5.3. Состав и структура финансовых ресурсов в экономике государства
Экономическая природа и роль финансовых ресурсов определяется структурой форм образования и направлений их использования. По форме образования финансовые ресурсы - это, во-первых, накопление благодаря хозяйственной деятельности, отражающие первичное распределение вновь созданной стоимости. К их числу относятся прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления. Во-вторых, это ресурсы вторичного распределения и перераспределения вновь созданной стоимости. Это также прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов населения тощо.Соотношение определенных форм, в которых выступают финансовые ресурсы, отражает существующую систему использования финансов в регулировании экономической деятельности в государстве. Так, размер прибыли в значительной степени зависит от перечня затрат и отчислений, относимых на себестоимость продукции. Размер прибыли производителя также зависит от существующей системы косвенного налогообложения в государстве, размера торговых наценок, которые регулируются державою.
Структура финансовых ресурсов в государстве зависит от задействованной системы отображения величины потребленного в производстве основного капитала, т.е. существующей системы амортизационных отчислений. Если в соответствии с действующим порядком предпринимательские структуры учитываются только износ основных фондов, а восстановление осуществляется за счет использования прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, то амортизационные отчисления составят незначительный удельный вес в финансовых ресурсах. С их учетом увеличится и размер прибутку.
На структуру финансовых ресурсов в государстве влияет также имеется налоговая система, то есть тот размер перераспределения первоначальной величины финансовых ресурсов, который осуществляется с помощью налогов. Перераспределение посредством налогов объективно необходимый, но следует отметить, что размер налоговых поступлений всегда определяется объемом тех функций в сфере экономического и социального развития, которые взяла на себя государство и законодательно закрепила в Конституции и других нормативных актах. Размер налогов в финансовых ресурсах - это производная от имеющейся финансовой системи.
Состав финансовых ресурсов по своим формам в любой экономической системе одинаковый, но их структура зависит от уровня использования финансов в процессах распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в каждой держави.
Структура финансовых ресурсов в Украине на протяжении 1991 - 1999 годов характеризуется данными таблицы 3.
Наивысшую удельный вес в структуре источников финансовых ресурсов государства имеет прибыль. Но его доля в финансовых ресурсах значительно колеблется: если в 1991 году она составляла 39,1 процента, то в 1999 году - лишь 22,4 процента. Это связано прежде всего с ростом себестоимости продукции, работ и послуг.
Прямые и косвенные налоги с населения занимают второе по величине место в источниках финансовых ресурсов. В 1991 году их доля составляла 9,5 процента, а начиная с 1992 года неуклонно увеличивается. В 1999 году она составляла 24,5 видсотка.
Значительный удельный вес в финансовых ресурсах составляют отчисления на социальные нужды. их доля достаточно стабильна. В 1991 году они составляли 15,3 процента, а в 1999 году - 18,1 видсотка.
Относительно структуры источников финансовых ресурсов амортизационных отчислений, то есть ресурсов простого воспроизводства основных фондов, то в 1991 году их доля составляла 5,3 процента, а в 1999 году она увеличилась до 18,8 процента. Это положительная тенденция, которая будет влиять на технический уровень производственного потенциалу.
Доля прочих доходов хозяйствующих субъектов и бюджета значительно колеблется. В последние годы она несколько стабилизировалась. В 1995 и 1999 годах она составляла соответственно 21,3 и 14,9 видсотка.
Со структурой источников финансовых ресурсов тесно связана и структура их использования. Без рассмотрения структуры использования финансовых ресурсов нельзя получить полного представления об их содержании и составе. Конечно, использование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с потребностями данного этапа развития экономики, финансовой политики государства и с учетом других факторов как внутренних, так и внешних. Однако есть общие закономерности, обязательное соблюдение которых - требование системы управления економикою.
Различные направления использования финансовых ресурсов в конечном итоге можно разделить на три группы. Первая - это пополнение фонда возмещения. К нему относятся расходы на капитальный ремонт, дотации убыточным государственным предприятиям и отраслям хозяйства и т.д.. Ко второй группе относятся расходы, связанные с формированием фонда потребления. Это расходы на социальные гарантии населения, на социально-культурные мероприятия бюджетных учреждений и хозяйственных структур, на науку, оборону, управление и т.п.. Третья группа - это совокупность затрат на формирование фонда накопления. Это расходы на капитальные вложения, приобретение оборудования и инвентаря бюджетными учреждениями, расходы на внешнеэкономическую деятельность и резервного фондив.
Рассмотрение финансовых ресурсов по истоков создания в тесной связи с направлениями использования имеет важное значение для правильного определения границы их функционирования. В экономической литературе встречаются различные определения предела финансовых ресурсов. Между тем не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.
Понятие "денежные средства" значительно шире, но финансовые ресурсы выступают всегда в денежной форме. Денежные средства становятся финансовыми ресурсами тогда, когда они концентрируются в соответствующие фонды, для которых установлен порядок создания и використання.
Важной отличительной особенностью финансовых ресурсов является то, то они, в отличие от денежных средств, выражают не изменение форм стоимости, а финансовый результат процесса воспроизводства. Одновременно они свидетельствуют об имеющихся возможностях экономического и социального розвитку.
Структура финансовых ресурсов в Украине в течение 1991 - 1999 годов характеризуется данными, приведенными в таблице 4.
В структуре использования финансовых ресурсов, высокое удельный вес имеют расходы на социальные нужды (на социальную сферу за счет бюджета и хозяйственных структур и на социальные гарантии населению). Начиная с 1991 года их доля неуклонно растет. Если в 1991 году она составляла 33,8 процента, то в 1999 году - уже 45,8 процента. По нашим расчетам, при сохранении существующих направлений использования средств на указанные цели, доля расходов на социальные мероприятия в финансовых ресурсах будет иметь тенденцию к росту. Такой уровень расходов для государства обременительным и не способствует росту экономической активности. Поэтому необходимы меры по коренному пересмотру направлений использования ресурсов на эти потреби.
В условиях переходной экономики значительные ресурсы должны направляться на структурную перестройку выполнения целевых общегосударственных программ в сфере технического прогресса, охрану окружающей среды.
5.2. Валовой внутренний продукт как основной источник финансовых ресурсов | 5.4. Баланс финансовых ресурсов и расходов в государстве |