5.4. Баланс финансовых ресурсов и расходов в государстве

В условиях становления государственной независимости Украины, реформирования ее экономики, построения собственной финансовой системы вопрос создания научно обоснованных методических и методологических принципов построения баланса финансовых ресурсов и расходов государства имеет большое теоретическое и практическое значення.
Баланс финансовых ресурсов и расходов в государстве - это комплексный документ-прогноз, в котором отображается объем создаваемых финансовых ресурсов и их использования во всех секторах економики.
Баланс является составной прогноза экономического и социального развития государства, его финансовой программой. В нем раскрываются возможности финансового обеспечения темпов и пропорций развития экономики государства в прогнозируемом периоде и пропорции распределения ее валового внутреннего продукта. Он является базой для принятия управленческих решений по вопросам повышения эффективности использования всех видов ресурсов, обоснование резервов роста накоплений, привлечения дополнительных инвестиционных источников, а также служит информационной и аналитической основой для разработки и обоснования финансовой политики держави.
Проблема разработки баланса финансовых ресурсов и расходов государства имеет свою довольно длительную и сложную историю. Идея его разработки возникла еще в 30-е годы. Была сделана попытка охватить все финансы общественного сектора сводным финансовым балансом. Украинская ССР одной из первых среди республик бывшего СССР начала разрабатывать методологию составления финансового баланса. В 1928 году схема финансового баланса республики была разработана и представлена на рассмотрение в союзных органив.
Одновременно велись работы по разработке сводного финансового баланса страны. Такой баланс был разработан и утвержден на 1931 год Постановлением ЦИК и СНК СССР "О едином финансовый план". Но уже начиная с 1932 года работа по составлению единого финансового плана была приостановлена, что было не случайным. Практика выявила нереальность выполнения его положений в условиях, когда механизм управления и планирования народным хозяйством страны находился на стадии своего становления. Отсутствовали много других предпосылок для его реализации. Нереальной была идея его разработки в территориальном разрезе и на разных уровнях управления и планирования (республика, край, область, район и т.д.). Главными препятствиями, в частности, были: слабое развитие балансовых методов планирования, неудовлетворительное состояние учета и другой экономической информации, низкая квалификация кадров, отсутствие апробированных методик составления финплана в территориальном разрезе, что приводило сложность и одновременно низкое качество территориальных финансовых планов, которые разрабатывались на местах.
Все вышесказанное было причиной того, что начиная с 1932 года вместо единого финансового плана Госпланом СССР централизованно разрабатывался баланс государственных финансовых ресурсов только в масштабах страны, а работы по составлению территориальных балансов были припинени.
В 1964 году Госпланом СССР был введен порядок разработки и представления союзными республиками баланса финансовых ресурсов, охватывающим хозяйство, подведомственное Советам Министров союзных республик. Однако с 1967 года был отменен, вероятно, в связи с тем, что после хозяйственной реформы 1965 года отпала необходимость в его разработке. Однако практика вскоре подтвердила, что, наоборот, приобрели большое значение синтетические документы, которые характеризовали развитие народного хозяйства республики в территориальном разрезе. Это обусловлено тем, что в условиях отраслевого принципа управления хозяйством возможности республик по определению общеэкономических критериев для оценки разрабатываемых проектов планов и предложений по развитию республик оказались существенно ограниченными. Поэтому начиная с 1981 года работы по составлению финансовых балансов в союзных республиках возобновились, но только в тех хозяйствах, которые были подведомственны Совете Министров республики.
С обретением Украиной государственной независимости возникла необходимость коренной перестройки работы по составлению баланса финансовых ресурсов и расходов государства и прежде всего по разработке методических положений, что было вызвано:
переходом в подчинение Украине большого количества субъектов хозяйственной деятельности и бюджетных учреждений из ведения бывших союзных министерств и ведомств;
появлением новых источников доходов (отчисления в Фонд ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, фондов занятости, конверсии, доходы от приватизации, иностранные кредиты, доходы от кредитной эмиссии НБУ и т.д.), а также потребностей на финансирование мероприятий, которых раньше не было (расходы на оборону, внешнеэкономическую деятельность, обслуживание государственного долга, создание страховых и резервных фондов и т.д.);
введением новой системы налогообложения и новых видов налогов как для юридических, так и физических лиц, которые ранее не справлялись;
значительным падением удельного веса доходов субъектов государственной собственности в общем объеме доходов и расходов и коренным изменением системы управления предприятиями и организациями, а наряду с этим и действующего порядка отчетности (ликвидация отдельных министерств и ведомств, приватизация государственных объектов, создания совместных предприятий) ;
переходом большинства предприятий бывшего ВПК на выпуск гражданской продукции и открытую статистическую отчетность о показателях их роботи.
Целью разработки баланса финансовых ресурсов государства с определения размеров финансовых ресурсов, создаваемых в государстве и могут быть использованы для осуществления мероприятий по экономическому и социальному развитию на прогнозируемый период; становления сбалансированности доходов и расходов в государстве, а также обоснованности использования финансовых ресурсов на социальные гарантии населению , содержание непроизводственной сферы, развитие экономики, оборону и управления, исходя из программы экономического и социального развития государства; проверка экономического обоснования расчетов государственного бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения, платежного баланса и других финансовых балансив.
Достижение этой цели одновременно и является формой использования финансов для регулирования показателей экономического и социального развития, обеспечения их экономической обоснованности и ефективности.
Охватывая полный объем ресурсов в целом по государству независимо от того, в какой конкретной области они образовались и используются, баланс финансовых ресурсов и затрат в государстве отражает их общую характеристику по источникам и направлениям, является самостоятельным документом синтетического характера. Это позволяет использовать его показатели как критерии для оценки эффективности производства. Они дополняют общие показатели результативности общественного виробництва.
Необходимость в дополнительных показателях для измерения эффективности общественного производства обусловлена тем, что показатель валового внутреннего продукта не исчерпывает всесторонней оценки уровня эффективности. Известно, что в свое время в экономической литературе широко обсуждался вопрос общего критерия эффективности общественного производства. Однако до сих пор экономическая наука не имеет единого показателя, всесторонне отражает динамику эффективности производства. На практике в настоящее время используется несколько таких показателей (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, капиталоемкость, прибыль и т-ин.).
По нашему мнению, итоговые показатели баланса финансовых ресурсов и затрат в государстве и отдельных видов его доходов и расходов - могут стать дополнением к арсеналу показателей, используемых для оценки уровня эффективности общественного виробництва.
Баланс финансовых ресурсов и расходов в государстве разрабатывается Министерством экономики Украины совместно с Министерством финансов на основе показателей валового внутреннего продукта и национального дохода. На основании этих показателей развития государства осуществляется прогноз объема финансовых ресурсов по отдельным источникам и направлениям их использования в майбутньому.
В дальнейшем показатели баланса уточняются с учетом изменений объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а также привлекается широкий круг общих и аналитических показателей. Учитываются также факторы, которые могут повлиять на объем и использование финансовых ресурсов. В некоторых случаях показатели баланса определяются на основе экспертных оцинок.
Баланс финансовых ресурсов и расходов государства состоит из двух разделов: первый - доходы, второй - расходы по схеме 1.
Раздел доходов баланса включает финансовые ресурсы, созданные в экономике и сконцентрированы в государственном бюджете, в распоряжении хозяйственных структур, в централизованных и децентрализованных целевых фондах, страховых и кредитных учреждениях, долю доходов физических и юридических лиц, а также ресурсы, привлекаемые от международных финансовых институтов и зарубежных инвесторив.
Прогнозирование показателей баланса как по доходам, так и расходам имеет свои особенности, которые заключаются в том, что используются динамические ряды только начиная с 1990 года. Использование статистических данных за более ранний период невозможно из-за отсутствия необходимых отчетных данных в целом по Украини.
Наличие таких коротких динамических рядов затрудняет оценку параметров эконометрических моделей и вследствие этого приложения многомерных эконометрических методов прогнозирования. С другой стороны, невозможно провести тесты спецификация моделей. Эти обстоятельства делают целесообразным, во-первых, применение достаточно простых моделей для прогнозирования, а во-вторых, использование метода комбинации прогнозов. Метод комбинации прогнозов имеет два основных преимущества: а) не будучи оптимальным при прогнозировании конкретного показателя, этот метод довольно надежен при прогнозировании множества показателей б) учитывая разногласия между прогнозами, полученными различными методами, можно выявить показатели, которые плохо прогнозируются экстраполяционные методы и к которым целесообразно применить экспертные оцинки.
Прогнозируемое значение ПР (х) показателя х вычисляется как взвешенный средний показатель вариантов прогнозов ПР, (где), полученные различными методами по формулам (1) или (2)
где ah i = 1,4 - весовые коэффициенты прогнозов ПР, ПР2, ПР3, Пр4;
або
(2)
где а, - весовые коэффициенты прогнозов ПР, и ПР2;
ах = 0,4; аг = 0,6.
Вычисления по формуле (2) применяется в том случае, когда для получения ПР3 и Пр4 данных недостатньо.
Первый вариант ПР, (х) вычисляется по методу адаптивного сглаживания Брауна с полиномом нулевого порядка и параметром адаптации а = 0,3. Пусть хк (к = 0,1) значение х в к-м году, к = 0,1. По нулевой год условно принимается год начала записи данных. Как правило, это 1990 год. Сглаженный ряд хк строится из условия
(3)
(4)
Второй вариант ПР2 (х) вычисляется по методу адаптивного сглаживания Брауна с полиномом первого порядка и параметром адаптации а = 0,3. Прогноз на ти лет в момент времени к строится по формуле:
(5)
(6)
Третий вариант ПР3 (х) на t 1-й год исчисляется по методу обычной линейной регрессии:
(8) где коэффициенты а и Ь определяются из условия
(9)
(10)
(11)
Рассеяния вариантов прогнозов из отдельных показателей учитывается при проведении процедуры согласования прогнозив.
Прогнозный расчет отдельных показателей доходов баланса осуществляется с учетом их экономического содержания, назначения, видов ресурсов и порядка их формирования. При формировании показателей доходов учитываются:
прибыль государственных, коммунальных, общих, арендных, акционерных, кооперативных, частных и других предприятий, объединений, учреждений, банков, страховых и общественных организаций, фондов, работающих на территории страны
налог на добавленную стоимость, который является одной из форм косвенных налогов и сполна зачисляется в государственный бюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
акцизный сбор, который также является косвенным налогом на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), который включается в цену этих товаров (продукции)
амортизационные отчисления на реновацию основных фондов, которые осуществляются всеми субъектами хозяйственной деятельности, исходя из среднегодовой стоимости основных фондов и действующих норм отчислений;
отчисления на социальное обеспечение и социальное страхование, в которые включаются средства, которые отчисляются в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования предпринимательскими структурами всех форм собственности, и взносы граждан за счет их собственных доходов, а также средства от реализации населению путевок на лечение и отдых в санаториях и домах отдыха, вклады граждан по добровольному страхованию и другие поступления;
отчисления в Фонд занятости, которые определяются в зависимости от величины фонда оплаты труда с действующими нормативами отчислений, отчисления в Фонд конверсии и создания новых видов гражданской продукции, проводимых предприятиями Минмашпрома Украине по установленным нормативам себестоимости их продукции;
налоги и платежи населения, к которым относятся обязательные и добровольные платежи и взносы, а именно: подоходный налог с граждан, плата за землю, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, государственная пошлина, местные налоги и сборы ;
доходы от внешнеэкономической деятельности, которые состоят из доходов от экспорта продукции по государственным контрактам и импортной пошлины на товары, которые ввозятся субъектами предпринимательской деятельности;
прирост долгосрочных вкладов населения в сберегательных банках и приобретения ценных бумаг государства коммерческими банками и населением;
доходы от приватизации, поступающих от реализации объектов государственной собственности частным физическим и юридическим негосударственным-клиентам;
другие доходы бюджета и хозяйственных структур, в частности, отчисления на геологоразведочные работы, лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, поступления отчислений от превышения текущих доходов над расходами Национального банка, плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых; поступления от реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней; рентная плата за нефть и природный газ, добываемые в Украине, и разница в ценах на природный газ; поступления в Государственный инновационный фонд; отчисления на дорожное строительство, эксплуатацию и ремонт автомобильных дорог; кредитная эмиссия НБУ т.п.;
иностранные кредитные поступления в соответствии с правительственных соглашений и соглашений отдельных субъектов национальной экономики с иностранными финансовыми институтами, фирмами и компаниями;
доходы от транзита по территории Украины газа, нефти и других продуктов согласно объемов такого транзита за и рифами, которые определяются межправительственными угодами.
Во втором разделе баланса отражаются расходы, осуществляемые государством, субъектами хозяйственной деятельности всех форм собственности и уровней подчинения за счет собственных средств и различных финансовых институтов на развитие экономики, удовлетворение социально-экономических потребностей, социальная защита населения, оборону и управление, внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность государства, обслуживание государственного долга тощо.
Прогнозирование затрат баланса в целом осуществляется с применением экономико-математических методов, аналогичных прогнозированию доходов баланса. При этом учитываются их экономическое содержание, назначение и порядок формування.
Раздел расходов включает:
расходы на развитие экономики, осуществляемых государством и субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности и подчинения за счет всех источников финансирования на капитальные вложения, прирост оборотных средств, капитальный ремонт, проведение геологоразведочных работ, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства и другие мероприятия.
В состав расходов на капитальные вложения включаются: финансирование нового строительства производственных, социально-культурных объектов, жилья, дорог и тому подобное. Расходы на капитальный ремонт включают только расходы бюджета на эти цели. К расходам на содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства включаются расходы бюджета на указанные цели, кроме дотаций из бюджета, связанных с осуществлением государственного регулирования цен и тарифов на топливо и коммунальные послуги.
Другие расходы на развитие экономики включают средства за счет всех источников финансирования, направляемых на финансирование мероприятий по конверсии предприятий оборонного комплекса, финансирование национальной космической программы, создание мощностей по переработке лома и отходов драгоценных металлов, противоэпизоотические мероприятия, финансирование бюджетных учреждений и другие расходы агропромышленного комплекса
5.3. Состав и структура финансовых ресурсов в экономике государства ГЛАВА 6. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ