7.5. Баланс финансовых ресурсов и расходов регионов

Важной предпосылкой построения демократического государства является финансовая независимость органов местного самоуправления, что означает возможность самостоятельного решения вопросов комплексного финансового обеспечения экономического и социального развития данной территории, которая входит в компетенции соответствующего уровня местного управлиння.
Финансовая независимость местного самоуправления должно основываться на оптимальном учете интересов государства, предпринимательских структур, населения и местных властей. Учитывая это важным фактором является создание финансового механизма, который позволяет согласовать интересы предприятий, территорий и государства в эффективном использовании ресурсов. Такой финансовый механизм не должен сводиться к проблеме формирования местных бюджетов, а включать всю совокупность отношений по распределению и использованию финансовых ресурсов, которые создаются на данной территории. Поэтому одним из важных направлений финансовой деятельности является составление баланса финансовых ресурсов и расходов соответствующей територии.
Баланс финансовых ресурсов и расходов территории - это документ, который отражает создание и использование финансовых ресурсов в рамках данного административно-территориального образования. Основная задача баланса заключается в том, чтобы отразить: весь объем финансовых ресурсов, которые создаются и используются на соответствующей территории, во всех секторах экономики независимо от подчинения, ведомственной принадлежности хозяйствующих субъектов, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых и перераспределяются бюджетом данного территориального образования ; взаимоотношения бюджета территории с высшими бюджетами.
Важным назначением баланса финансовых ресурсов и расходов территории является влияние на процесс общественного производства с целью повышения его эффективности. Баланс является информационной базой, исходным документом для анализа производственной и финансовой деятельности отраслей экономики территории, для разработки и внедрения рациональных методов мобилизации средств и их использования, осуществление мероприятий по повышению эффективности работы предприятий, организаций и установ.
Баланс финансовых ресурсов и расходов территории дает возможность:
определить * общий объем финансовых ресурсов территории, а также оптимальную величину финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на решение задач в будущем
обеспечить соответствие между финансовыми ресурсами и планами социально-экономического развития территорий;
выявить сбалансированность финансовых ресурсов, необходимых для полного обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию территории;
обеспечить взаимосвязь с показателями валового внутреннего продукта территории, а также с показателями баланса денежных доходов и расходов населения, с показателями доходов и расходов бюджета данного территориального образования;
определить место и участие территории в формировании финансовых ресурсов государства;
установить финансовые взаимоотношения данной территории с общегосударственным централизованным фондом финансовых ресурсив.
Баланс состоит из двух разделов: первый - доходы, второй - расходы. В раздел доходов баланса относятся финансовые ресурсы, созданные на данной территории и сконцентрированы в соответствующем бюджете, в распоряжении хозяйственных структур, в централизованных и децентрализованных целевых фондах, кредитных учреждениях, а также ресурсы, привлекаемые от международных финансовых институтов и зарубежных инвесторов. В частности, к доходам баланса относятся прибыль всех хозяйственных субъектов, расположенных на данной территории, независимо от форм собственности и подчиненности, причем прибыль отражается в виде свернутого сальдо. Прибыль является одним из основных источников финансовых ресурсов территории, в котором отражаются важные качественные сдвиги в экономике территориального образования. Сдвиг, характеризующие повышение эффективности виробництва.
Налог на добавленную стоимость, который является частью чистого дохода, создаваемого на территории, входящей в баланса финансовых ресурсов по месту производства налогооблагаемой продукции (работ и услуг). По принципу места создания определяются также доходы баланса по другим источникам, которые в соответствии с действующим порядком отнесены полностью или частично в общегосударственных доходов и податкив.
Акцизный сбор отражается в балансе так же, как налог на добавленную стоимость, по месту производства товаров (продукции), подлежащих оподаткуванню.
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов осуществляются всеми субъектами хозяйственной деятельности, расположенными на данной территории, исходя из среднегодовой стоимости основных фондов и действующих норм отчислений. Они являются важным источником расширенного воспроизводства основных фондов и, следовательно, создают фонд средств, используется субъектами предпринимательской дияльности.
Сборы на социальное обеспечение и социальное страхование является частью прибавочного продукта. Однако в отличие от фондов накопления и потребления, они непосредственно не потребляются, а резервируются для последующего направления на расходы целевого назначения. Эти собрания осуществляются за счет первичных доходов хозяйственных структур и населения и является формой создания централизованных фондов целевого назначения - Пенсионный фонд и Фонд социального страхування.
Сборы на социальное обеспечение и социальное страхование отражаются в балансе в объеме полной их величины, исчисленной всеми субъектами предпринимательской деятельности на данной територии.
К сборов в других централизованных фондов целевого назначения входят сборы в Фонд содействия занятости населения, Фонда охраны окружающей природной среды и т.п.. К централизованным фондам относятся внебюджетные фонды органов местного самоуправления, а также валютные фонди.
Внебюджетные фонды создаются по решению соответствующих советов и используются на дополнительные меры по развитию экономики территории и на социальные проблемы. Эти фонды формируются за счет дополнительных доходов, полученных за счет осуществления местными органами мер по решению экономических и социальных проблем; доходов от местных займов, лотерей, аукционов; штрафов, устанавливаемых местными советами; платы за регистрацию субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, в состав внебюджетных фондов органов местного самоуправления базового уровня включаются: арендная плата за землю; часть штрафов за нарушение экологического законодательства, за административные нарушения; доходы от реализации бесхозного имущества тощо.
Валютные фонды органов местного самоуправления формируются за счет: отчислений от валютной выручки субъектов хозяйствования, расположенных на данной территории; выручки от реализации товаров и услуг иностранным юридическим и физическим особам.
Налоги и платежи населения учитывают как обязательные, так и добровольные платежи и взносы. К ним относятся подоходный налог с граждан, плата за землю; налог с владельцев транспортных средств; налог на промысел; государственная пошлина; местные налоги и сборы, взимаемые на данной територии.
Прирост долгосрочных вкладов населения является источником кредитных ресурсов, которые могут быть использованы для развития экономики региона. Сумма этого прироста определяется по данным сберегательных и коммерческих банков. Следует отметить, что она также отражается в балансе денежных доходов и расходов населения територии.
Доходы от приватизации поступают от реализации объектов государственной и коммунальной собственности, расположенных на соответствующей територии.
Доходы от внешнеэкономической деятельности включают импортные пошлины на товары, которые ввозятся субъектами предпринимательской деятельности данного территориального утворення.
Другие доходов бюджета и хозяйственных структур относятся, в частности, лесной доход, плата за воду; дивиденды, полученные от акций и ценных бумаг, принадлежащих государству в акционерных обществах, созданных при участии предприятий коммунальной собственности соответствующего уровня; поступления от местных займов и денежно- вещевых лотерей, плата за землю субъектов предпринимательской деятельности, находящихся на данной территории; сборы и другие неналоговые доходы, сбор на дорожное строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог тощо.
В доходной части баланса предполагается поступление средств из государственного бюджета для предоставления дотаций и субвенций соответствующему местному бюджету.
Во втором разделе баланса финансовых ресурсов и затрат территории отражаются расходы, осуществляемые из соответствующих местных бюджетов, субъектами предпринимательской деятельности, расположенных на территории, за счет собственных средств, расходы по централизованных и децентрализованных фондов целевого призначення.
В раздел расходы включают расходы на развитие экономики, которые осуществляются субъектами предпринимательской деятельности на данной территории, а также расходы соответствующего местного бюджета на это. В их состав входят расходы на капитальные вложения за счет всех источников финансирования, другие расходы по созданию основных фондов, расходы на капитальный ремонт бюджетных организаций и учреждений, жилого фонда местных советов, автомобильных дорог и объектов местного подчинения, а также текущие расходы на развитие экономики територии.
Расходы на дотации включают ассигнования из местного бюджета на выплату разницы в ценах на газ и твердое топливо, реализуемые населению, дотации жилищно-эксплуатационным организациям и коммунальному хозяйству, дотации городскому электротранспорта, автомобильного транспорта, метрополитена тощо.
К расходам на социальные гарантии населению входят: ассигнования из местного бюджета на выплату помощи на детей, помощь гражданам с минимальными доходами на жизнь; жилищные субсидии для покрытия расходов по оплате электроэнергии, сжиженного газа, твердого и жилищно-коммунальных услуг; выплата помощи одиноким матерям и матерям, ухаживающим за детьми, предоставление дополнительных льгот ветеранам и инвалидам войны тощо.
К расходам на социально-культурные мероприятия относятся расходы за счет местного бюджета на содержание дошкольных детских учреждений, общеобразовательных школ всех видов, финансирование других мероприятий по общего образования, расходы на культуру, здравоохранение, физическую культуру и молодежные заходи.
Расходы на пенсии и помощь включают расходы, которые финансируются из Пенсионного фонда соответствующей территории и Фонда социального страхования, а также за счет местного бюджета на выплату пенсий и пособий пенсионерам всех категорий, на помощь в период временной нетрудоспособности и другие виды допомог.
К расходам на управление входят расходы на содержание органов законодательной и исполнительной власти, местного и регионального самоврядування.
К расходам на обеспечение занятости населения относятся расходы, которые финансируются в пределах сметы Государственного фонда содействия занятости населения территориальным центрам занятости по соответствующим програмами.
К расходам за счет децентрализованных фондов целевого назначения включают расходы из внебюджетных фондов и валютных фондов органов местного самоуправления. Сметы расходов этих фондов утверждаются местными радами.
К расходам хозяйственных структур на социальные мероприятия относятся расходы предприятий, организаций на материальное поощрение, улучшение жилищных условий работников, организаций отдыха и лечения и другие социальные мероприятия за счет их собственных прибуткив.
К прочим расходам хозяйственных субъектов относятся расходы на создание резервных фондов, благотворительные мероприятия и другие, которые осуществляются за счет их прибуткив.
Другие расходы бюджета включают затраты на содержание штабов и войск гражданской обороны, финансируемых из соответствующего местного бюджета, затраты на создание резервных фондов, охране окружающей природной среды, передачу средств в низших местных бюджетов. В расходной части баланса предусматривается также передача средств из местного бюджета низшего уровня бюджета высшего ривня.
Для определения сбалансированности показателей баланса финансовых ресурсов и затрат территории в него вводятся показатели превышения доходов над расходами или расходов над доходами.
7.4. Финансовые балансы в экономической системе государства Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ