2.3. Правовые и организационные основы финансовой системы

Финансы как категория существуют объективно и подчиняются экономическим законам. От уровня познания их сути и назначения зависит их использования в экономической системе государства. Время любое использование финансов властными структурами государства является субъективным, то есть на нем отражаются интересы определенных экономических, социальных и политических сил, которые могут не совпадать с интересами общества или большинства его членив.
При демократического государства с рыночной экономикой основным назначением финансов является обеспечение роста общественного благосостояния. Для достижения поставленной цели осуществляется жесткое правовое регулирование относительно использования финансов в экономических и социальных процесах.
Построение эффективной финансовой системы требует больших научных исследований, глубокого анализа причин и последствий создания и использования фондов финансовых ресурсов, влияния этих процессов на все аспекты жизни государства. В процессе функционирования финансов возникают определенные отношения между субъектами создания и использования фондов финансовых ресурсов. Эти отношения имеют свою сложную структуру, где проявляются интересы каждого из субъектов, в значительной степени основываясь на противоречия. Гармонизация этих интересов - огромное и сложное задание законотворческой деятельности в держави.
Правовое регулирование финансовых отношений, возникающих при создании и использовании фондов финансовых ресурсов является одной из форм управления со стороны государства экономическим и социальным развитием. Все действия государства в сфере финансов должны основываться на правовых актах. Эти акты выполняют следующие основные функции: определяют круг юридических и физических лиц, на которые определенного времени распространяется действие правовой нормы; регламентирующие права и обязанности юридических и физических лиц по мобилизации и использования фондов финансовых ресурсов; является основой для принятия соответствующих мер по выполнению правовых норм.
Субъектами финансовых отношений является государство, граждане и предпринимательские структуры. Все финансово-правовые отношения возникают и прекращаются на законодательной основе. Они могут прекращаться также в случаях, установленных законом, например, в случае уплаты платежей, использование предусмотренных ассигнований тощо.
Правовые нормы, регулирующие финансовые отношения, являются системой финансового права, которая основывается на конституции государства. Так, в главе 2 Конституции Украины, где говорится о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, статьей 67 определено, что каждое лицо обязано уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
В статье 92 указано, что исключительно законами Украины устанавливаются государственный бюджет Украины и бюджетная система, система налогообложения, налоги и сборы; принципы относительно создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типи.
Вопросы, которые касаются финансовой системы, определяются также в статьях 95-99,116,119,143 и в некоторых других. На основе Конституции принимается ряд законов, регулирующих определенные сферы финансовых отношений. Это прежде всего Закона "О бюджетной системе Украины", "О системе налогообложения Украины" и ин.
От имени государства организационную работу по выполнению действующего законодательства проводят финансовые органы. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов. Оно несет ответственность за финансовое составляете государства, разработку и реализацию финансовой политики. Для оперативного руководства создается коллегия, которую утверждает Кабинет Министров Украини.
На коллегии рассматриваются проекты нового финансового законодательства, отчеты руководящих работников министерства и подотчетных ему финансовых органов, проекты бюджета и вопросы контроля за его выполнением. В аппарате министерства создаются управления и отделы. На Министерство финансов возложены следующие основные функции:
подготовка проекта государственного бюджета Украины, представления его в Кабинет Министров, а после одобрения от имени правительства в Верховную Раду;
организация выполнения бюджетов, подготовка отчета о его выполнении и представлении отчета на утверждение в Верховную Раду, разработка проектов нового финансового законодательства и нормативных актов по финансовым вопросам;
обоснование основных положений финансовой политики государства и представления на рассмотрение правительства и Верховной Рады Украины концепции бюджетной и налоговой политики;
рассмотрение и реализация управленческих решений, связанных с использованием финансовых ресурсов;
осуществление контроля за соблюдением финансового законодательства всеми органами управления;
руководство оперативной работой финансовых органов разных уровней;
контроль, ревизия, проверка финансово-хозяйственной деятельности всех государственных организаций, учреждений и пидприемств.
Финансовые органы государственной администрации, а также исполкомов местных советов базового уровня выполняют свои функции в соответствии с действующим законодавства.
Управление финансами предприятий осуществляют их финансовые службы. Соответственно функционируют финансовые подразделения и на уровне министерств и ведомств. их полномочия несколько отличаются относительно предприятий различных форм власности.
К числу органов, осуществляющих управление отдельными звеньями финансовой системы, относятся также Государственная налоговая администрация, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Пенсионный фонд, Межбанковская валютная биржа, Счетная палата. их права и обязанности определяются соответствующими законами.
2.2. Структура финансовой системы 2.4. Влияние финансовой системы на темпы и пропорции развития экономики