12.3. учет налога на прибыль

В отличие от НДС, учет налога на прибыль по операциям субъектов туристической деятельности не имеет такой существенной специфики, хотя на определенных его моментах все-таки необходимо остановиться детальнише.
При использовании посреднических схем существует значительная разница в налоговом учете посреднического вознаграждения и транзитных сумм, поступающих в связи с такими договорами от покупателя услуг в пользу комитента (доверителя или принципала).
Сумму посреднического вознаграждения включаются в валовой доход туристического посредника на общих основаниях, предусмотренных п. 11.3 ст. 11 Закона о прибыли, то есть по первому из событий: зачисления средств на банковский счет комиссионера (поверенного, агента) или по дате фактического предоставления посреднической услуги. Такой же порядок увеличения валового дохода применяется и по суммам компенсации стоимости расходов, понесенных посредником при выполнении поручения. Валовые расходы посредника увеличиваются на соответствующие расходы также по общим правилам (по дате списания средств со счета или по дате оприходования товаров, а в случае приобретения результатов работ или услуг - по дате их фактического получения).
Что касается транзитных сумм, то в этом случае так же, как и с НДС, существуют определенные сложности. Если предметом посреднической операции является имущество, то и его стоимость, а также суммы прочих расходов, связанных с его реализацией третьим лицам, в налоговом учете по налогу на прибыль не отражаются согласно п.7.9 ст.7 Закона о прибыли (в отличие от НДС, по которому стоимость товаров и соответствующие средства участвуют в формировании базы налогообложения). Вместе с тем ситуация, в которой предметом посреднического договора являются услуги, ни в п.7.9, ни в других статьях этого Закона прямо не згадуеться.
Впрочем ГНАУ распространяет такой подход и на операции по предоставлению (получения) услуг через посредников. Так, в письме от 30.06.98 г. № 7832/10/15-2117 ГНАУ разъясняет, что средства, поступающие налогоплательщику - поверенному для закупки оборудования на основании договора поручения, остаются в собственности доверителя и "не е
Оплатой товаров (работ, услуг) ". Как видим, вместо термина "имущество" в этом письме применен другой срок: товары (работы, услуги). В другом письме (от 19.01.98 г. № 449/10/16-1321) ГНАУ разъяснила, что базой налогообложения экспедиционных услуг является полученная экспедитором компенсация за предоставленные им услуги после его расчетов со всеми участниками транспортного процесса. Иначе говоря, стоимость услуг, которые проходят через посредника, так же как и оплата за такие услуги, в налоговом учете посредника отображаться не повинни.
И еще один момент, который касается особенностей формирования валовых расходов субъектов туристической деятельности. Согласно пп.5.4.10 ст.5 Закона о прибыли, юридическим лицам, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по туристическому обслуживанию посторонних граждан, разрешено включать в валовые расходы затраты на содержание и эксплуатацию принадлежащих им (кроме подлежащих амортизации):
помещений жилищного фонда;
легковых автомобилей;
бытовых летательных аппаратов
моторных лодок, катеров и яхт, предназначенных для отдыха. По последним двум группам имущества Законом о прибуток
установлено также ограничения относительно их целевого використання.
Далее в этом же пункте содержится и ограничение в виде запрета на включение в валовые расходы, расходов на горюче-смазочные материалы, стоянку и парковку легковых автомобилей. Причем ограничение это сформулировано так, что сделать вывод о том, распространяется ли оно на юридических лиц, основной деятельностью которых является туристическая деятельность, довольно сложно. В письме от 11.11.99 г. № 9365/4/15-1216 ГНАУ отметила, что ограничения по включению в валовые расходы затраты на пальномастильни материалы (ГСМ), стоянку и парковку легковых автомобилей осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджеты обязательных сборов и платежей. Иначе говоря, согласно этим письмом указанное ограничение не зависит от вида деятельности платника.
Однако позже (письмо от 07.03.2000 г. № 1157/6/15-1116) ГНАУ изменила свою позицию и разъяснила, что в случае, если легковые автомобили принадлежащих налогоплательщикам, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по транспортному или туристическому обслуживанию посторонних граждан, то расходы таких плательщиков на содержание и эксплуатацию легковых автомобилей, в том числе и расходы на ГСМ, относящимся к их валовых расходов. Правда, далее в этом письме ГНАУ сделала еще более либеральный вывод, позволив таким плательщикам относить к валовым расходам стоимость ГСМ, использованных в процессе содержания и эксплуатации не только собственных легковых автомобилей (что предусмотрено Законом о прибыли), но и тех, которые принадлежат плательщику временно на основании договора оперативной оренди.
12.4. Упрощенная система налогообложения, учета и звитности
Указами Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 и № 746/99 от 28.06.99 "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727" Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства ", упрощенная система налогообложения, учета и отчетности введена для субъектов малого предпринимательства:
- юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднесписочная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен;
- физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень.
Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности , самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога:
- 6% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость";
- 10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого податку.
Субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо имеет право самостоятельно избрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения свидетельства об уплате единого податку.
Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 гривен и больше 200 гривен на мисяць.
В случае осуществления плательщиком единого налога предпринимательской деятельности с использованием наемного труда или при участии в предпринимательской деятельности членов его семьи, ставка единого налога увеличивается на 50 процентов за каждое особу.
Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками следующих видов налогов и сборов (обязательных платежей):
налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов;
налога на прибыль предприятий;
налога на доходы физических лиц (для физических лиц - субъектов малого предпринимательства);
платы (налога) за землю;
сбора на специальное использование природных ресурсов;
сбора в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
сбора в государственный инновационный фонд;
сбора на обязательное социальное страхование;
отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
коммунального налога; Module . налога на промысел;
сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг
взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
платы за патенты согласно Закону Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности".
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством, на выбор субъекта малого пидприемництва.
Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации. Заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода (квартала) при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный период.
Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения может быть принято не более одного раза за календарный год.
12.2. особенности учета налога на добавленную стоимость Глава 13. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ И В УКРАИНЕ