2.4. Влияние финансовой системы на темпы и пропорции развития экономики

В финансовой системе в целом и в разрезе отдельных подсистем сосредоточены значительные объемы финансовых ресурсов, которые составляют 80 и более процентов от объема валового внутреннего продукта. Эти средства находятся в постоянном движении, они обслуживают процесс создания, распределения и использования материальных и духовных ценностей в обществе, обеспечивая необходимые темпы развития и пропорции относительно уровня роста благосостояния каждого громадянина.
Отдельные составляющие финансовой системы, т.е. подсистемы, имеют конкретное функциональное назначение в обслуживании воспроизводственных процессов в экономике. Однако конечная цель их влияния единственная - создание условий экономического роста и обеспечения на его основе повышения общественного добробуту.
Ведущая роль в финансовой системе государства принадлежит подсистеме финансов предпринимательских структур. Здесь создается основная доля валового внутреннего продукта держави.
В предпринимательских структурах сосредоточены значительные фонды финансовых ресурсов, однако в разрезе отдельных предприятий средства размещены неравномерно, поэтому возможности их расширения и развития неодинаковы. Неравномерность финансового обеспечения некоторых предприятий за счет собственных ресурсов связана как с внутренними факторами, так и с зовнишними.
К числу внутренних факторов относятся себестоимость продукции, ее качество, уровень организации производства и т.п.. К внешним - система налогообложения, лицензирования, насыщенность рынка товарами определенной группы, платежеспособность покупцив.
Государство, используя финансовые методы, может регулировать темпы и пропорции развития отдельных отраслей экономики. Для этого используется прежде налоговый механизм. Предоставляя налоговые льготы, она способствует увеличению собственных финансовых ресурсов предприятий, расширению их финансовых возможностей. Осуществляя регулирование темпов развития определенных отраслей экономики, государство может создавать благоприятный инвестиционный климат для привлечения внешних источников финансирования, а также ресурсов банковской системы и населения. Благоприятный инвестиционный климат можно вводить, в частности, путем предоставления привилегий в импорте, создание оффшорных зон, технополисов, специальных экономических зон тощо.
Значительные возможности использования финансов предприятий для развития экономики заложены в совершенствовании организации и управления на самых предпринимательских структурах. Ведь управление финансовыми ресурсами непосредственно на предприятиях имеет довольно слабую методическую и организационную обеспеченность. В Украине нет опыта управления финансами предприятий на уровне производственной структуры в условиях ринку.
Весь опыт организации и управления финансами в условиях социалистической централизованной экономики оказался для рынка негодность. Очевидно встал неумение прогнозировать финансовые показатели и эффективно использовать собственные финансовые ресурсы. Сейчас предпринимательские структуры обладают 25-30 процентами всех финансовых ресурсов государства. Эти значительные средства при отсутствии опыта и умения со стороны управленческого персонала эффективно их использовать становятся еще одним фактором финансовой дестабилизации в государстве. До 40 процентов полученной прибыли используется на поощрение и другие, не связанные с развитием производства, цили.
Достаточно острой является проблема с использования оборотных средств, от чего в значительной мере зависит развитие производственной сферы. В течение 1995-1998 pp. объем оборотных средств в экономике государства увеличился в 3,5 раза. По состоянию на 1 января 1999 г. объем оборотных средств превышал годовой показатель валового внутреннего продукта. Отвлечение такого количества финансовых ресурсов в производственных запасов, на незавершенное производство и готовую продукцию, хранящуюся на складах, значительно снижает темпы экономического розвитку.
А ускорение оборота оборотных средств лишь на один день дает сейчас возможность в экономике в целом высвободить 4,2 млрд. гривен финансовых ресурсов. Это значительные резервы для экономического роста и преодоления нехватки средств в пидприемств.
Время надо принять действенные и эффективные меры по усилению платежной дисциплины и ответственности субъектов предпринимательской деятельности за своевременное осуществление расчетов и выполнения договорных обязательств. Так, общая сумма просроченных платежей предприятий и организаций на 1 января 1999 г. составляла более 140 млрд. гривен. Несвоевременное же проведения расчетов создает трудности для финансового обеспечения хозяйственной дияльности.
Значительно ограничивает влияние финансов на развитие экономики бартеризация хозяйственных связей. Бартер как антиекономичне явление признаком сокращения финансовых возможностей предприятия и одновременно неконтролируемым перераспределением финансовых ресурсов между хозяйственными структурами, а также фактором тенизации экономики. Для ликвидации бартерных операций необходимо принять решительные меры как экономического, так и административного воздействия. Одним из направлений борьбы с бартером должны стать штрафные санкции и применение векселив.
Государственные финансы, то есть прежде всего система бюджетов государства, в рыночных условиях является одним из самых действенных инструментов воздействия на темпы и пропорции развития экономики и социальной сферы. Мобилизуя доходы в бюджет, государство влияет на финансовые возможности хозяйственных структур и граждан с помощью объектов налогообложения, ставок налогов и льгот при оподаткуванни.
Значительные возможности у бюджета относительно влияния на темпы и пропорции развития экономики при финансировании именно из бюджета и прежде расходов на развитие экономики. Так, из бюджета осуществляется финансирование операционных и других расходов на развитие агропромышленного комплекса, предоставляются дотации угольной промышленности, направляются капитальные вложения в ряд объектов общегосударственного значения, финансируемых научно-технические програми.
С помощью бюджета создаются специальные экономические зоны, которые существенно влияют на ускорение территориального развития экономики. Однако больше бюджет влияет на темпы и пропорции развития экономики благодаря финансированию социальных расходов и науки. При этом из бюджета финансируется подготовка кадров, здравоохранение, сохранение окружающей среды и т.д.. Конечно, объемы расходов из бюджета на науку играют решающую роль для развития экономики и социальной сфери.
Государственные финансы, т.е. система бюджетов государства, на сегодня самыми. На протяжении всех лет образования финансовой системы независимой Украины в совершенствовании подсистемы государственных финансов осуществлен решительные крокив.
Это прежде всего принятие Закона о бюджетной системе Украины. Можно без преувеличения считать этот закон одним из самых прогрессивных в Европе. Его справедливо называют еще финансовой конституцией государства. Этот закон закрепил фундаментальные принципы организации государственных финансов. Им определены звена сводного бюджета, четко очерчены назначение и роль каждой из них. В этом законе приведен перечень прав и обязанностей различных ветвей власти по бюджету, выписана последовательность бюджетного процесса, определен ряд доходов и расходов каждого из бюджетов. Однако это хоть и значительный, но только первый шаг в процессе реформирования системы бюджетов государства. Своего решения ждут такие важные вопросы, как:
расширение доходной части бюджетов за счет увеличения прямых и сокращение косвенных налогов;
осуществление мероприятий по экономии государственных средств, сокращение бюджетных расходов, совершенствование форм и методов их финансирования;
принятия мер по сокращению бюджетных дотаций и субсидий, перехода к предоставлению финансовой помощи непосредственно потребителям;
рационализация сети научно-исследовательских и социально-культурных учреждений, содержащихся за счет государства, расширение их финансирования за счет внебюджетных источников;
определение оптимального объема бюджетных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений путем определения предприятий, которые в условиях рынка не могут обеспечить расширенное воспроизводство;
относительное сокращение бюджетных расходов на оборону и управления благодаря воплощению принципа разумной достаточности о численности и структуры Вооруженных сил, а также рационального построения и использования аппарата государственных властных структур.
Важным условием успешного функционирования бюджетной системы должно стать углубление реформы бюджетных взаимоотношений между центральными и региональными уровнями власти на основе разграничения ответственности за решение экономических и социальных проблем страны и отдельных административно-территориальных образований путем соответствующего распределения государственных расходов и доходив.
Для реализации этого положения будет определен размер гарантированного уровня расходов на социально-экономическое развитие административно-территориальных образований. Обеспечение такого уровня масс осуществляться с учетом совокупности отношений относительно распределения и использования финансовых ресурсов, создаваемых на соответствующей территории, и перераспределительных межрегиональных процесив.
Требует также совершенствования доходная часть бюджетов. Общий уровень налогообложения, размеры ставок налогов, их количество и база налогообложения должны вступить стабильности. В общем, система налогообложения должна обеспечить оптимизацию структуры распределения и перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет в пределах 45-47% от ВВП.
Доходная часть бюджета должна приобрести стабильности и обеспечить обязательность и равномерность в уплате налогов всеми юридическими и физическими лицами, недопустимости любых проявлений дискриминационного отношения к отдельным плательщикам. Совершенствование системы мобилизации доходов в бюджеты требует изменений в подходах относительно предоставления льгот некоторым плательщикам. Чрезмерная перегруженность действующего налогового законодательства большим количеством предоставленных льгот приводит к всевозможным искажений экономических условий хозяйствования различных хозяйственных субъектов и неоправданного, с экономической точки зрения, перераспределения доходив.
Неотложной по совершенствованию действующей системы мобилизации доходов является необходимость законодательного обеспечения защиты прав налогоплательщиков, разработка норм и правил ведения учета и форм отчетности для целей налогообложения с использованием международных стандартов. Все это должно быть отражено в налоговом кодексе держави.
В финансовой системе Украины возникла и развивается новая подсистема, которая получила название "Централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения". К ней относятся: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд конверсии, Государственный инновационный фонд, внебюджетные фонды местных советов и другие. Всего в Украине сейчас насчитывается более 350 различных внебюджетных фондив.
Все централизованные и децентрализованные фонды на сегодня концентрируют в своем распоряжении почти четверть всех финансовых ресурсов государства. Средства указанных фондов расходуются, как правило, на социальные нужды, они помогают прежде поддерживать жизненный уровень значительной части населения, которые закончили свою трудовую деятельность по возрасту, в связи с потерей трудоспособности или безработицей. Эти фонды способствуют локализации-негативных социальных проявлений в обществе, помогают определенным гражданам осуществить переквалификацию тощо.
Например, Фонд конверсии и Государственный инновационный фонд влияют на развитие экономики благодаря финансированию инновационных проектов, созданию новых производств и технологий, форм организации хозяйственной деятельности. Поэтому актуальными с вопросы научного обоснования объема и целевого назначения фондов, а также контроля за целевым использованием их коштив.
Подсистема "Государственный кредит" призвана мобилизовать финансовые ресурсы для финансирования расходов из бюджета, которые не возмещаются его доходами. Название "Государственный кредит" не совсем соответствует своей сути. Здесь точнее было бы название "Государственный долг".
Государственный долг бывает внешний и внутренний. Все средства как в пределах государства, так и по внешним заимствованиям, как правило, направляются на покрытие дефицита бюджета. Мобилизация средств через государственный кредит позволяет влиять на инфляционные процессы в государстве в сторону их зменшення.
На сегодня эта подсистема не развита и, как правило, воплощенная в двух формах: вкладов населения в Сберегательном и других банках, а также продажи государственных долговых обязательств. С развитием фондового рынка перераспределение финансовых ресурсов осуществляется с помощью упомянутой подсистемы, расти и в абсолютных, и в относительных размерах. Это будет достигаться за счет увеличения продажи государственных ценных бумаг как физическим, так и юридическим лицам. В 1995 году начато проведение аукционов по продаже государственных ценных бумаг. Эта деятельность государства на фондовом рынке продолжится. Расти также и вклады населения в банках. Об этом свидетельствует динамика по увеличению объемов банковских депозитов в последние годы. Так, на 1 января 2000 года денежные сбережения населения составили 126 млрд. гривен. Некоторые изменения произошли в структуре сбережений - наличные уменьшилась с 82,6 до 80,5%, а остатки их вкладов в Сберегательном и коммерческих банках повысились с 17,3 до 19,5%.
Для успешного функционирования данной подсистемы надо прежде законодательно закрепить гарантии государства по возврату средств граждан и сохранения их от обесценивания. Законом "О государственном внутреннем долге" предусмотрены лишь первые шаги в направлении решения этого питання.
Важную роль в финансовой системе должна играть подсистема "Страховые и резервные фонды". Реформирование экономики предполагает возникновение большого количества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в обеспечении защиты своей предпринимательской деятельности, имущества и доходов от различных негативных последствий и непредвиденных ситуаций. Именно в это время должна получить значительное развитие страховое дело и прежде виды страхования, которые почти не развивались ранише.
В конце 1999 года в Украине насчитывалось 700 страховых организаций, которым были выданы лицензии на осуществление страховой деятельности. Как известно, создание страховых организаций происходит в форме хозяйственных обществ преимущественно закрытого типа. Положение в страховании дает основание для вывода, что здесь следует принять решительные меры для его развития и превращения в надежный инструмент рыночных видносин.
Сейчас нужна научно обоснованная концепция развития страхового дела в направлениях:
создание правового поля для обеспечения эффективного функционирования рынка страховых услуг, регулирования страховой деятельности и соблюдения прав и обязательств всех сторон, участвующих в страховании
определение форм и направлений страховой деятельности, которые точно соответствуют современному состоянию в экономике и потребностям как страховщиков и страхователей, так и государства;
обоснование средств и форм государственного контроля и регулирования страхового рынка, включение страхования в перечень важных финансовых инструментов регулирования экономики;
создание условий стабильности развития страховых организаций;
обеспечение приоритетного развития тех видов страхования, способствующих финансовой стабилизации в государстве;
создание конкурентной среды между субъектами, осуществляющими страховую деятельность;
обеспечения гарантии компенсации средств юридическим и физическим лицам при наступлении страхового случая;
создание системы учета и отчетности страховой деятельности с целью формирования банка достоверной информации и ее доступности.
Большое значение для эффективного функционирования финансовой системы имеет подсистема "Финансовый рынок". Финансовый рынок имеет в своем составе рынок денег, рынок кредитов, рынок ценных бумаг и рынок финансовых услуг только формируется в Украине. За 1999 интенсивного развития получил только одно направление рынка - рынок ценных паперив.
Принятие Указа Президента Украины "Об инвестиционных компаниях" дало толчок к развитию совместного инвестирования в ценные бумаги, что создает механизм защиты мелких инвесторов. На фондовом рынке сегодня работает более 500 торговцев ценными бумагами, которые получили соответствующие дозволи.
Разработана и подана на рассмотрение правительству концепция создания и развития фондового рынка Украины. ее согласовано с соответствующими ведомствами, фондовой биржей и Ассоциацией торговцев ценными паперами.
В течение 1999 года закончено формирование законодательной базы для выпуска государственных ценных бумаг, которые обеспечивают государству неинфляционные средства финансирования бюджетного дефициту.
Создание полноценного рынка требует ускоренного развития рынка кредитов и рынка денег. В дальнейшем эти направления будут благоприятные условия для своего совершенствования и активнее влиять на стабилизацию финансового положения в держави.

2.3. Правовые и организационные основы финансовой системы 3. ФИНАНСОВАЯ НАУКА