонной связью и наглядной письменной информацией об услугах, предоставляемых и их стоимость;
существования внешнеэкономического договора (контракта) с иностранными субъектами хозяйственной деятельности по трудоустройству граждан Украины [28, с. 410].
Между Государственным центром занятости и центрами Автономной Республики Крым, областными, городскими, районными, районными в городах, а также центрами профессиональной ориентации, центрами подготовки и переподготовки кадров и Институтом подготовки кадров государственной службы занятости действует пирамидальное административное подчинение. Верхушкой пирамиды является Государственный центр занятости. На рис. 2.4.1 это отражено одной линии связи.
Не подчинены Государственному центру занятости НИИ труда и занятости Минтруда Украины, НАН Украины Луганский НИИ социально-трудовых отношений Минтруда Украины и Фонд общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы. Но между ними существует постоянное деловое сотрудничество, что показано на рис. 2.4.1 пунктирной линией связи.
Государственный центр занятости, Луганский НИИ социально-трудовых отношений Минтруда Украины, НИИ труда и занятости Минтруда Украины и НАН Украины подчинены Министерству труда и социальной политики Украини.
Министерство труда и социальной политики Украины (Минтруда Украины) является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение в жизнь государственной политики в сфере занятости, социальной защиты, социального страхования, оплаты, нормирования и стимулирования труда, охраны труда, условий труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений, координирует деятельность по реализации государственных и региональных социальных программ, налаживание социального партнерства.
Основные задачи Минтруда в области государственного регулирования занятости населения следующие:
разработка, обоснование, координация и контроль выполнения социальных программ по вопросам занятости, социальной защиты, социального страхования населения;
содействие рациональной, продуктивной и свободно избранной занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы;
руководство деятельностью государственной службы занятости, проведения мероприятий, связанных с регулированием рынка труда и трудовой миграции;
координация деятельности органов исполнительной власти, направленной на регулирование труда, консультации, организация сотрудничества в этом направлении с объединениями профсоюзов и собственников, содействие решению социально-трудовых проблем на основе принципов социального партнерства, участие в заключении коллективных договоров, соглашений; Module . участие в подготовке и реализации международных соглашений, связанных с трудовой миграцией, защитой прав работников-мигрантов;
организация и осуществление мониторинга в сфере труда, занятости, социальной захисту.
В соответствии с возложенными на него задачами в области занятости Минтруда осуществляет следующие основные функции:
изучает состояние использования трудовых ресурсов и развития процессов, происходящих на рынке труда и в сфере профессионального обучения, составляет на этой основе прогнозы по регулированию рынка труда и занятости;
способствует трудоустройству населения, разрабатывает меры, направленные на предотвращение массового безработице;
предотвращает превращение безработицы в долгосрочном (хроническое) и застойное, способствует быстрому трудоустройству безработных;
способствует созданию дополнительных рабочих мест для использования труда граждан, нуждающихся в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда
готовит предложения об определении территорий приоритетного развития;
определяет объемы и направления подготовки повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых с предприятий работников и незанятого населения;
регулирует межрегиональный перераспределение рабочей силы в пределах национального рынка труда, обеспечивает государственную поддержку высокой мобильности рабочей силы;
готовит вместе с заинтересованными центральными органами исполнительной власти предложения относительно формирования государственной политики в сфере внешней трудовой миграции, разрабатывает механизм социальной, экономической и правовой защиты граждан, уезжающих работать за границу по найму [34, с. 3-6].
В своей деятельности Минтруда Украины сотрудничает с Министерствами экономики, финансов, юстиции, иностранных дел, внутренних дел и другими как центральными, так и региональными органами исполнительной влади.
В состав Минтруда Украины входит также Государственная инспекция труда, созданная постановлением Кабинета министров Украины в августе 1996 г. Она осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Государственная инспекция является структурным подразделением центрального аппарата Минтруда и территориальных управлений труда.
Территориальные инспекции имеют в своем составе государственных инспекторов труда, а в городах, насчитывающих более 500 тыс. жителей, создаются структурные подразделения территориальной инспекции. Они осуществляют контроль по следующим вопросам:
о трудовом договоре и ведении трудовых книжек;
о рабочем времени и времени отдыха;
об оплате труда, гарантии и компенсации;
о заключении и выполнении отраслевых соглашений, коллективных договоров;
о трудовых отношениях в случае банкротства и приватизации предприятий;
о возмещении вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
о труде женщин, молодежи, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
о трудовой дисциплине и материальной ответственности работников;
о выплатах работникам помощи из государственного фонда социального страхования.
2.4. Органы государственного регулирования занятости. профсоюзы на рынке труда 2.4.2. Система государственной службы занятости Украине