8.1. содержание и формы финансовой деятельности туристического предприятия
Функционирование предприятия сопровождается непрерывным кругооборотом средств, который осуществляется в виде затрат ресурсов и получения доходов, их распределения и использования. При этом определяются источники средств, направления и формы финансирования, оптимизируется структура капитала, проводятся расчеты с поставщиками материально-технических ресурсов, покупателями продукции, государственными органами (уплата налогов), персоналом и т.д.. Все эти денежные отношения составляют содержание финансовой деятельности пидприемства.Основные задачи финансовой деятельности следующие: выбор оптимальных форм финансирования, структуры капитала предприятия и направлений его использования с целью обеспечения стабильно высокой доходности, балансировка во времени поступлений и расходов платежных средств, поддержания надлежащей ликвидности и своевременности розрахункив.
Главное содержание финансовой деятельности туристического предприятия заключается в надлежащем обеспечении финансування.
Закон Украины "О туризме" предусматривает следующие источники финансирования туризму.
"Туристическая деятельность осуществляется за счет:
Собственных финансовых ресурсов субъектов туристической деятельности, денежных взносов граждан и юридических лиц;
Заемных финансовых средств (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
Бесплатных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан;
внебюджетных фондов;
средств фонда развития Украины, который формируется за счет отчислений субъектов предпринимательства независимо от форм собственности;
иностранных инвестиций;
поступлений от туристических лотерей;
других источников, не запрещенных законодательством Украины ".
Согласно источникам средств финансирования делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее финансирование осуществляется за счет средств, полученных от деятельности самого предприятия: прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества. Внешнее финансирование использует средства, не связанные с деятельностью предприятия: взносы собственников в уставный фонд, кредит, обязательства должников, государственные субсидии тощо.
Также различают финансирование за счет собственных и привлеченных коштив.
Важной формой финансирования является кредит - платное предоставление денег или других ценностей в долг на определенное время. Привлечение кредитных средств расширяет финансовые возможности предприятия, но одновременно создает риск, связанный с необходимостью возвращения долгов в будущем и уплаты процентов за пользование заемными коштами.
Товарный кредит - это краткосрочный кредит, который одно предприятие предоставляет другому в товарной форме через отсрочку платежа за поставленную продукцию. Товарный кредит применяется преимущественно как средство расширения сферы рынка и увеличение объема продаж услуг или продукции.
Аренда - специальная форма долгосрочного кредита, которая предусматривает передачу имущества в договорное срочное владение и пользование за приемлемую для обеих сторон арендную плату.
Распространенным в мировой практике разновидностью аренды с лизинг, когда арендодатель - лизинговая компания - покупает объекты аренды у предприятий-производителей и передает их в аренду на определенных умовах.
Финансовая деятельность туристического предприятия характеризуется степенью его прибыльности и оборачиваемости капитала, финансовой устойчивости и динамики структуры источников финансирования, способности рассчитываться по долговым обязательствам. Правильная оценка финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия является первой и наиболее необходимой информацией как для его руководства и собственников, так и для инвесторов, партнеров, кредиторов, государственных органив.
Следовательно, приемлемым и важнейшим источником финансирования туристической деятельности предприятия является прибуток.
Прибыль - это часть выручки, которая остается после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность пидприемства.
Прибыль - положительный финансовый результат основной деятельности туристического предприятия. Это - разница между денежными поступлениями и полной себестоимости реализованных услуг. Характеризуя превышение поступлений над расходами, прибыль выражает цель коммерческой (предпринимательской) деятельности и берется за главный показатель ее результативности (эффективности).
Прибыль является основным источником финансирования развития предприятия, совершенствования его материально-технической базы, обеспечение всех форм инвестирования. Деятельность предприятия направлена на то, чтобы обеспечить рост прибыли или хотя стабилизацию его на определенном ривни.
Зависимости от формирования и распределения различают несколько видов прибутку.
Прежде всего - общая прибыль и прибыль после оподаткування.
Общий доход - это прибыль предприятия, полученная от всех видов деятельности, до налогообложения и распределения. Такая прибыль иначе называют балансовим.
Прибыль после налогообложения, т.е. прибыль, реально поступает в распоряжение предприятия, имеет распространенное название - чистый прибуток.
Последнее время все чаще используют такие понятия, как валовой, операционный и маржинальный прибуток.
Валовая прибыль - это разница между выручкой и производственными затратами (себестоимостью продукции, определенной калькулирования по неполным затратам). Это понятие включает собственно прибыль и непроизводственные расходы (административные, коммерческие).
Операционная прибыль равна валовой прибыли за минусом непроизводственных расходов (т.е. чистая прибыль).
Маржинальная прибыль характеризует объем выручки от продажи продукции за минусом переменных затрат. Таким образом, такая прибыль по величине совпадает с валовой прибылью, когда калькулирования осуществляется только по переменным витратами.
Основными источниками формирования прибыли туристического предприятия являются:
доход от предоставления туристических услуг или от продажи туристического продукта. (Это основная составляющая общей прибыли)
прибыль от внереализационных операций - это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, дивиденды на ценные бумаги, поступления с депозитных вкладов, доход от владения долговыми обязательствами, поступления от экономических санкций тощо.
прибыль от продажи имущества включает прибыль от продажи основных фондов (материальных активов), нематериальных активов, ценных бумаг других предприятий и т.д.. Его рассчитывают как разницу между ценой продажи и остаточной вартистю.
Рассмотренная схема вычисления величины общей прибыли за его источниками имеет важное значение для его анализа и принятия хозяйственных ришень.
Важно помнить, что прибыль является объектом налогообложения и согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" вычисляется по формуле:
По = Дв - (ВВ АВ),
где Дв - валовой доход за определенный период; Вв - валовые расходы за тот же период; АВ - сумма амортизационных видрахувань.
Основной составляющей валового дохода является выручка от оказания туристических услуг и продажи туристического продукта. В него включают также прибыль от продажи имущества и от внереализационных операций. Валовые расходы - это затраты на реализованную продукцию, а также потери от продажи имущества. Амортизационные отчисления выделены из общей суммы затрат, поскольку их начисления контролируется фискальными органами в особом порядку.
В финансовой политике предприятия важное место занимает распределение и использование получаемой прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов власникив.
Из общего прибыли уплачивается налог согласно условиям, предсказуемыми законодательством о налогообложении прибыли предприятий. Прибыль, оставшаяся после налогообложения, - чистая прибыль поступает в полное распоряжение предприятия и используется согласно его уставом и решениями собственников. Эта прибыль можно разделить на две части:
1) прибыль, которая направляется за пределы предприятия (выплата дивидендов, поощрительные премии персоналу, социальные выплаты и т.д.). 2) прибыль, которая остается на предприятии (направляется на создание или пополнение резервного и инвестиционных фондов).
Прибыльность предприятия измеряется двумя показателями - прибылью и рентабельнистю.
Рентабельность - это относительный показатель эффективности работы предприятия, который в общей форме вычисляется как отношение прибыли к витрат.
Выделяют рентабельность капитала (инвестированных ресурсов) и рентабельность продукции.
Рентабельность капитала исчисляется в нескольких модификациях: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность акционерного капиталу.
Рентабельность активов (Ра) характеризует эффективность использования всего имеющегося имущества предприятия и исчисляется по формуле:
Ра = Пз (ч) / Ка * 100%
где Пз (ч) - общий (чистый) прибыль предприятия за год; Ка-средняя сумма активов по годовому балансом.
Рентабельность собственного капитала (РВК) отражает эффективность использования активов, созданных за счет собственных средств:
РВК = Пч / Кв * 100%
где Пч - чистая прибыль предприятия; Кв - собственный капитал пидприемства.
Рентабельность акционерного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли в уставный капитал (номинальная стоимость проданных акций).
Рентабельность продукции (Рп) характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт. Она определяется по формуле:
Рп = Прп / Срп * 100%
где Прп - прибыль от реализации продукции за определенный период; Срп - полная себестоимость реализованной продукции.
Важным условием высокой конкурентоспособности предприятия в сфере туризма является умение анализировать хозяйственную деятельность, реально оценивать финансовое состояние и на этой основе корректировать и планировать работу предприятия как на внутреннем, так и на внешнем ринках.
Процесс анализа имеет две основные цели:
получения представления об объемах, структуре и составе имущества предприятия, размер и состояние его обязательств;
выявление тенденций по изменению эффективности, платежеспособности, финансовой устойчивости и т.п.
Для анализа используется пакет документов финансовой отчетности за несколько последних лет и за текущий квартал.
На первом этапе финансово-экономического анализа деятельности туристического предприятия в динамике проводится анализ основных абсолютных показателей хозяйственной деятельности: объемов реализации, себестоимости, прибыли (убытка) и ин.
Например: анализ основных показателей деятельности туристической фирмы в 2000 - 2002 pp. может выглядеть, как представлено таблицей 8.1.1.
На втором этапе экономического анализа проводится анализ финансового состояния туристической фирмы, который является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений фирмы и поэтому охватывает всю ее хозяйственную деятельность. Этот анализ предполагает использование ряда абсолютных и относительных показателей, объединенных в несколько групп и иллюстрирующих:
динамику состава и структуры имущества;
динамику структуры и состава финансовых ресурсов фирмы;
финансовую стийкисть.
Анализ состава структуры имущества (основные средства, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и др.). Дает возможность устанавливать размер абсолютного и относительного приростов имущества и отдельных его видов. Прирост или уменьшение активов свидетельствует о расширении или сужении деятельности конкретной фирмы. Анализ состава и структуры имущества делает установления размера абсолютного и относительного прироста имущества. Причины увеличения или уменьшения имущества предприятия базируется на изменениях, произошедших в составе источников их утворення.
Основными показателями оценки динамики состава и структуры финансовых ресурсов являются:
а) источники собственных средств
уставный фонд;
нераспределенная прибыль;
резервный капитал.
б) источники заемных средств;
долгосрочные кредиты и займы;
краткосрочные кредиты и займы;
кредиторская заборгованисть.
Анализ структуры финансовых ресурсов может показать, имеет ли предприятие недостатка собственных ресурсов и за счет каких средств (собственных или заемных) произошел прирост майна.
Важная группа показателей, характеризующих финансовую устойчивость в условиях рыночной экономики, отражена в следующей балансовой модели:
А1 А2 А3 А4 = П1 П2 П3 П4,
где А1 - наиболее ликвидные активы, - денежные средства и финансовые вложения А2 - активы, которые быстро реализуются, - дебиторская задолженность; A3 - активы, которые реализуются медленно, - запасы и затраты; А4 - активы, которые трудно реализуются, - основные средства , материальные активы, капитальные вложения; ПИ - наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность; П2 - краткосрочные пассивы; ПО - долгосрочные пассивы; П4 - постоянные пасиви.
В этой формуле активы сгруппированы по мере ликвидности, а пассивы - по мере терминовости.
Платежеспособностью предприятия определяется как превышение активов по мере ликвидности над обязательствами по мере срочности.
Глава 8. ФИНАНСОВАЯ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА | 8.2. Расходы предприятия и цена на туристический продукт ( услуги) |