8.2. Расходы предприятия и цена на туристический продукт ( услуги)

В процессе непосредственного выполнения предприятием своей основной функции образуются расходы, связанные с созданием и использованием туристического продукта и предоставлением послуг.
Расходы должны натуральную и денежную формы. Планирование и учет затрат в натуральной форме (количество, масса, объем, длина и т.д.) имеют важное значение для организации деятельности предприятия. Однако для оценки результатов этой деятельности решающим является денежная оценка затрат, поскольку она выражает стоимость туристического продукта (услуг).
Расходы различают как общие, так и на единицу продукции. Общие затраты - это расходы на весь объем продукции за определенный период. их величина зависит от длительности периода и количества произведенной продукции.
Затраты на единицу продукции исчисляется как средние, если продукция производится постоянно или сериями. В туристической деятельности при формировании индивидуального туристического продукта или предоставлении единичной услуги расходы исчисляются непосредственно на конкретный тур или послугу.
На основании связи с объемом производства затраты делятся на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от количества произведенной продукции, а являются неизменными на протяжении определенных периодов времени. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию зданий, организацию производства, управления. Переменные затраты - это затраты, общая сумма которых за определенное время зависит от объема произведенной продукции. Сюда относятся затраты на сырье, основные материалы, комплектующие изделия, зарплату рабочих тощо.
Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет определить общие (совокупные) расходы за определенный период по формуле:
B = bз * N Bп
где В - общие (совокупные) затраты; Вз - переменные затраты на единицу продукции, N - объем производства продукции в натуральном выражении; Вп - постоянные расходы за определенный период.
Согласно этой формуле, общие затраты на единицу продукции (Воп) составят:
Boп = Вз Вп / N
Следовательно, любые расходы ориентированы на определенный результат, что и оправдывает их целесообразность. Относительно туристического предприятия этот общий принцип деятельности положено в основу определения себестоимости послуг.
Себестоимость туристического продукта (услуги) - это денежная форма затрат на формирование (производство) и сбыт туристического продукта или послуги.
Чем лучше работает предприятие (интенсивно использует производственные ресурсы), тем ниже себестоимость. Поэтому себестоимость - один из важных показателей эффективности виробництва.
Себестоимость туристического продукта (услуги) имеет тесную связь с ценой и является базой при циноутворенни.
Цена - это денежное выражение стоимости продукта (услуги).
Применяемые в рыночной экономике цены выполняют три основные функции: учетно-измерительную, распределительную и стимулирующую. Учетно-измерительная функция цены заключается в том, что она является средством учета и измерения затрат общественного труда на производство и предоставлению разнообразных туристических услуг. Распределительная функция сводится к тому, что с помощью цен, которые отклоняются от стоимости, осуществляется перераспределение части доходов субъектов хозяйствования и населения. Стимулирующая функция цены используется для мотивации повышения эффективности хозяйствования, обеспечение прибыльности как туроператора, так и турагента.
В системе хозяйствования в сфере туризма, как и в других производственных сферах, применяется много видов цен, отличающихся определенным классификационным признакам. Так, по классификационной признаку уровня установления и регулирования применяют централизованно-фиксированные и регулируемые, договорные и свободные цини.
Централизованно-фиксированные цены устанавливает государство на ресурсы, влияющие на общий уровень и динамику цен, на услуги, имеющие важное социальное значение и финансируются из государственного бюджета;
Договорные цены формируются на основе договоренности между предприятием, которое производит и продает туристический продукт (услуги), и потребителем и касается конкретной услуги или определенного количества послуг.
Свободные цены - это цены, которые определяет предприятие самостийно.
В зависимости от особенностей купли-продажи и сферы экономики существуют мировые, оптовые, закупочные и розничные цены, а также тарифы на перевозку грузов, пассажиров, предоставление разнообразных платных послуг.
Ценообразование в индустрии туризма - это комплексное мероприятие, обусловлен разнообразием продукта, высоким уровнем конкуренции и сложностью определения точной оценки будущего попиту.
Политика ценообразования в туристической сфере определяется различными факторами, поэтому и методы ценообразования могут применяться разнообразные. Вот некоторые из них:
Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль" является наиболее широко применяемым в туризме. Согласно ему, цена (ИД) определяется по формуле:
Ц = СВ П
где СВ - средние затраты (себестоимость); П - величина прибыли в цене, которая устанавливается самим пидприемством.
Этот метод относительно прост, но имеет некоторые недостатки, особенно при применении в гостиничном бизнесе, через высокие постоянные издержки. Он не учитывает спрос, а также цены, которые предлагают конкуренти.
- Расчет цены на основании фиксированного дохода заключается в
том, что цену поставлена в жесткую зависимость от загального
размера прибыли, который предприятие предполагает получить вид
продажи определенного количества послуг.
Цена устанавливается с использованием формулы:
Ц = Вз (Вп Пз) / N
где Вз - переменные затраты на единицу продукта (услуги); Вп - постоянные затраты на весь туристический продукт за определенный период; Пз - общая сумма прибыли, которую можно получить от продажи за то же время, N - объем продаж продукта (услуг) в натуральном вимири.
Расчет цены по уровню текущих цен заключается в том, что цену рассматривают и устанавливают на уровне цен на аналогичные услуги у конкурентов или на уровне текущей рыночной цини.
Метод ценообразования "за уровнем спроса" предусматривает установление цены с помощью пробной продажи туристического продукта или услуг в различных сегментах рынка. При этом учитываются условия продажи, конъюнктура рынка, сопутствующие послуги.
Метод ценообразования на основе закрытых торгов предполагает установление цены на конкурсной основе с целью получения заказа на обслуживание. (Торг за выгодный контракт).
В туристической сфере могут применяться и другие методы ценообразования. Выбор метода ценообразования и установление в соответствии с ним определенного уровня цены является начальным этапом разработки ценовой стратегии и тактики туристического пидприемства.
Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цены на производимую им продукцию или послуги.
Последовательность процесса ценообразования показано на рис. 8.2.1.
Исходным этапом ценовой политики предприятия является определение ее целей. Таковыми могут быть:
обеспечение существования (выживания) в условиях конкуренции;
максимизация получения текущей прибыли;
завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества послуг.
В дальнейшем необходимо определить спрос на туристический продукт и услуги, который определяет верхний уровень цены. Минимальный уровень цены очерчивают общие расходы пидприемства.
Существенно влияет на цену поведение конкурентов и цены на их продукцию или послуги.
Оптимально установленная цена на туристический продукт должна полностью обеспечивать возврат всех расходов, связанных с производством и реализацией этого продукта, а также получения определенного прибутку.
Все выше приведенные методы ценообразования учитывают следующие варианты: очень низкая цена, возможная цена и очень высокая цена. Но это не означает, что установленные предприятием цены остаются без изменений. Они постоянно корректируются предприятием и государством в соответствии с изменением конъюнктуры ринку.
Ценообразование в сфере услуг и в туризме, в частности, имеет ряд особенностей:
туристические услуги является конечным продуктом, предназначенным непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги - это розничные цены;
устойчивый спрос на туристические услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на них необходимо учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать негативные эмоции у потенциальных покупателей;
процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере туризма применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на туристические услуги носит сезонный характер;
туристические услуги реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как цены для иностранных туристов, как правило, более высокие, чем для отечественных, и устанавливаются в свободно конвертируемой валюте;
цены на туристические услуги включают потребительскую стоимость, которая не вступает непосредственно товарной формы (например, памятники истории, культуры, архитектуры и т.п.) не являются продуктами труда, а созданы природой (горы, водопады).
Цена на туристические услуги имеет две грани: нижнюю и верхнюю. Нижней границей выступает себестоимость туристического продукта, а верхнюю определяет спрос на туристические услуги. Следовательно, величина цены на турпродукт определяется его стоимостью и спросом. Кроме этого, на цену туристического продукта влияет целый ряд факторов: категория обслуживания, форма обслуживания (групповая или индивидуальная), конъюнктура рынка туруслуг, сезонность предоставления услуг, транспортное средство, используемое, эффективность рекламы и инши.
Большое влияние на ценообразование в туристической индустрии должно государство, и которая через различные средства может регулировать цены на туристическую продукцию. Так, в Украине почти все памятники природы, истории, культуры, архитектуры находятся в сфере влияния государственного сектора. Вся социальная инфраструктура, автомобильные дороги, железная дорога да и большинство авиакомпаний контролируются державою.
Государство устанавливает и регулирует цены в государственных гостиницах, санаториях, пансионатах, домах видпочинку.
Частично государство может повлиять на цену и с помощью экономических рычагов, например, используя валютный контроль, устанавливая новые налоги или увеличивая существующие.
8.1. содержание и формы финансовой деятельности туристического предприятия 8.3. экономическая эффективность деятельности туристического предприятия