4.3. Формы и методы реализации финансовой политики

Важным этапом осуществления финансовой политики в государстве является выбор форм и методов ее реализации. Реализация финансовой политики политическими силами, находящимися у власти, является достаточно сложным процессом, который требует отработки полной стратегии и тактики в использовании финансов при управлении экономическими и социальными процессами в держави.
По имеющейся практики для оценки успешности проведения финансовой политики в государстве используют, как правило. два показателя - уровень дефицита бюджета и стабильность национальной денежной единицы. Однако это интегральные показатели, на каждого из которых влияет большое количество факторов, которые могут составлять самостоятельные направления финансовой политики.
Так, уровень дефицита бюджета находится в прямой зависимости от проведения бюджетной и налоговой политики. Реализация бюджетной политики, которая бы способствовала сокращению дефицита бюджета и тем * самым недопущению инфляции требует прежде приведения расходов бюджета в соответствие с имеющимися доходами.
Доходы бюджета могут сокращаться как в результате объективных, так и субъективных причин, однако государство не всегда своими действиями приводит в соответствие расходную часть бюджета с имеющимися доходами. В результате возникает дефицит, который может покрываться внутренними, или внешними заимствованиями, а в случае их отсутствия - допэмиссией грошей.
Внешние и внутренние заимствования временно уменьшают финансовые неурядицы в государстве, однако они потенциально способствуют увеличению дефицита бюджета в дальнейшем, когда наступает срок возврата заимствований и выплаты процентов по ним. Но в том случае, если внутренние и внешние заимствования использованы на финансирование капитальных вложений или высокоэффективных экономических программ, то их инфляционное влияние будет несколько нейтрализован, поскольку полученный эффект частично перекроет будущие расходы, направленные на возврат долгов и выплату процентов по ним. Если же заимствования использованы на финансирование текущих расходов, то это лишь отсрочена инфляция.
Покрытие дефицита бюджета за счет эмиссии денег является непосредственным содействием инфляции с экономической точки зрения является дополнительным налогом с юридических и физических лиц. Бюджетная политика тесно связана с налоговой. Это две стороны одного и того же явления - финансовой политики. Если же рассматривать только расходную часть бюджета по принятию определенных мер для ее осуществления, то можно утверждать, что это сфера бюджетной политики, но расходы нельзя рассматривать отдельно от доходов. Вопрос доходов - это вопрос налоговой политики, и их также следует рассматривать в связи с видатками.
Учитывая это конкретные формы и методы реализации бюджетной и налоговой политики предусматривают:
нахождения и использования научно обоснованной величины перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему в соответствии с уровнем экономического развития государства, использования методов государственного регулирования экономического и социального развития;
совершенствование бюджетного процесса, внедрение его четкой регламентации на стадиях разработки проекта бюджета, его исполнения и контроля за расходованием средств, создание научно обоснованной системы прогнозирования показателей бюджета, постепенный переход к среднесрочному и перспективного финансового и бюджетного планирования;
сокращение объема отдельных видов дотаций и субсидий, предоставляемых из бюджета, с усилением социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
постоянное осуществление финансового контроля за деятельностью государственных предприятий, организаций и учреждений с целью предотвращения бесхозяйственности и расточительству, эффективное использование бюджетных средств и государственного имущества;
совершенствование межбюджетных отношений, обеспечения их стабильности, усиления заинтересованности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов и своевременном взимании налогов;
достижение стабильности налоговой системы и ее упрощения, снижения налоговой нагрузки. - Справедливый подход ко всем налогоплательщикам, отмены многочисленных льгот, что отрицательно сказывается на формировании стоимостных показателей в экономике государства;
при налогообложении юридических лиц необходимо постепенно уменьшать начисления на фонд оплаты труда, которые влияют на уровень цен, их структуру, конкурентоспособность украинских товаров. О налогообложении физических лиц, то необходимо уменьшать налоговую нагрузку на граждан со сравнительно низкими доходами.
Важное значение для осуществления финансовой политики и оздоровления финансового положения в государстве имеет развитие финансовой инфраструктуры, прежде всего внедрение медицинского ее социального страхования, расширения страхования жилья, транспортных средств, имущественной ответственности. Это и меры по эмиссии ценных бумаг, их размещение среди населения позволят мобилизовать свободные средства для финансирования инвестиционных проектов с коротким сроком окупности.
Изъятие из обращения свободных наличных средств способствовать также стабильности денежной единицы, что, как зазначаюся выше, является одним из важных показателей финансовой политики. Этому должна способствовать также капитализация банков путем привлечения ими дополнительного акционерного капитала, капитализации своей прибыли, реорганизации банков путем слияния или присоединения, введение жесткого контроля за регулированием ликвидности коммерческих банков; разработка стратегии обеспечения стабильной работы крупных банков на основе реализации программ увеличения их капитала и реструктуризации активов , совершенствование механизма привлечения средств иностранных инвесторов к банковской системе краини.
Направлением реализации финансовой политики, направленной на достижение финансовой стабильности, является дальнейшее расширение безналичных форм расчетов коммерческих банков с физическими лицами в торговой, бытовой и других сферах обслуживания населения благодаря созданию системы электронных пластиковых карточек, перевод доходов граждан на вклады и расчетные счета в учреждениях банков, проведения расчетов чеками, перечисление средств с банковских счетов населения за приобретенные им товары, полученные услуги, коммунальные платежи тощо.
Важной составляющей финансовой политики в государстве является осуществление мероприятий по успешного функционирования фондового рынка, который способствует обращения и рациональному размещению финансовых ресурсов, создает условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, для добросовестной конкуренции и ограничения монополизма. Для дальнейшего развития и эффективного функционирования фондового рынка важное значение приобретает приоритетное развитие корпоративных ценных бумаг, развитие инфраструктуры фондового рынка, в том числе создание надежной централизованной системы - национального депозитарию.
Учитывая это важно создать единую систему управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания правительственных заимствований. Составляющими финансовой политики является содействие рациональному расходованию ресурсов, максимальному использованию возможностей для эффективного промышленного и аграрного развития, определению структурных приоритетов, формированию экономических условий для динамичного развития отечественного производства и национального капитала.
4.2. Задачи и принципы финансовой политики 4.4. Финансовая безопасность государства