7.1. ресурсное обеспечение
Кроме рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры, наиболее важными элементами ресурсного обеспечения и главным фактором развития туризма является персонал, капитал и производственные фонды, оборотные средства, нематериальные и инвестиционные ресурси.Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся: технология и организация производства туристического продукта, характер услуг и т.п.. К внешним - демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т.д.. Характеристика внешних факторов свидетельствует о количественные и качественные параметры трудовых ресурсив.
Трудовые ресурсы - это часть трудоспособного населения, которая по своим возрастным, физическими, образовательными данным соответствует деятельности туристической сферы. Следует различать трудовые ресурсы реальные (работники, занятые в туристической индустрии) и потенциальные (те, что когда-то могут быть привлечены к работе в туристической сфере).
Персонал предприятия-это совокупность постоянных работников, которые получили необходимую профессиональную подготовку и (или) имеют опыт практической роботи.
Учитывая, что работа туристических предприятий - сезонная и многие фирмы вне основной деятельностью выполняют функции, которые не соответствуют главному их назначению, всех работников делят на две группы: персонал основной деятельности и персонал неосновной дияльности.
Соответствии с характером выполняемых функций персонал предприятия делится на четыре категории: руководители, специалисты, служащие, робитники.
Руководители - это работники, занимающие руководящие должности в предприятии и структурных подразделениях. К ним относятся директора, менеджеры, заведующие, главный бухгалтер, а также их заступники.
Специалистами считаются работники, выполняющие специальные туристические, инженерно-технические, экономические и другие работы: экскурсоводы, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, администраторы и ин.
К служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и т.п. (в частности - это секретари, машинистки, делопроизводители, агенты, стенографисты, архивариусы).
Рабочие - персонал, непосредственно причастен к созданию и предоставлению услуг, а также занятый ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров и т.д.. Это рабочие ресторанов, гостиниц, транспортных средств, учреждений отдыха, охранники, уборщицы, курьеры и ин.
Персонал туристического предприятия можно классифицировать по профессиям и специальностям, уровню квалификации работников и т.д.. Каждая отрасль, в том числе и туристическая, имеет только ей присущие профессии и специальности, например, экскурсоводы, переводчики, гиды и др.. Время в сфере туризма около половины персонала работает по общим профессиям и специальностям. Это бухгалтеры, экономисты, механики, водители тощо.
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на определенной должности. Выделяют специалистов наивысшей квалификации (работники, имеющие ученые степени и звания), специалистов высшей квалификации (работники с высшим специальным образованием и большим практическим опытом), специалистов средней квалификации (работники со средним специальным образованием и определенным практическим опытом), специалистов-практиков (работники , занимающие соответствующие должности, но не имеют специального образования).
Эти классификационные признаки персонала предприятия наряду с другими (пол, возраст, стаж) служат основой для расчетов различных видов структур.
Для эффективного управления предприятием важна не простая констатация численности отдельных категорий работников, а изучение соотношения между ними. И если в структуре промышленного предприятия 18% составляют руководители, специалисты и служащие, а 82% - рабочие, то в структуре туристического предприятия -60% - это руководители, специалисты, служащие, а 40% - робитники.
Все это позволяет не только выявить влияние фактора персонала на конечные результаты деятельности предприятия, но и установить существенные структурные изменения, их движущие силы, тенденции и на этом основании формировать реальную стратегию развития трудовых ресурсив.
Ни вновь созданное предприятие не сможет успешно функционировать без наличия капитала и производственных фондив.
Капитал, в буквальном смысле, означает ту сумму средств, которая необходима для создания и осуществления деятельности предприятия. Это будет авансированный капитал (денежная сумма), который вкладывается владельцем в определенное предприятие с целью получения прибыли. Он расходуется на приобретение средств производства и наем рабочей силы и, соответственно, называется постоянным и переменным капиталом.
В свою очередь, постоянный капитал делится на основной и оборотний.
Основной капитал - часть постоянного капитала, которая состоит из стоимости средств труда (здания, сооружения, машины, оборудование) и вращается в течение многих периодов производства. Они переносят свою стоимость на услуги и готов туристический продукт частями и возмещаются предприятию по мере реализации услуг или туристического продукту.
Оборотный капитал - это та часть постоянного капитала, которая расходуется на приобретение на рынке предметов труда (сырье, материалы, составляющие туристического продукта и т.д.).
Предоставление услуг, формирование или производство туристического продукта осуществляется в процессе взаимодействия труда человека и определенных средств производства, которые по своему материально-вещественным составом составляют производственные фонды пидприемства.
их делят на основные и оборотни.
Основные фонды - это средства труда, которые имеют стоимость и функционируют в производстве длительное время в своей неизменной потребительской форме, а их стоимость переносится конкретным трудом на стоимость услуг или производимой продукции, частями по мере спрацювання.
Оборотные фонды - часть производственных фондов в виде совокупности предметов труда, элементы которых полностью потребляются в каждом производственном цикле, изменяют или полностью теряют натуральную форму и переносят всю свою стоимость на стоимость услуг или продукции.
Оценка основных фондов предприятия является денежным выражением их стоимости. Она необходима для правильного определения общего объема основных фондов, их динамики и структуры, расчета экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Основные фонды оцениваются: в зависимости от момента проведения оценки - по первоначальной (начальной) стоимости или восстановительной стоимости, в зависимости от состояния основных фондов - по полной или остаточной вартистю.
Первоначальная стоимость основных фондов - фактическая их стоимость на момент ввода их в действие или придбання.
Восстановленная стоимость основных фондов - это первоначальная стоимость, переоцененная по современным цинами.
Полная (первоначальная и восстановительная) стоимость основных фондов - это стоимость в новом, не изношенном состоянии. Именно по этой стоимости основные фонды числятся на балансе предприятия в течение всего периода их функционування.
Остаточная стоимость основных фондов характеризует реальную их стоимость, еще не перенесенную на стоимость предоставленных услуг или продукции. Она является расчетной величиной и определяется как разница между полной стоимостью и накопленной на момент исчисления суммой износа основных фондов. Остаточная стоимость основных фондов на момент их выбытия в результате срабатывания называется ликвидационной вартости.
Для установления норм амортизационных отчислений и расчетов ежегодных амортизационных сумм применяют укрупненную классификацию основных фондов, выделяя три группы:
первая - здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства;
вторая - автомобильный транспорт, мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, офисное оборудование, телефоны, компьютеры, другие машины для обработки информации.
третья - основные фонды, не включенные в первой и второй груп.
Амортизация основных фондов ~ это процесс переноса предварительных ранее стоимости всех видов средств труда на стоимость продукции или услуг с целью ее полного видшкодування.
Амортизационные отчисления вычисляют по определенным нормам, которые характеризуют ежегодный размер отчислений в процентах к балансовой стоимости основных фондов. Согласно действующему законодательству Украины, ежегодные нормы амортизационных отчислений составляют:
первая основных фондов - 5%;
вторая группа основных фондов - 25%;
третья группа основных фондов - 15%.
Расчет норм амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) основных фондов осуществляют централизованно за формулою
Нав = (Ф-Л) / Ан * Ф * 100
где Ф - балансовая (первоначальная или восстановительная) стоимость основных фондов; Л - ликвидационная стоимость основных фондов; Ан - амортизационный период (нормативный срок функционирования) основных фондив.
Для осуществления правильной амортизационной политики важное знание возможных методов амортизации основных фондов. В практике хозяйствования могут применяться методы равномерной (линейной), двояко-остаточной и ускоренной амортизации.
Метод равномерной (линейной) амортизации предусматривает перенесение балансовой стоимости основных фондов на себестоимость услуг и производимой продукции в течение амортизационного периода (нормативного срока службы) средств труда по одинаковым нормам амортизационных видрахувань.
Метод двояко-остаточной амортизации предусматривает удвоение норм, рассчитанных по методу равномерной амортизации, но по отношению не к балансовой стоимости, а к остаточной стоимости основных фондив.
Метод ускоренной амортизации основных фондов применяется самостоятельно предприятиями относительно тех основных фондов, приобретенных после 1997 года, то есть после вступления в силу Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
При этом должны использоваться такие нормы ускоренной амортизации согласно года эксплуатации средств труда: первый -15%, второй - ЗО%, третий - 20%, четвертый -15%, пятая -10%; шестой и седьмой - 5%. Module . При производстве туристического продукта, предоставлении услуг денежные средства туристического предприятия {оборотные средства) осуществляют определенный круговорот. На первой стадии кругооборота они расходуются на приобретение отдельных услуг, из которых формируется туристический продукт, либо на приобретение сырья и других материальных ресурсов, необходимых для производства продукции или предоставления услуг, то есть переходят из денежной формы в материально-товарную. На второй, производственной, стадии формируется туристический продукт или услуга, в процесс производства которых включаются работники туристического предприятия, которые получают за выполненную работу заработную плату. На последней стадии кругооборота туристический продукт или туристические услуги продаются и предприятие получает выручку (денежные средства), которая не только полностью возмещает ранее авансированные расходы, но и дает определенный прибуток.
"Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения." (4) К производственных оборотных фондов относят производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, полуфабрикаты собственного виготовлення.
К фондам обращения принадлежит остатки готовой продукции, отгруженная продукция, денежные средства на расчетном счете, дебиторская заборгованисть.
Рациональное и экономное использование оборотных средств субъектов хозяйствования в сфере туризма имеет большое экономическое значение. Для оценки эффективности использования оборотных средств туристических предприятий применяют определенные показатели, а для повышения эффективности - соответствующие конкретные меры. Основные показатели - это коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, продолжительность одного оборота, рентабельнисть.
Способы повышения эффективности использования оборотных средств включают ускорение реализации продукции и услуг, улучшение материально-технического обеспечения, сокращение продолжительности формирования или производства туристического продукта или услуг, оптимизацию запасов ресурсов тощо.
Важное значение при создании и успешной деятельности туристического предприятия играют нематериальные ресурсы - это умение работать, новые уникальные знания в любой форме, изобретения, фирменные знаки и наименования, компьютерные программы, базы данных, рационализаторские предложения, то есть интеллектуальная собственность, которая способствует монопольности в предоставлении определенных услуг или обеспечивает уменьшение затрат на производство туристического продукта или услуг по сравнению с другими виробниками.
Нематериальные ресурсы - это составная часть потенциала предприятия, способная обеспечивать экономическую выгоду на протяжении длительного периоду.
Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна или через их использование самим владельцем, или предоставление с его разрешения такого права другому заинтересованному стороне. Такая передача права использования осуществляется в форме лицензионного угоди.
Инвестиционные ресурсы являются одной из основных составляющих ресурсного обеспечения деятельности туристических предприятий. Как показывают исследования группы фирм и организаций, занятых в сфере туризма, примерно половину объема финансовых средств составляют инвестиции.
Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в туристическую (предпринимательскую) деятельность с целью получения прибутку.
Тот, кто имеет капитал и вкладывает его в коммерческую деятельность, называется инвестором, а сам процесс вложения капитала-инвестуванням.
В зависимости от того, где вкладывается капитал, выделяют внутренние (отечественные) и внешние (иностранные) инвестиции. В свою очередь, внутренние инвестиции делятся на финансовые и реальные, а внешние - на прямые и портфельни.
Финансовые инвестиции означают использование имеющегося капитала для приобретения акций, облигаций и других ценных бумаг, которые выпускают предприятия или держава.
Реальные инвестиции - это вложения капитала с целью обновления существующих и создания новых производств и как следствие - получение гораздо большей прибыли. Такие реальные инвестиции еще называют производственными, хотя в практике хозяйствования за ними закрепилось название - капитальные вкладення.
Внешние прямые инвестиции - это вложения капитала за рубежом, по величине составляет не менее 10% стоимости конкретного проекту.
Портфельные инвестиции - это вложения капитала за рубежом, по величине не превышает 10% стоимости проекту.
Как внутренние, так и внешние инвестиции могут быть государственными и приватними.
Развитие туризма в Украине, эффективная деятельность туристических предприятий в значительной степени зависят от общегосударственного инвестиционного потенциала, который формируется за счет различных финансовых источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Иностранное инвестирование может осуществляться в различных формах в зависимости от типа инвестора, его цели и степени риска, который он готов. Основными видами прямых иностранных инвестиций является вложение средств в
создание совместных предприятий;
начала деятельности дочерних предприятий (филиалов)
заключения лицензионных соглашений с отечественными фирмами;
приобретение неконтрольных пакетов акций или доли в уставном фонде;
приобретение контрольного пакета акций или контрольной частки
в уставном фонде. Целенаправленные и умело использованы иностранные инвестиции, в основном, являются высокоэффективными как для иностранного инвестора, так и для предприятия - получателя инвестиций. При условии политической стабильности и благоприятного экономически инвестиционного климата иностранный инвестор всегда получит прибыль от вложения собственного капитала. Эффективность иностранных инвестиций определяется прежде всего через размер дивидендов или доходность (прибыль на единицу) от вложенных финансовых средств и через срок окупаемости (возврата) последних. В Украине, в частности, в туристической отрасли, названные показатели реально имеют достаточно высокие значения и тем самым подтверждают эффективность иностранных инвестиций.
Глава 7. ПРОИЗВОДСТВЕННО -ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ | 7.2. производственная база предприятий сферы туризма |