2.2. Структура финансовой системы
Финансовая система - это совокупность отдельных ее звеньев, имеющие особенности в создании и использовании фондов финансовых ресурсов, которые сосредоточены в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, определенных финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения экономических и социальных потребностей общества в целом, отдельных его слоев населения , хозяйственных структур, отдельных громадян.Финансовые системы государств могут отличаться по структуре и функциям. Это обусловлено видами форм собственности, политическими ориентирами правящих элит, уровнем экономического развития государства и т.д.. Сейчас в мире насчитывается более 20 различных моделей финансовых систем отдельных государств. При наличии определенных различий они имеют общую основу в перечень отдельных ланок.
Структура финансовой системы может быть рассмотрена на примере финансовой системы Украины. ее можно представить по следующей схеме:
Ведущее место в финансовой системе занимают финансы нефинансового сектора экономики, то есть финансы предпринимательских структур. Они обслуживают создание валового внутреннего продукта - основного источника финансовых ресурсов. К этому звену принадлежат финансы как производственной, так и непроизводственной сфер. Финансы производственной сферы могут разделяться в зависимости от формы собственности, как на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, совместные т.п., так и в зависимости от вида деятельности, на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство тощо.
К этому звену относятся также финансы так называемой непроизводственной сферы, которая делится на финансы образования, здравоохранения, культуры, науки, обороны и других подразделений. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, наряду с собственными источниками, бюджетного финансування.
В нефинансовом секторе экономики ведущее место принадлежит предприятиям государственной формы собственности. С развитием рыночных реформ удельный вес предприятий негосударственной формы собственности зростатиме.
Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложная и многоплановая звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают, государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности, государственный кредит, государственное личное и имущественное страхование. Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сводном бюджете держави.
Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящие в бюджетную систему. Принципы построения бюджетной системы регулируются бюджетным законодательством и зависят прежде всего от ее административно-территориального деления. Взаимоотношения между различными составляющими бюджетной системы определяются уровнем развития демократических принципов в держави.
Сводный бюджет Украины включает государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов. Он охватывает все сферы экономической деятельности государства. По своей сути бюджет характеризует финансовое положение государства. Однако бюджет - очень сложная экономическая категория, к которой нельзя подходить однозначно, как использовать его показатели без детального анализа структуры бюджетной системы держави.
Централизованные и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд содействия занятости, Фонд конверсии, Валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Они в определенной мере дополняют государственный бюджет, однако специфика их заключается в том, что эти фонды имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. По сути, перечисленные фонды являются новой составляющей государственных финансов Украины, которая находится на стадии становлення.
Государственный кредит является задолженностью государства перед своими гражданами и хозяйственными структурами, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством. Значительный долг дает основания для вывода, что государство живет за счет будущих поколений. Большая сумма долга негативно влияет на расходную часть бюджета, поскольку требует затрат на обслуговування.
Страховые и резервные фонды играют специфическую роль в финансовой системе. Они являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, возникшие по непредвиденным причинам, или финансового обеспечения мероприятий, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для держави.
Страховые фонды создаются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций и страховых компаний различных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной житти.
Наличие страховых и резервных фондов финансовых ресурсов дает возможность локализовать потери экономики и отдельных граждан, связанные с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступления страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной дияльности.
Финансовый рынок - звено финансовой системы, которая создает и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает рынок денег, кредитных ресурсов, ценных бумаг и финансовых послуг.
Рынок денег или валютный рынок - это создание фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой. При девальвации национальной денежной единицы предпринимательские структуры и население, владельцы национальной денежной массы несут потери пропорционально темпам обесценивания национальной денежной единицы, а владельцы валюты иностранного государства получают дополнительный доход. Впрочем, девальвация национальной денежной единицы имеет и некоторые положительные признаки. Она, в частности, влияет на уменьшение импорта и, следовательно, расширяет рынок сбыта для собственных товаровиробникив.
Рынок кредитных ресурсов является формой привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие нужды. Рынок кредитных ресурсов регулируется с помощью учетной ставки национального банку.
Рынок ценных бумаг - это мобилизация средств на нужды хозяйственной деятельности путем выпуска и реализации ценных бумаг, которые являются гарантом возврата вложенных средств и получения дохода. Все операции по реализации ценных бумаг осуществляются на фондовом рынке. Существует также внебиржевая торговля ценными бумагами. Фонды финансовых ресурсов, мобилизованы на фондовых биржах при продаже ценных бумаг, существенно влияют на уровень финансового обеспечения развития экономики, укрепления финансового положения держави.
Финансы домохозяйств является средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания указанных фондов являются заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или его семьи. К доходам домохозяйств относятся доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты на капитал, вложенный в ценные бумаги тощо.
К расходам домохозяйств относятся расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирования сбережений, покупку ценных бумаг и другие расходы. Домохозяйства по своей экономической сути - это хозяйственные структуры исключительного типа, деятельность которых основывается на создании и использовании фондов финансовых ресурсов. Эта подсистема самое связана с другими подсистемами финансовой системи.
Так, домохозяйства получают средства из бюджета и от хозяйственных структур в счет оплаты труда и при получении бесплатных услуг от государства. Со своей стороны домохозяйства вносят платежи в бюджет и централизованных фондов, участвующих в формировании и использовании страховых фондов, являются субъектами финансового рынка. Экономическая сущность и назначение каждой из подсистем полно раскрывается в их взаимодействии и методах воздействия на другие системы экономики государства.
2.1. Теоретические основы построения финансовой системы | 2.3. Правовые и организационные основы финансовой системы |