2.4.2. Система государственной службы занятости Украине

Непосредственным проводником государственной политики занятости и стержнем инфраструктуры рынка труда является система государственной службы занятости. О том, почему она является именно системой, наглядно иллюстрирует приведенная на рис. 2.4.1 схема инфраструктуры. Вообще государственная служба занятости является подсистемой системы инфраструктуры рынка труда. Но в данном случае мы выделяем ее и рассматривать как самостоятельную систему с целью выяснения его роли в тех процессах, которые происходят в государственном регулировании зайнятости.
История возникновения подобных служб такова. На первой сессии Международной конференции труда в 1919 г. было принято два документа - соглашение и рекомендации относительно безработицы. Они имели целью свести к минимуму негативные последствия безработицы и оказать помощь безработным. В принятых документах рассматривались два главных средства действий трудоустройства и страхования на случай безработицы. Тогда же и были созданы первые бюро по трудоустройству с бесплатным предоставлением услуг безработным, которые получили название биржи труда. Такие службы были государственными гуманитарными институтами с незначительным влиянием на регулирование занятости населения. Их эволюция произошла путем постепенного повышения этого впливу.
Государственная служба занятости Украины возникла не на пустом месте. Архивные данные свидетельствуют о том, что 1 ноября 1917 г. Центральный Совет назначил Генеральным секретарем труда УНР М. В. Порша. 17 декабря того же года в рабоче-крестьянском правительстве Украины Народным секретарем труда стал М. А. Скрыпник, который впоследствии был избран председателем Правительства. В 20-е годы в Советском Союзе, в том числе и в Украине, для работы с безработными были созданы биржи труда, которые имели ограниченные функции - содействие в трудоустройстве и уплата допомоги.
С тех пор органы труда Украины неоднократно реорганизовывались. При этом расширялись и сужались их функции, менялся статус. Но постоянно в их составе были структуры, которые занимались безработными и трудоустройством граждан. С 1956 по 1976 г. в Украине существовал Комитет по трудовым ресурсам при Совете Министров Украины. В 1976 г. на его основе был создан Государственный комитет Совета Министров Украины по труду, а вскоре - Государственный комитет СССР по труду (Госкомтруда) как высший орган государственного управления, возглавляемый Н. А. Пантелеевым, который внес много нового в организацию его деятельности.
В состав Госкомтруда Украине со статусом среднего звена вошло Центральное бюро трудоустройства, которое впоследствии было преобразовано в систему Республиканского центра занятости и профориентации населения. Уже в самом названии этой структуры заложены значительно более широкие функции, чем в предыдущих. Только основных направлений его деятельности было около 20, в том числе и такой, как плановое снабжение рабочей силы в недостаточно развитые районы Дальнего Востока и Сибиру.
Однако переход к рыночным экономическим отношениям и изменение отраслевой структуры экономики требовали коренного изменения направленности в деятельности существовавших тогда службы трудоустройства. Необходимо было осуществить широкомасштабный межотраслевой и межтерриториальный перераспределение рабочей силы из принципиально новых причин (безработица, изменение форм собственности, банкротство субъектов хозяйствования и др.) и на совершенно других основаниях (возникновение слоев населения, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда, различные условия трудоустройству зависимости от причин безработицы и т.п.), а также оперативно осуществлять совмещение имеющейся качества рабочих мест имеющейся качеством рабочей сили.
В декабре 1990 г. постановлением Совета Министров СССР была создана республиканская, а с начала 1994 г. - государственная служба занятости. Первичная база, на которой создалась служба, ни количественно, ни качественно не отвечала задачам, поставленным перед ней. Численно она насчитывала 2200 работников, то есть на одного сотрудника службы приходилось почти 24 тыс. жителей, что в 20 раз превышало аналогичные показатели, которые в то время существовали в Швеции и Германии. Материальная база была крайне ограничена, помещений не хватало.
А уже в 2002 г. служба насчитывала более 15 тыс. сотрудников и имела, хотя еще и недостаточную, но уже относительно удовлетворительную материально-техническую, информационную и издательскую базу.
Деятельность ГСЗ базируется на таких международных принципах:
бесплатность предоставляемых услуг;
доступность, т.е. предоставление услуг в равной степени всем субъектам рынка труда, как тем, кто ищет работу, так и тем, кто ищет рабочую силу;
добровольность - отсутствие какого-либо принуждения в трудовом посредничестве;
равенство - предоставление услуг всем гражданам без какой-либо дискриминации;
открытость - предоставление полной информации по трудоустройству, свободных рабочих мест, действующих законодательных актов о труде и безробиття.
Согласно Закону Украины «О занятости населения» (ст. 19) ГСЗ выполняет следующие функции:
анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда;
консультирует граждан, владельцев предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы, которые обращаются в службу занятости, о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, относящихся к профессиям, и по другим вопросам, полезных для содействия занятости населения;
ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы и владельцам предприятий, учреждений и организаций или уполномоченным ими органам в подборе необходимых работников;
организует при необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их в другие учебные заведения, ведущие подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
предоставляет услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации гражданам, желающим сменить профессию или место работы, высвобожденным работникам и незанятому населению;
регистрирует безработных и оказывает им помощь в пределах своей компетенции;
принимает участие в подготовке перспективных и текущих программ занятости и в разработке мер по социальной защищенности различных групп населення.
Государственная служба занятости имеет право:
получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности статистические данные о наличии свободных рабочих мест, характер и условия труда на них, о всех высвобождаемых, принятых и уволенных работников и информацию о предполагаемых изменениях в организации производства и труда, другие меры, которые могут привести к высвобождению работников;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных администраций предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности квоты приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и направлять таких граждан для их трудоустройства; Module . направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест граждан, которые обращаются в службу занятости в соответствии с уровнем их образования и профессиональной подготовки;
направлять безработных граждан по их желанию на общественные работы;
оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует новой профессии или специальности;
подавать в установленном законом порядке пособие по безработице, прекращать и откладывать ее выплаты;
взимать с предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности суммы скрытых или заниженных обязательных сборов;
компенсировать до 50% затрат субъектам хозяйственной деятельности на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и труда при условии их працевлаштування.
Однако с принятием изменений в Закон Украины «О занятости населения» после вступления в силу Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» эти функции и права ГСЗ должны быть несколько зминени.
Для выполнения перечисленных функций построено соответствующую структуру Государственного центра занятости (ГЦЗ), Центра Крымской автономии, областных и районных центров занятости. Так, ГЦЗ состоит из отделов:
социально-экономического и финансового прогнозирования;
статистики и анализа социальной защиты от безработицы;
информации и связи с общественностью;
организационно-методического обеспечения предоставления социальных услуг населению и работодателям;
организационного и методического обеспечения профориентационной работы и профессионального обучения;
миграции и международного сотрудничества;
внедрение и сопровождение информационно-аналитических систем;
организации работы исполнительной дирекции Фонда;
доходов и финансового обеспечения;
работы с кадрами и вопросам государственной службы;
юридического отдела;
контрольно-ревизионного;
разработки и внедрения новых технологий;
капитального строительства и развития материально-технической базы;
бухгалтерского учета;
общего виддилу.
В центре занятости Крымской автономии, областных, городских, районных центрах название отделов может быть аналогичной, но в зависимости от численности аппарата центров некоторые из них объединяются в один отдел. Однако структура любой организации не может быть навсегда постоянной. Меняются текущие планы и стратегические задачи и как производная от них, изменяется структура.
Отделы Государственного центра занятости для выполнения вышеназванных функций должны быть укомплектованы такими специалистами, как экономисты, социологи, юристы, психологи, специалисты по компьютерной дела и информатики, бухгалтеры и инженеры. Но специального образования недостаточно. Для тестирования, подготовки и переподготовки кадров государственной службы занятости в ее составе находится Институт подготовки кадров ГСЗ, где все специалисты проходят через определенные сроки переобучения. Специалисты, которые непосредственно общаются с гражданами, которые по разным вопросам обращаются в органы ГСЗ, должны проходить специальные тесты на умение общаться с людьми любого характера и социального статусу.
Как и любая система управления, ГСЗ имеет основные показатели своей деятельности. К ним относятся:
численность граждан, обратившихся в органы ГСЗ по различным вопросам за отчетный срок (месяц, квартал, год);
количество предоставленных гражданам услуг (консультационных, профориентационных, обучение, переобучение и повышение квалификации, помощи в открытии своего дела и т.п.);
число граждан, чему способствовали в трудоустройстве, и их удельный вес среди тех, кто обратился по этому поводу;
организация общественных работ и количество задействованных на них граждан;
состояние использования средств Фонда на активные и пассивные заходи.
Кроме того, деятельность органов ГСЗ оценивается уровнем занятости и безработицы, выполнением в целом Государственной и региональных программ занятости, численности обучения и переобучения специалистов всех звеньев службы, умением прогнозировать конъюнктуру рынка труда, характер и тенденции процессов на нем и принимать предупредительные меры.
2.4.1. Инфраструктура рынка труда. минтруда Украины 2.4.3. Профсоюзы на рынке труда